Новости

  • Военный Банкет Ордена, или Военная Застольная Агапа Ложи
    more
  • Собрание Московских Лож ВВНР
    more
  • Речь Великого Мастера Великого Востока Швейцарии Александра Рози
    more
  • Доклад Великого Мастера Послушания Великий Восток Народов России А.Ф.Керенского
    more
  • Братские ложи поздравляют нас с наступающим 2018 годом
    more
  • Генеральная Ассамблея Послушания Великий Восток Народов России в Храме ВВНР
    more
Подписаться на новости

Архив новостей...

Речь Великого Мастера Великого Востока Швейцарии Александра Рози

Окружающие меня почетные гости, прибывающие издалека, посещение которых делает нам честь, Мои Великие БратьяСовета ордена, которые поддержали меня с такой энергией, компетенцией и конечно же с любовью, Почтенные магистры, вы составляете основу вашей мастерской и работаете с энтузиазмом и часто самоотверженно,

Мои Сестры и мои Братья,  с учетом ваших званий и должностей,

Это моя третья и последняя работа в конвенте. То есть я долго сомневался перед тем, как определить ее тему. В конечном итоге, я решил посвятить ее непосвященному, который не сможет ее услышать и которого нет в этом священном месте, но который мне очень дорог, поскольку речь идет о плоти от моей плоти, о моем единственном сыне. Может быть, однажды он прочтет это послание в онлайн журнале GOS, в синих тетрадях или же иным образом. Будет ли он инициирован, не могу сказать, это будет его свободным выбором. Может быть он возьмет на себя иные обязательства, чтобы способствовать прогрессу человечества, участвуя в каких-нибудь делах непосвященных… а может и нет. Это будет его свободным выбором.

Тебе, сын мой,

Если я обращаюсь к тебе в этот особый день, то я хочу, чтобы ты понял мои обязательства, а также обязательства Братьев  и Сестер, которые рядом со мной и которых я люблю и которые любят меня.

Я был посвящен вот уже почти 20 лет назад, 20 лет это большой срок в твоем возрасте, годы кажутся нескончаемыми, когда ты их еще не пережил, но когда путь пройден, когда ты оборачиваешься назад, то видишь, что 20 лет – это совсем небольшой отрезок времени! И ты чувствуешь ужасную горечь, если не сделал все необходимое, чтобы придать смысл этому изначальному подарку: жизни.

Я не согласен с философом Аленом, который считал, что жизнь имеет вкус счастья: «подобно клубнике, имеющей вкус клубники».Я считаю, что, наоборот, жизнь сама по себе ничего из себя не представляет, пока мы не примем решение сделать из нее что-то. Мы скульпторы нашего собственного существования в соответствии с нашим выбором. И в этой теме я чувствую себя более близким к Сартру или Эразму, нежели к Алену…

Моим обязательством стало превратить изначальный подарок: жизнь, в проект инициации: стать человеком… и человеческое должно увеличиваться в нас - сегодня больше, чем вчера… а завтра – еще больше .

Я попробую в нескольких словах пояснить три основные причины, по которым я здесь и по которым я здесь остаюсь.Три материала для чтения, вдохновленные тремя основными течениями античной философии: скептицизмом, эпикуреизмом и стоицизмом.

1- Первой причиной, заставившей меня вступить в масонство, было любопытство. Не любопытство узнать некоторые секреты, которые тщательно охраняются интригующим обществом, называемым «тайным» теми, кто слишком плохо нас знает.  Я имею в виду интеллектуальное любопытство, толкающее нас к тому, чтобы находиться рядом с людьми, которые лучше нас разбираются в тех или иных вопросах, или думают иначе, чем мы, нежели блистать в мире лицемерия.

В Одиссее, когда Улисс спускается в ад и видит тень Ахилла, царящего над мертвыми, он говорит ему:

« Благородный Ахилл, ни один человек никогда не был и не будет счастливее тебя. Во время твоей жизни мы почитали тебя как бессмертного, а теперь, когда ты прекратил свое существование, ты царствуешь в этих местах над душами умерших.  Благородный Ахилл, не печалься тому ,что ты спустился в мрачные места! »

Ахилл тотчас ему ответил:

« Блистательный сын Лаэрта, не пытайся утешить меня в смерти! Я простой труженик и мне больше нравится быть слугой бедного человека, у которого почти ничего не было, чем царствовать над всеми этими тенями! »

Прекрасный образ, который позже вспомнит Платон, лучше быть подмастерьем в мире просвещенных, нежели принцем в сумерках.

