МОЛЧАНИЕ УЧЕНИКОВ - Великий Восток Народов России

МОЛЧАНИЕ УЧЕНИКОВ

Зодческая работа Брата П.К.

 

Как только профану открывается свет, и он становится учеником, у него начинается длинный путь, длиною приблизительно в год, путь познания коллектива, куда он попал, правил этого коллектива и самый главный путь познания себя. Как же протекает этот путь, что должен делать ученик? Какие задачи решать? Ответ, как покажется на первый взгляд, очень простой, ученик должен следовать правилу, которое уверен, оставляет большой след на всю оставшуюся жизнь – ученик должен МОЛЧАТЬ.

Что тут такого сложного и необычного, и в чем есть суть данного испытания я и хочу рассказать в своей работе: В книге Освальда Вирта, с которой я ознакомился сразу после посвящения, есть небольшое объяснение, почему ученик должен молчать: «Заставить себя молчать и научиться слушать других – это уже есть прекрасная интеллектуальная дисциплина, для того кто хочет научиться мыслить». Начнём с самого начала, со дня посвящения, когда нам открылся свет. По сути, ученик уже не может говорить, и все свои эмоции оставляет на братскую Агапу. Я, вспоминая свой день посвящения, могу сказать, что сразу после посвящения у меня было необычное состояние, даже, можно сказать – шоковое, сам по себе ритуал посвящения очень интересен и необычен, а уж для непосвящённого человека, который принимает участие первый раз в подобном ритуале это на самом деле шок, поэтому на агапе мне было, честно сказать, не до разговоров, все мои мысли были где-то далеко, я пытался понять, что же произошло сегодня в моей жизни. Но возвращаясь к первоначальной теме, хотелось бы отметить, что молчание в ритуальных работах не редкая вещь: вход в храм сопровождается молчанием, молчание учеников, молчание в камере ожидания, медитация, я думаю, это все делается неспроста, не зря говорится МОЛЧАНИЕ – ЗОЛОТО. Но оставим все остальные отступления и попытаемся разобраться, зачем все-таки нужно ученику молчать, и разобраться – какие плюсы есть в молчании для ученика и просто человека. Ученику нужно сразу понять, что молчание — это не оскорбление его личных или умственных качеств, старшие братья не показывают таким способом своё превосходство или насмешку над учеником (хотя иерархия присутствует и очень важна в масонстве), нет, все конечно не так, и поэтому я попробую рассмотреть несколько разных аспектов, которые расскажут, почему и зачем ученик должен молчать.

1. Практический смысл. Первоначальное и самое простое объяснение, что ученик проходит обучение и, как и в любом учебном заведении на занятиях принято молчать, дабы не мешать преподавателю и остальным слушателям. Важно понимать, что ученик попадает в незнакомое место, в незнакомую ему ранее группу людей, где хоть к нему и относятся по братски, но чувство, что это что-то другое и что-то незнакомое всегда будет сопровождать любого ученика на первоначальном этапе. Поэтому ученику даётся время присмотреться, привыкнуть к людям и к новой обстановке. Ученику нужно понять, о чём говорят присутствующие, о чём думают, как себя ведут, находясь наедине с самим собой, он может это сделать не быстрее, но эффективнее – это точно, а возникшие вопросы можно уже задать в неформальной остановке. Не стоит забывать и об амбициях некоторых учеников, которые желают высказать свою точку зрения на обсуждаемые вопросы или даже устроить дискуссию по тому или иному поводу. Но первоначальное молчание учеников служит сдерживающим фактором, потому что, что кажется для ученика очевидным, вполне имеет какой то углублённый смысл и чтобы понять его ученику, необходимо, чтобы прошло какое то время, время, где он сможет узнать для себя смысл вещей, которые раньше не видел. Понять, что есть вещи, которые при первоначальном взгляде кажутся понятными, но спустя какое-то время в них можно увидеть совершенно другой смысл. Спустя время, когда настанет пора ученику говорить, он будет уже готов и будет знать, как выразить свою мысль правильно и высказать её так, чтобы случайно не обидеть своего брата/сестру и не оскорбить чьё-то человеческое достоинство. Болтунам не хватит и тысячи слов, чтобы высказать идею, которую мастера молчания могут выразить одним словом (Индийская пословица). Резюмируя данный пункт, могу сказать более обобщённо, что молчание на начальных этапах для ученика – это время привыкнуть к новой атмосфере, и просто не мешать своим братьям и сёстрам. Придёт время и у каждого ученика будет возможность проявить себя, и высказать своё мнение, а пока ученику необходимо набраться терпения и работать — работать, прежде всего, над собой, и изучением правил и порядков в ложе.

