Новости

  • Генеральная Ассамблея Великого Востока Швейцарии в масонском Храме в Женеве
    more
  • Новый Президент CLIPSAS Francois Padovani. 11.11.17 Geneva
    more
  • Интервью Луиджи Прунети - Великого мастера Традиционного итальянского масонского Послушания.
    more
  • Конвент Великой Ложи Италии КАМЕЯ 1958
    more
  • Конвент Великого Востока Швейцарии
    more
  • Совместное заседание Послушания ВВНР
    more
Подписаться на новости

Архив новостей...

Зодческая работа «Женское масонство. Истоки и хронологиия»

Зодческая работа «Женское масонство. Истоки и хронологиия»   

 

 

Предыстория.  Считается, что первая смешанная ложа появилась в Гааге в 1751 году, однако есть версия, правда, до сих пор ничем не подтвержденная, что женское масонство в качестве продолжателя женских жреческих орденов Древнего мира появилось одновременно с образованием мужских лож. Существует доказательство, что некоторые женщины были в состоянии получить мастерство в различных корпорациях еще до возникновения спекулятивного масонства. Это, например, могло случиться при смерти мужа-масона. Об этом свидетельствует, в частности книга торгов Парижа (1268), Устав Гильдии плотников в Норвиче (1375).

Первой женщиной - масоном была г-жа Олдворт из Ньюмаркет, графство Корк в Ирландии. Родилась она в 1713 году, ее отец и братья были членами аристократической масонской ложи.  В 1732 году, в то время как отец Doncraile, его почтенный брат, организовали свои работы дома,  молодая женщина сделала дыру в стене и ей удалось наблюдать заседание. Будучи пойманой, ее поведние привело к двухчасовым дебатам братьев, после чего было принято решение предложить ей выбор между инициированием и смертью. Она приняла инициирование и оставалась активным членом вплоть до своей смерти в возрасте 95 лет.          

Итак, с первыми попытками приема в ложу женщин появилось новое движение, - адоптивное или совместное масонство, но так называемые регулярные ложи, то есть ложи, учрежденные под эгидой какой-​либо из великих юрисдикций мира и следующие букве изначальных уставов (ее члены признают существование Великого Архитектора Вселенной, не обсуждают на собраниях вопросы, касающиеся религии и политики, и проводят торжественные ритуальные работы при открытой Книге Священного Закона), до сих пор отказывают женщинам в праве приема.

Как бы то ни было, наиболее заметными в Европе среди подобных лож стали французские, весьма активно действовавшие в период с 1770-х по 1780-е годы. Надо, однако, сказать, что по «Конституции» Андерсена от 1723 года женщин категорически запрещалось принимать в масоны. Этот запрет вовсю действовал в Великобритании и в британских колониях в Америке (до обретения ею независимости, после чего Америка по числу «женских» лож быстро обогнала Европу), но континентальная Европа его нарушала. Адоптивные ложи давали дамам возможность общаться в кругу своих единомышленниц, разделявших просветительские и филантропические идеалы, молиться Великому Архитектору Вселенной - Богу масонов и ньютоновской науки, придумывать ритуалы и произносить речи. Главной фигурой на женских масонских церемониях была «королева амазонок». В окружении «сестер», наделенных военными званиями, «королева» совершала обряды инициации не только женщин, но и мужчин. Катехизисы адоптивных лож призывали женщин сопротивляться несправедливой власти мужчин, сбросить с себя их иго, подчинить отношения в семье своей воле и распоряжаться частной собственностью на равных с мужьями правах. На одной из церемоний «королева» вопрошала «великого патриарха», на каком основании мужчины считают себя собственниками и хозяевами женщин, а затем требовала, чтобы «сестры» освободились от этого рабства и относились к мужчинам, которые не примут их свободы, как к тиранам. Таким образом, в 1780-е годы французские масонские ложи способствовали если не эмансипации, то значительному прогрессу в отношениях между мужчинами и женщинами. Поэтому неверно было бы думать, что француженки приобщались к Просвещению только в собственных гостиных или в частных парижских салонах, - нет, этот процесс происходил и в адоптивных ложах. Здесь сам собой возникает естественный вопрос: какую роль играла или играет женщина в системе масонства?
 

