Новости

  • 12 СЕНТЯБРЯ
    Первый в начинающемся после летних отпусков, Конвент Великой Ложи «Великий Восток Народов России»
    more
  • 21 СЕНТЯБРЯ
    Агапа священных уз
    more
  • 1 ИЮНЯ
    Заседание Великого Востока Народов России
    more
  • 9 МАРТА
    Stresa, Italia 9 марта 6019 Состоялся Convento Масонских Послушаний
    more
  • 9 МАРТА
    Stress, Italia 9 марта 2019 Конференция «Единство в Многообразии» Противодействие дискриминации!
    more
  • 18 ФЕВАЛЯ
    Зодческая, Подмастерья ВВНР, Сестры О:К:
    more
Подписаться на новости

Архив новостей...

Символика камня.

 

Зодческая работа брата Дмитрия Подгорнова

 

Камень, как символическое понятие, занимал и занимает важное место в культурах различных стран и народов мира. Долговечность, постоянство и величественность форм материального воплощения камня всегда производили глубокое впечатление на сознание человека. Имеет он и свое особое место в масонстве.

Древние грандиозные сооружения из камня, храм, возведенный Хирамом для царя Соломона из камня, египетские пирамиды и Сфинкс – тот факт, что люди старались создавать строения, предназначенные для посвятительных, религиозных и, вообще, для целей духовного роста человека, используя материал из камня, подчеркивает то, что строители пытались придать дух вечности, умиротворенности и неизменной мудрости не только самим строениям, но духу своих учений.

Вертикально стоящие камни (Менгиры), колонны готических храмов часто служили символами солнца, напоминая формой его лучи. Возможно, именно эта символика лежит в основе гигантских ансамблей вертикальных и плоских камней древних сооружений, тысяч менгиров (стоящих камней) и дольменов (лежащих камней, столов), расположенных по кругу или в виде аллеи в Стоунхендже, на острове Пасхи, на Мальте и других точках Земли.

Сооружения Стоунхенджа, приписываемое друидам и построенное из камней больших размеров, возможно, представляет собой календарь или циферблат солнечных часов, предназначенный для определения момента равноденствий и солнцестояний. Для современной науки до сих пор является загадкой возможность древних людей возводить подобные сооружения.

Менгир (символ активности, солнечных лучей, мужественности, силы, фаллический символ) в сочетании с плоским камнем (женское начало, материя) часто понимается как древнейший символ андрогинии. У друидов, создавших Стоунхендж, такое сочетание символизировало момент зарождения нового солнца в момент зимнего солнцестояния. Сам день зарождения нового солнца (праздник Бога Солнца) считался, вместе с днем летнего солнцестояния, наиболее подходящим моментам для инициации кандидатов.

На вершине горы Синай Моисей получил два камня, на которых Богом Израилевым были начертаны Десять Заповедей. Камни были сделаны из божественного сапфира Шетия, основой, порождающего миры. Образованный из Небесной росы и разделенный дыханием Бога, на двух своих частях камень нес буквы закона. Моисей мог читать буквы с обеих сторон камня, поскольку он был прозрачным, а буквы были огненными. Но, Моисей посчитал недостойным принять сапфировые скрижали, желая сохранить неизменной божественную тайну. Вместо них он вырезал на двух грубых камнях скрижали божественного Закона, возвращая на землю только отражение, тень высшей мудрости.

Две скрижали означают, соответственно, высший и низший миры, отеческие и материнские образующие принципы, их изначальная неразрывность символизирует андрогинную вечность, благословленную свыше.

Культы белых и черных камней существовали в древности на Востоке у арабов, у римлян и галлов, и были непосредственно связаны с культом света, с желанием разделить Свет и Тьму. Черный камень (женский, отрицательный, темный) – воплощает в себе жизнетворящую природу, материальную основу, белый камень соответствовал чистоте духа. Почитаемая реликвия мусульман, черный камень Каабы, - камень прощения, поначалу, полученный от Бога, был белым, однако за многие столетия стал черным, от грехов миллионов верующих, - ведь достаточно было его поцеловать, чтобы очиститься от прегрешений. В день Воскрешения этот камень будет свидетельствовать в пользу верных.