2. Психологическая составляющая. Здесь хотелось бы коснуться не только молчания учеников, а молчания как самого процесса. В нашем динамичном ритме жизни, где мы постоянно с кем-то общаемся, мы совсем перестали ценить и понимать, насколько иногда прекрасно и самое главное полезно остаться в тишине с самим с собой. Когда мы общаемся, мы вынуждены тратить свою энергию, выдыхаем большое кол-во влаги из организма, тем самым обезвоживая свой организм, молчание же помогает нам восстановить свои жизненные ресурсы и накопить энергию, которую мы ежедневно должны тратить на общение в повседневной жизни. Если вы поинтересуетесь у людей, которые по своей профессии вынуждены много общаться с разными людьми, вы узнаете, как они устают, как чувствуют себя выжатыми к концу рабочего дня, даже не совершая при этом, никаких физических упражнений. Такие люди после работы обычно сразу приходят домой и ограничивают своё общение с близкими, предпочитая проводить свободное время в тишине, чтобы восстановить свои жизненные ресурсы. Не зря, когда человек болен, он не хочет не с кем разговаривать, говоря «что нет сил». На самом деле, чтобы отдохнуть нашему организму от физических нагрузок, ему требуется всего 3-4 часа, чтобы отдохнуть нашему мозгу и восстановить эмоциональный баланс ему требуется 6-8 часов, как правило, это сон – состояние, в котором человек молчит. Любопытный момент, что многие врачи, включая психотерапевтов, рекомендует своим пациентом утренние пробежки, и что тут полезней – сама физическая нагрузка или момент молчание и погружение вовнутрь себя в этот момент, очень спорный вопрос. Коммуникация для человека — это как пища, она должна быть разнообразной, чтобы доставлять человеку удовольствие, и так же как с едой человеку полезно иногда поголодать, а в нашем случае помолчать. В такие моменты происходит процесс очищения сознания и появляется желание снова общаться ещё с большим желанием и получать от этого наибольшее удовольствие. Когда человек молчит, его мозг больше открыт для получения информации, ему не надо отвлекаться на формирование своих мыслей, на выстраивание логической цепочки в беседе. В последнее время появляются различные общества и тренинг-центры, которые предлагают ЗА ДЕНЬГИ посещение своих семинаров, где вы можете в спокойной обстановке провести несколько дней в молчании. У этих групп есть много разных названий: терапия в стиле Дзен, психоаналитическое молчание и т.д. Мне более симпатично название «безмолвная терапия». Смысл этих тренингов заключается в следующем: человек, проводя определённое кол-во времени в молчании, достигает самоуспокоения, его покидает чувство тревоги, происходит анализ допущенных жизненных ошибок, вырабатывается определённый алгоритм действий на будущее. И заметьте, этот человек достигает всего этого самостоятельно, без участия специалиста в области психологии и психотерапии. Есть мнение, что главное в состоянии молчания — это добиться остановки так называемого «внутреннего диалога», то есть остановить поток мыслей, который, несмотря на молчание, продолжает одолевать наш мозг, заставляя его отвлекаться. Именно в состоянии, когда «внутренний диалог» остановлен, у человека появляется состояние свободы, и он переходит из состояния «слушать» в состояние «слышать». Человек в этом состоянии лучше усваивает информацию, которую до него доносит рассказчик. К тому же, как считает автор многих книг по невербальному общению Алан Пиз, 70% информации человек получает при невербальном общении, а остальные 30% вербальным способом, эту информацию можно встретить и у других авторов, цифра колеблется незначительно. Для того, чтобы начать улавливать информацию не вербально, необходимо как раз остановить свой внутренний диалог, отвлечься от своих мыслей и начать понимать человека и слышать его, вербально и не вербально… Так же, молчание способствует развитию силы воли, ведь просидеть несколько часов, не проронив ни слова, кому-то может показаться легко, а кому-то придётся собрать свою волю в кулак и чётко соблюдать правило молчания, что можно смело отнести к работе над самим собой, и к развитию личных качеств. Ограничить себя в общении — это значит совладать со своими эмоциями, проявить характер, показать своё стремление к развитию и желанию совершенствоваться. Нельзя сказать, что молчание может заменить нам общение совсем, наоборот, человек без общения не сможет провести длительное время, если у него отсутствует должная подготовка. Но молчание на определённый небольшой промежуток времени помогает человеку восстановить силы и сохранить жизненную энергию.