Разумеется, здесь роль женщины та же, что и в любой политической системе, - любым способом выведать или получить от мужчины нужную для организации информацию, передать сообщение, наладить связи, создать почву для дальнейшего манипулирования субъектом в нужном ключе и тому подобное, короче - работать в интересах хозяев, или Мастеров, ложи. Иными словами, женщина является своеобразным орудием для достижения целей масонских организаций, той незаметной «подосновой» айсберга, которая позволяет ему двигаться к своей цели.
 

Исторической вехой в женском масонстве стал 1774 г., когда Великий Восток стал независимой федерацией масонских лож, в том числе и адаптивных лож, получивших в рамках конфедерации официальный статус и признание. Подобные ложи, по-прежнему имевшие те же имена, что их мужские двойники, быстро распространились по всей стране. Они были очень разнообразны, а некоторые из них, особенно парижские, приобрели значительный авторитет и престиж. В частности, Адаптивная Ложа «Девять Сестер» была женской группой, активно поддерживающейся мужской Ложей, в которой в 1778 году был посвящен Вольтер. Еще одна La Candeur, (Чистосердечие), созданная в 1775 году была настолько активна и знаменита, что вскоре затмила своего мужского «двойника» — мужскую Ложу, которая ее создала. Такая ситуация, правда, явилась причиной быстрого ограничения ее самостоятельности. Деятельность подобных лож сильно различалась, но в основном тяготела к филантропическим целям. Впрочем, различные события время от времени заставляли их членов все более и более интересоваться обществом и процессами, происходящими в нем.

Временем официального рождения либерального масонства можно считать вторую половину XIX века, когда произошло несколько событий, не имевших прецедентов до этого в масонском мире. Французская революция отменила все ложи, как адаптивные, так и мужские. После окончания революции, в период Империи, адаптивное масонство, как и масонство в целом было восстановлено и продолжало развиваться, несмотря на все превратности XIX века. Впрочем, уже без того романтического ореола, которым обладало прежде. Оно утеряло свое новаторство и мятежный дух и превратилось в инструмент власти, собирая преданную Бонапарту элиту вокруг нескольких известных фигур, таких как Жозефина де Богарне и Каролин Бонапарте. Адаптивное масонство стало престижным знаком для почти тридцати лож, большее количество которых находились в Париже. Большинство членов этих адаптивных лож не интересовались теперь проблемами общества, а занимались поверхностными вопросами.

В 1877 году Великий Восток Франции отменил в своей Конституции требование о необходимости для своих членов веры в Высшее Существо и бессмертие души, посчитав этот личным делом каждого. В 1882 году французская ложа «Свободные Мыслители» посвятила женщину, Марию Дэзрэме. Вместе с собратьями — масонами, Деразме, организовала в 1983 г. смешанную масонскую юрисдикцию Le Droit Humain («Права Человека»).

С 1870 года появились первые посвященные женщины и в ложах устава Мемфис.  Великий Восток Франции, возникший в 1773 году, является одной из старейших Великих Лож во Франции. Это самое крупное французское послушание. В ВВФ работают по Французскому, Французскому Восстановленному, Древнему и Принятому Шотландскому, Шотландскому Строгому Уставам (ритуалам) и Уставу Мемфис-Мицраим. В 1774 году после введения Адоптивного Устава в ряде своих лож он издал указ разрешающий их использование, после чего Герцогиня Бурбонская была избрана первой Великой Мастерицей Франции.

В начале ХХ века Великая Ложа Франции помогла возродиться адаптивным ложам и приняла конституцию, регулирующую их функционирование. 29 мая 1901 года Le Libre Examen («Свобода совести»), первая из созданных лож, провела дискуссию на тему «Место женщины в обществе». Первой Великим Мастером (титул дающейся Досточтимому мастеру адаптивной ложи) стала М. Бертхольт. Она была преемницей Бланш Мюрат, которая перешла из мадридской Ложи «Свободный Восток» и была принята в «Свободу совести» вскоре после ее создания. Эта ложа стала первой ложей Великой женской ложи Франции и Б.Мюрат стала номером один в ее списках. «Новый Иерусалим» — вторая ложа, — инсталлированная Великой Шотландской символической ложей, вошла в состав Великой Ложи Франции 31 мая 1907 г. Несмотря на Первую мировую войну, женское масонство продолжало утверждаться. Еще девять лож были созданы между июлем 1923 и декабрем 1936. Таким образом, к 1936 году их стало 11.