Либеральное франк-масонство это ни религия, ни секта, ни политическая партия. Оно не является догматическим, и что это значит? Что мы не являемся обладателями единственной «истины», что мы те, кто находится в постоянном поиске истины.Значит ли это, что нужно быть скептиком и практиковать Эпохе,приостановив применение всех идей, в которых мы уверены ? Принять все истины – не значит ли это отказаться от любой надежды на истину? Не является ли истина горизонтом, который постоянно удаляется по мере того, как мы приближаемся к нему? Не будут ли наши труды столь же тщетны, как и труд Сизифа?

Что касается меня, я думаю, что, если любопытство привело меня в эти стены, если оно позволило мне обогатиться несхожестью – ибо здесь несхожесть не оспаривается, ею подпитываются – но не для того, чтобы сделать вывод, что истина не существует, ибо в этом случае приостановить свое суждение означало бы лишь приостановить свое обязательство

Ценности, которые защищает всемирная декларация прав человека, запрещают нам любой релятивизм, а еще больше скептический взгляд. Конечно, эта универсальность прав человека не является реальной, увы, и слишком часто нам об этом напоминает грустная действительность, но она неоспоримо является правовой. Это основа ценностей, которая объединяет всех франкмасонов, противников догмы, вне зависимости от их чувств.Рабство было законным, однако от этого оно не становилось менее несправедливым с первых часов его применения. То же касается любых форм отверженности другого человека в связи с его несхожестью, будь то религиозный фанатизм, стигматизация меньшинств, антисемитизм, неравенство прав между мужчинами и женщинами, гомофобия, нетерпимость в отношениях между поколениями, партизанский дух в политике и в иных областях, регионализм, национализм… список длинный, увы… Слишком длинный, чтобы быть исчерпывающим… «В какое грустное время мы живем, сегодня сложнее избавиться от предрассудка, нежели расщепить атом», - говорил еще Альберт Эйнштейн!И итог всем этим недостаткам человечества можно было бы подвести одним движением, уход в себя, эгоцентризм, в различных масштабах.

После ОНМК, у больного гемиплегией рука и запястье согнуты по направлению к себе. Однажды врач сказал мне, что возможно это последний рефлекс выживания, унаследованный после эволюции: в этот критический момент рука человека не протягивается к другому, но к себе: эта  серповидная рука понадобится, чтобы подгребать к себе пищу.

Но это природа, а не человечность! Человек не может удовлетвориться только выживанием… Он ищет смысл…

Осознание этой эгоцентрической природы должно позволить нам найти ресурсы, чтобы протянуть руку другому, в том числе и людям, которые никогда не протягивают ее другим. Это самое трудное, сын мой, и именно над этим мы работаем в масонстве. Никогда не суди другого, даже если его идеи тебя раздражают, при условии, если он идет своим путем и соблюдает правила взаимного диалога. Даже если мы не можем с сочувствием относиться к идеям другого человека, и никогда не сомневаемся в объединяющих нас ценностях, даже если они могут оказаться утопиями, тем более нам следует стараться понять другого, ибо инакомыслия не существует.

Протянуть руку, открыть объятия – это значит ощутить гармонию с другими, потому что другой это брат, которого я признаю как такового,тот, кто не я, но с кем я разделяю наибольшую ценность в сердце каждого из нас: человечность.

И не судить других – это тоже гарантия, что тебя самого не будут судить, и значит тебе не надо бояться быть самим собой, без грима и притворства.

Франкмасонство это школа беспристрастия

Беспристрастие к себе и к нашему эго, беспристрастие к мнениям и собеседнику, беспристрастие к особым течениям мысли, при этом сохраняя основу универсальных гуманистических ценностей, рациональных ценностей, унаследованных от деятелей эпохи Просвещения…

Это стремление к достижению гармонии с моим братом, но не к сочувствию, приводит меня ко второму тексту моего обязательства, мой дорогой сын.