3. Духовная составляющая. Молчание для достижения особого духовного состояния известно очень давно, практикой этого состояния занимались с древних времён монахи, которые принимали обет молчания, жили отшельниками, и проводили много времени в уединении с самими собой, йоги, которые в молчании могли достигать состояния нирваны и открывать невиданные способности человеческого организма. Во многих племенах шаманы много времени проводят в уединении и молчании наедине с природой, считается, что тем самым они выходят на связь с силами природы и духами ушедших людей. По сути, молчание ученика можно тоже сопоставить с обетом, которые дают монахи, молчать на первом году – это значит сделать жертву для получения опыта и знаний. Молчание позволяет в какой-то мере отойти от физического мира и перенестись в духовное состояние, погрузится в мир собственных переживаний и мыслей, а где же человеку искать истину и правду, как только не внутри самого себя? Где искать бога и как услышать голос души своей, как не в тишине, в процессе осмысления и познания? Не надо думать, что когда человек молчит он тут же услышит голос бога, но если человек научится при молчании слышать самого себя и слышать своё сердце, он уже станет на путь осознания и духовного роста. В заключение своей работы хочу сказать, что каждый из учеников, который сейчас молча слушает данный рассказ, может не согласится со многими мыслями моей работы и, может быть, имеет другое мнение, но что традиция и правило, что ученик должен молчать – ЛИЧНО я считаю очень правильным и полезным.

Новости

Подписан договор о дружбе и взаимном признании с Великим Сербским Масонским Послушанием «Либеральная Великая Ложа Сербии».
20.05.2024
Подписан договор о дружбе и взаимном признании с Великим Мексиканским Масонским Послушанием «Великий Восток Мексики».
20.05.2024
17-18 мая 2024 Конференция «Масонство и искусственный интеллект, в меняющимся мире». Генеральная Международная Ассамблея CLIPSAS Албания-2024
20.05.2024
19.05.24 Торжественная церемония закрытия Генеральной Международной Ассамблеи CLIPSAS Албания-2024
19.05.2024
Заседание Великой женской Ложи «Большая медведица » 11 мая 6024 года, в 12-00
30.04.2024
16 марта 6024 заседание Великой Ложи «Северная Звезда» Великого Востока Народов России.
13.03.2024
Заседание Великой Ложи «Пифагор» В.В.Н.Р. 17 февраля 6024 года, в 12-00
15.02.2024
23 декабря 6023 года заседание Великой Ложи «Большая Медведица» В.В.Н.Р.
19.12.2023
11 ноября 6023 г. — заседание Великой Ложи «Северная Звезда» Великого Востока Народов России.
08.11.2023
Взаимное признание Gran Logia Simbólica Española (Великая Символическая Ложа Испании)
26.05.2023