В 1935 году в ходе Конгресса братья, члены Великой ложи Франции, без консультаций с сестрами решили дать адаптивным ложам полную автономию и помочь им создать чисто женскую Великую Ложу. Решение было выражено следующей фразой: «Конгресс доверяет нашим сестрам честь утверждения женского масонства вровень с нашим». Вероятно, еще не чувствуя в себе сил справиться с такой задачей, большинство сестер решили сохранить свое прежнее положение. В течение года они организовали и оформили Ежегодный конгресс адаптивных лож и Великий Секретариат из пяти человек. Анна-Мария Педено-Жантили была избрана единогласно и руководила всеми общими сессиями в течение двух лет. К несчастью, Вторая мировая война рассеяла женщин-масонок, многие из них оказались в концентрационных лагерях вместе с Братьями, другие приняли активное участие во Французском сопротивлении.

Если же говорить о статистике, то в середине XVIII века общая численность масонских лож составляла порядка 50 тысяч человек - включая как европейцев, так и американцев, но женщин среди них было буквально несколько сотен. К 1785 году число женщин-​масонов достигло примерно 1500 человек. И хотя большинство лож по-​прежнему придерживалось «канонического» устава и не допускало в свои ряды ни женщин, ни крестьян, ни рабочих, ни, уж тем более, рабов, тем не менее ложи в своем стремлении к равенству и достоинству, к независимости, свободе слова и веротерпимости были обращены в будущее, в царство прав человека и эгалитарных идеалов, в мир общечеловеческих равенства и братства, невзирая на половую, расовую и религиозную принадлежность. Естественно, с ходом времени и по мере установления принципов равноправия между полами число женских лож увеличивалось, в XX веке, особенно в конце, достигнув внушительного числа. 

Наибольшее количество таких организаций ныне сосредоточено в США, стране, славящейся своими свободами, равноправием и возможностями для всех. Поэтому, говоря о женских ложах, мы имеем в виду прежде всего американские, которые, как и все американское, сегодня задают тон в женском масонском движении.
 На данный момент в США насчитывается великое множество женских масонских организаций, но самыми влиятельными из них являются, пожалуй, следующие: «Орден восточной звезды» (2 500 000 членов и многочисленные филиалы во всем мире), «Белый храм Иерусалима» (ложа основана в 1894 году), «Пурпурный орден», «Дочери Нила», «Дочери Моканны», «Орден радуги» и «Дочери труда» (последние две ложи - молодежные, с преимущественным правом избрания в них девушек).

Самая именитая и влиятельная ложа, состоящая главным образом из женщин, - это «Орден восточной звезды». Ложа была основана в Нью-​Йорке 28 декабря 1868 года адвокатом и филантропом из Бостона Робертом Моррисом. Несмотря на то что основателем ложи был мужчина, со временем, однако, ее ряды настолько пополнились женщинами-​масонами, что орден был признан преимущественно женским. Члены ложи должны быть старше 18 лет, иметь безупречную репутацию и быть квалифицированными мастерами (точнее - мастерицами) своего дела. Каждое отделение ложи состоит из 18 сановников (офицеров), большинство которых женщины. Возглавляют ложу Великая Матрона и Патрон. Предполагается, что должность Патрона может занимать исключительно мужчина. Однако если на этот пост отсутствует подходящая мужская кандидатура, то в роли Патрона может выступать и женщина.
 В основе идеологии ложи - женские библейские образы. Тем не менее в организацию открыт доступ людям самых разных конфессий.