2. По следам Эпикура, давайте немного поразмыслим над концепцией удовольствия в масонстве. Как и другие, если я пришел сюда и остаюсь здесь, то именно в поисках удовольствия. Это может показаться нелепым в столь духовном и бескорыстном обязательстве как наше, однако важно указать на это. Как и у Эпикура, именно простые и основные удовольствия преобладают над поиском почестей и богатства в обществе непосвященных, где «ты видел меня» часто преобладает над смирением, «казаться» преобладает над «быть»… Каждый масон приходит в ложу, потому что счастлив вновь увидеть своих Братьев ! Здесь работа это развлечение: не в паскалевском смысле этого термина, речь не идет об обходном пути, но об удовольствии вновь почувствовать или вновь обрести эту связь человечности, объединяющую всех людей на земле, и которая напоминает, что надо всей этой мишурой мы сделаны из той же глины, существа часто неуклюжие, совершающие ошибки и патетические, не знакомые с Альбатросом Бодлера, но по сути чувствительные существа, немного слишком любящие себя, недостаточно других, и находящиеся в отчаянном поиске любви и признания. Трагедия рода человеческого, также его величие, ибо человеческому существу нужна связь с человечеством, пусть даже неуместная.

Франкмасонство – это школа обретения связей

Но масонский храм – это не просто лаборатория связей между братьями и сестрами, это также пространство, где человек осознает свои связи со всем.

3. Подобно стоику, франкмасон пытается ускользнуть от власти страстей и стремится к спокойствию, самообладанию, умеренности во всем. Он глубоко привязан к свободе, свободе быть самим собой. Существует концепция стоиков, которой вдохновляются многие масоны:эйкейозис, то есть  новое завладение собой от своего имени. Быть собой, пользоваться каждой дарованной нам минутой как последней, чтобы улучшить то, над чем нам дана власть, и научиться влиять то, над чем у нас нет власти или мало власти. Масон является скульптором себя самого, и проецирует свою работу на мир, чтобы улучшить его по мере своих средств.

Как и стоик, франкмасон является гражданином мира, он переходит от дуализма к троичной системе, затем к монизму: от себя к другому, от другого ко всему миру.

Франкмасонство – это школа, где осознаешь свою принадлежность ко всему миру

Мой дорогой сын, понимаешь, наше общество все больше открыто миру. Новые технологии позволяют получать все больше информации. Время всеобщей мысли прошло, время, когда священник и наставник были источником всех знаний. Науки развиваются с такой скоростью, что людям сложно проанализировать последствия этого. На политическом уровне популизм прогрессирует большими шагами, напоминая о беспрецедентных бедствиях второй мировой войны, религиозный фанатизм провоцирует теракты, все более зловещие, которые в конце концов тоже становится банальными.Анти-расизм надоел, Европа надоела, универсализм надоел, стены и границы снова в моде.

Эти мутации начала XXI века для одних являются замечательными, для других плачевными… Поскольку я оптимист по природе, я радуюсь тому, что живу в эту эпоху, а не в эпоху моих родителей и бабушек, но, несмотря ни на что, я боюсь, что изобилие и привычка постепенно приведут нас к безразличию.

Некоторые неправильно интерпретировали стоицизм, сделав из него философию смирения, но сравнение на этом и останавливается, ибо масон не может быть безразличным, подчиняться непонятным ему приказам.

Настало время мобилизовать все наши силы, будь то масонов или непосвященных, чтобы бороться против всех нарушений человеческого достоинства, или предупреждать их, вне зависимости от их форм, ибо без бдительности, решимости и воли построить лучший мир – всем вместе – наши жизни будут лишены смысла.

Если мы откажемся от этого проекта, каким бы амбициозным он не был, нам придется отказаться от нашего человеческого достоинства.

Никогда не отчаиваться, работать без отдыха для прогресса себя и человечества, с беспристрастием, радостью, сознанием и решимостью, вот, мой сын, мои сестры и братья, каковы основные черты масонского, гуманистического и духовного обязательства, и это наше обязательство.

Я закончу свою речь этими словами антрополога Маргарет Мед: «Никогда не сомневайтесь в том, что небольшая группа преданных и разумных людей может изменить мир. Действительно, это всегда так и происходило».