В Китае камень служил символом долголетия, воплощая изначальный смысл вечности, его изображают на картинах, которые дарят пожилым людям. Наделенный магической мощью, камень является воплощением силы, на улицах клали валуны с надписью: «Все возьмет на себя камень», перед зданиями можно было встретить каменных львов.

Если менгиры в древних культах Греции и Рима часто несли активно-мужской, инициирующий, фаллический смысл, то каменные пещеры, ямы и углубления символизировали пассивно-женский, рождающий, материнский смысл. Прослеживая определенную символическую связь можно отметить, что Митра появился на свет из расколовшегося камня именно в пещере. Иисус в христианской традиции был рожден непорочной девой Марией также в пещере.

Прочность и долговечность сооружений из камня может служить символом Фундамента храма Истины и Веры. В христианской традиции Христос называл ученика Симона Петром (лат. – камень) – возможно, имея в виду, что его ученики создадут фундамент учения, впоследствии выросшего в богатую христианскую традицию. В средние века камни, используемые при возведении соборов, символизировали членов общины, соединенных в строительстве здания Веры и Истины. Каменные стены символизируют магическую ограду, скрепляющую собою мир между людьми. Каждый камень – воплощение одной из добродетелей, без которой нельзя обойтись на пути посвящения: Милосердия, на котором построен божественный дворец, Смирения перед небесными сокровищами, Терпения, озаряющего нашу сущность и Чистоты, придающей человеку необходимую твердость (св. Бернард).

Предшественники современного масонства, братства оперативных вольных каменщиков, поручали ученикам тяжелую работу по обтесыванию грубого камня и приданию ему правильной формы. Храм современной масонской ложи и поныне украшают грубый, необработанный камень, символически изображая несовершенство духа и сердца, которые должен исправить каждый масон, юную душу и недисциплинированный ум кандидата, все еще погруженного во мрак невежества; кубический или краеугольный камень – символ совершенства, к которому стремится каждый масон, величественность и вечность стремления к Истине, символ человека уравновешенного и владеющего собой, отвечающего требованиям духа, символ души, стремящейся подняться к собственным истокам. Обработка камня – вечный символ пожизненного труда каждого масона.

При закрытии работ кружка пожертвований обычно приносит «плоский камень», символизирующий жизнетворящую природную силу. Соединенная с духом братской любви и самопожертвования, материнская, рождающая сила «плоского камня» отражает стремление масона к укреплению и строительству братства вольных каменщиков, мире гармонии и терпимости, к которым стремится каждая ложа в своих работах.

И особое место занимает символика Философского Камня, пирамидального камня, алхимически полностью очищенной Соли, кристаллизовавшей материализм Ртути и закрепившей ее в активной Сере, – символа истинной мудрости, центру устремлений каждого масона. Цитируя брата Менли Холла: «Философский Камень есть древний символ совершенства и возрождения человека, божественная природа которого сияет сквозь простую оболочку. Точно так же, как необработанный алмаз, только что извлеченный из графита, является безжизненным и непривлекательным, божественная природа человека в его падшем состоянии мало проявляет свою лучезарность». В руках Божественного Гранильщика человеческая душа превращается в сияющий бриллиант, отражающей славу ее Творца. «Тот, кто обладает Философским Камнем, обладает Истиной, величайшим из сокровищ, и тем самым он является владельцем такого богатства, которое не поддается подсчету, он является бессмертным, потому, что Разум не знает смерти, и тем самым он извлечен из невежества – самой отвратительной болезни.» Он есть божественная сила, которую находят только те, кто охотно отдает за нее свою земную силу.