Эмблема ордена - пятиконечная звезда, олицетворяющая звезду Вифлеема. Орден в основном занимается образовательной и научной деятельностью, но уделяет много времени и благотворительным акциям. Что касается структуры современных женских лож (под словом «женский» мы имеем в виду смешанные ложи с преобладающим в них женским составом, потому как чисто женские ложи представляют собой не что иное, как феминистские клубы по интересам), то они по сложившей традиции имеют, как правило, три или четыре степени посвящения, а в их ритуалах особую роль играет символ запретного плода, яблока Евы, отведать которое ее искусил Лукавый. Поэтому при возведении кандидатки во вторую степень ей задается вопрос: «Вы - наш товарищ?» Подразумевается, что на это последует ответ: «Мне известен запретный плод». Далее посвящаемая дает масонскую клятву: «Клянусь никогда не есть зерен яблока, ибо они заключают в себе семя запретного плода. Клянусь не снимать этой ночью подвязку ордена и никогда не выдавать тайны», - что подразумевает избегание каких-​либо любовных связей в будущем.  Следует отметить, что ритуал женского масонства в гораздо большей степени, чем мужского, пропитан символикой Ветхого Завета. Так, при посвящении Совершенной Мастерицы в четвертую степень ей открывают тайну, которая заключается в том, что первое заседание ложи происходило не где-​нибудь, а в раю, когда Адам и Ева были невинны и не познали греха; что второе заседание состоялось в ковчеге Ноя во время потопа; что в третий раз заседали три ангела, посланные Богом к Аврааму; что четвертое заседание имело место в пещере, когда ангелы после разрушения Содома посетили Лота и его семью, а пятое было проведено Иосифом, когда он обрел своего брата Вениамина. Разумеется, ходит много версий и всякого рода «сказок» о женском масонстве и о специфике его ритуалов, но, судя по всему, каких-​либо строго установленных, идентичных обрядов, общепринятых для всех женских масонских лож, не существует. Есть лишь определенные императивы, или указания, которым должна следовать каждая женская масонская организация, но обычаи и порядки внутри ложи задаются самими основательницами либо мастерицами.
     

Одна из самых известных женщин-​масонов нашего времени - Элеонора Рузвельт, жена 32-го президента США Франклина Делано Рузвельта, руководительница американского женского масонства, посвящавшая все свое время проблемам женщин. Вполне возможно, что возглавляемая ею ложа представляла собой некий феминистский клуб, где, скорее всего, обсуждалась дискриминация женщин в США и предпринимались посильные меры по ее смягчению, но при этом, однако, нельзя не отметить, что само наличие женщины в мире, и не только в масонском, придает ему новые специфические «вкус» и «изюминку», некую неординарность и своеобразную глубину. Так что, воистину, cherchez lafemme!

 

 

Великая Женская Ложа Франции (http://www.glff.org/internet/index.php) международная женская масонская организация, насчитывающая более 12 000 членов, объединенных в более 300 лож по всему миру. Как самостоятельная ВЛ работает с 1952 года. Исключает из своих принципов ландмарку о чисто мужском членстве в масонстве, признает право на свободу совести каждого, но, соответственно, светских характер современного общества в целом.

Ложи ВЖЛФ работают по нескольким уставам (ритуалам) — Древнему и Принятому Шотландскому Уставу, Французским Уставам, Шотландскому Строгому Уставу. Великая Символическая Ложа Франции — эта ложа работает по Уставу Мемфис Мицраим, в котором посвящения проходят до 95 градуса. В ВСЛФ насчитывается около 1000 братьев и сестёр, и эта ВЛ является смешанной.

В 2007 году Великий Восток отклонил предложение Великого Мастера Жан-Мишеля Килардета обсудить возможность членства в ложах женщин. Летний конвент (собрание представителей лож) 2010 года, после бурных дебатов и с перевесом всего в несколько голосов «за», позволил ложам проводить инициацию женщин.

 

Россия.Как и многое другое, что вошло в русскую жизнь со времен Петра I, масонство проникло к нам с Запада. “Любимец Петра Великого Лефорт был масон и, вероятно, сообщил сведения о масонстве своему великому монарху, так как тогда учрежден был масонский орден Святого Андрея”. Но, все-же, Настоящая история русского масонства начинается только с 1770-х годов с внедрением в него Елагинской и Циннендорфской (Берлинско-Шведской) систем. Ведущую роль среди русских масонов этого времени играл Иван Перфильевич Елагин (1725-1794). Писатель, сенатор, управляющий императорскими театрами (1766-1779), он был, в то же время, и одним из самых деятельных пропагандистов вольного каменщичества в нашем отечестве. 22 мая 1770 года в Петербурге была открыта Великая Провинциальная ложа России, работавшая по системе трех иоанновских степеней и имевшая непосредственную связь с берлинской ложей “Ройял Йорк” - филиалом Великой ложи Англии в Пруссии. В 1782 году на Вильгельмсбадском конгрессе Россия была признана самостоятельной 8-ой масонской державой.

Следующий этап развития масонского движения в России связан с именем Н.И. Новикова, который видел в масонстве, прежде всего огромные возможности просвещения. Общая численность масонов России в XVIIIвеке по разным оценкам составляла около тысячи человек, - самых влиятельных и прогрессивных наших соотечественников. За масонами начала XIXвека стояла либеральная аристократия.

Первые сведения о существовании женщин масонов в России упоминаются  во введении к своему известному труду «Доказательства заговора против всех религий и правительств Европы», впервые опубликованному в Эдинбурге в 1797 году, Дж. Робайсон описывает встречи с российскими масонами в начале 1770-х годов и, в частности, упоминает следующее: «Мое масонское звание позволило мне получить самое изысканное удовольствие от посещения женской Loge de la Fidelite, где каждая церемония проникнута высшей степенью изящества, во всем видно внимательное уважение к прекрасным сестрицам, которые напевают старинную песню о братской любви с самой утонченной чувствительностью. Я не думаю, что парижское масонство 45 степеней может доставить мне такое наслаждение. Я столь многого успел достигнуть в ней, что удостоился чести назначения братом-ритором». Если Loge de la Fidelite действительно существовала, то, скорее всего, она состояла при английской ложе Совершенного союза, которую посещал в Петербурге Робайсон. Однако, к сожалению, никаких подтверждений словам Робайсона мы не имеем.

По сведениям историка А.И. Серкова, в Российской империи действовало всего три адоптивные ложи: ложа «Трех коронованных сердец», основанная весной 1799 года в Митаве, ложа «Совершенной верности», работавшая с 1780 года в Вильне, и житомирская ложа «Рассеянного мрака». Ложа «Совершенной верности», возглавляемая графиней Пржездецкой (урожденной Радзивилл), была составлена преимущественно из виленских аристократок и прочными узами связана с мужской ложей «Совершенного соединения (согласия)», некоторые члены которой входили и в ложу «Совершенной верности». Учреждение ложи «Трех коронованных сердец» явилось следствием визита в Митаву известного авантюриста Калиостро. Основатель собственной египетской системы масонства, допускавшей в ложах участие вольных каменщиков обоего пола (он даже объявил свою жену Лоренцу Великим мастером), Калиостро создал ложу в Митаве для исполнения более амбициозного плана. Он намеревался заслужить доверие местных высокопоставленных братьев и сестер и с их помощью добиться открытия под своим началом адоптивной ложи в Петербурге, в рядах которой он мечтал увидеть саму императрицу Екатерину II. Одним из первых знакомцев Калиостро в столице стал прибалтийский барон Карл-Генрих Гей-кинг, полковник на русской службе и масон. Командированный в Варшаву вскоре после приезда Калиостро, Гейкинг быстро проник во все масонские дела города и стал одним из учредителей адоптивной ложи, имевшей собственные церемонии, знаки отличия и степени и носившей имя Гипатии (ок. 370—415), убитой христианами в Александрии женщины-философа, математика и астронома, сторонницы неоплатонического учения. По словам Гейкинга, ложа состояла из дам высшего общества и выдающейся любезности и пользовалась большим успехом.

Проводниками масонского влияния в России накануне революции были: Религиозно-философское общество во главе с А.А.Каменской, Русское Антропософское общество (председатель Е.В.Васильева).

Обобщая имеющиеся разрозненные факты и свидетельства, можно отметить, что, в целом, роль женского масонства в России незначительна, но радует то обстоятельство, что в отличае от феминистической направленности деятельности многих западно-европейских и американских сообществ, русское масонство своей целью ставило не только просвещенческую и благотворительную деятельность, но и продвижение гуманистических идеалов.

В 1999 году в Москве братьями, посвященными в ложах Великого Востока Франции возрожден Великий Восток Народов России, организована его первая ложа -  «Пифагор». А в  2010 - 2011 годах, было принято решение о том, что ВВНР становится первым в России смешанным (мужским и женским) Послушанием. Так в феврале 2011 года увидела свет первая женская российская ложа «Большая Медведица, с которой, мы надеемся и верим, начнется новая эра истории российского женского масонства.  

 

Мастер ложи Е:.Л:.

 

Использованная литература:

  1. Роберт Фрик Гулд "Краткая история масонства";
  2. Вик Спаров «Полная история масонства»;
  3. Брачев В.С. «Масоны в России - от Петра Iдо наших дней”;
  4. Н.Н. Берберова «Людии ложи. Русские масоны XX столетия”;
  5. Работа также  подготовлена по материалам, размещенным на сайте Великой Женской Ложи Франции.