От ученика к мастеру: посвятительный путь литературных героев. - Великий Восток Народов России

От ученика к мастеру: посвятительный путь литературных героев.

 

Зодческая работа Бр. В.М. Д.: Л.: «Феникс» № 16

 

Элементы посвятительной традиции в произведениях художественной литературы связаны с мифологическими сюжетами. Наиболее распространены были древнегреческие мифы, в том числе троянский цикл, включающий две ступени посвящения. Посвятительная традиция сохраняется и в ряде социальных институтах и группах (монашеские и рыцарские ордена). В XVII-XVIII веках схема посвятительных обрядов была закреплена в масонстве и впоследствии повлияла на художественную литературу Нового времени (роман воспитания, роман странствий).

 

Одним из наиболее значительных романов воспитания является роман Гете «Годы учения Вильгельма Мейстера» (нем. Meister — мастер). Первый этап воспитания главного героя — театральные странствия, которые заканчиваются пожаром. Пройдя через огонь, герой попадает в сад. У Гете сад — это замкнутое, отгороженное (Garten, огород) пространство, сохраняющее сакральные ценности. Через «садовую» терминологию Гете «пропускает» философию, эстетику, живопись и архитектуру. Символика сада как бы удваивается, когда Вильгельм Мейстер видит сон, где прошлое соседствует с неясным будущим. Следующие этапы его странствий предваряются целым рядом магико-алхимических действий во сне.

Все эти испытания и события — пожар, сад и сон — предшествуют встрече Мейстера с членами Общества Башни, которые в дальнейшем осуществляют воспитание главного героя. В садовом домике, расположенном в центре сада, Вильгельм Мейстер впервые входит в Зал Прошедшего. Этот зал заполнен скульптурами, а центре стоит пустой саркофаг. В последнем эпизоде, как и в других этапах посвятительного пути, отчётливо просматривается масонская символика. Это и неудивительно, поскольку незадолго до начала работы над романом (1787 г.) Гете вступает в масонскую ложу в Веймере (1780 г.).

За внешней канвой событий скрывается духовный путь героя. В первом романе эти ступени обозначены как театр, стихия огня, пространство сада, а в качестве сакрального центра выступает Зал Прошедшего в садовом домике. Во втором романе, посвящённом Вильгельму Мейстеру, он снова совершает путь по направлению к Общине Башни и вначале проходит три подготовительных этапа. Первая остановка — часовня св. Иосифа в долине, куда Мейстер спускается, проходя через каменный массив. В символическом плане это возврат к истокам. Из-под алтаря он извлекает чудесный камень, позволяющий находить клады, а в пещере он находит шкатулку без ключа.

Вторая остановка — сад плодородия, изобилующий дарами земли. Это не парк, как в первом романе, а плодовый сад. Третья остановка — дом Макарии, имеющей особую связь с астральным миром. Перед встречей с Макарией описывается сон, в котором звезда сияет над троном и затем поднимается к небу. Все подготовительные этапы странствий Вильгельма Мейстера в символическом плане соответственно означают подземное (долина), земное (сад плодородия) и небесное (дом Макарии) Бытие. Это путь из прошлого через настоящее (земное) к будущему.

После трех остановок Вильгельм Мейстер попадает в Педагогическую провинцию. Здесь он видит три группы учеников, имеющие разные жесты приветствия: младшие поднимают глаза к небу, средние опускают взор к земле, а старшие стоят прямо. Первые ищут истину на небесах, вторые — у предков, а третьи — среди людей.

Вильгельм Мейстер осматривает две галереи, на стенах которых он видит географические карты, картины и поясняющие их надписи. Внешняя галерея посвящена ветхозаветным сюжетам, а внутренняя галерея — сюжетам Нового завета. Таким образом, постижение истины происходит через образы священной истории, причем на двух уровнях — внешнем (Ветхий завет) и тайном (Новый завет).

Заключительный этап странствий Вильгельма Мейстера — Община Башни (общество отрекающихся). Здесь впервые мы встречаемся со строительной символикой. И сам путь, пройденный героем к Общине Башни, напоминает строительство дома: камень — основание дома, плотник Иосиф — строитель стен, живопись — украшение дома. Весь путь странствий Вильгельма Мейстера — это ступени посвящения. Вначале он проникает в тайны земли и неба, затем проходит этапы священной истории и, наконец, постигает секреты ремесла. На завершающем этапе он все-таки находит ключ от той загадочной шкатулки, открыть которую может только посвященный. Внутри нее — не сокровища, а миниатюрная комната. Такая шкатулка в XVIII веке — отголосок комнат памяти XVII века, послуживших прообразом масонского храма. Так полузабытое искусство памяти неожиданно всплывает в романе Гете.

Новости

Заседание Великой Ложи «Северная Звезда» Послушания Великий Восток Народов России 03 ноября 6024 года
29.10.2024
Заседание Великой женской Ложи «Большая Медведица» 21 сентября 6024 года В.В.Н.Р.
14.09.2024
Заседание Великой Ложи «Пифагор» Великого Востока Народов России 22.06.6024 в 12-00
17.06.2024
15.06.2024 Валенсия Испания. Состоялась ежегодная Ассамблея Великой Символической Ложи Испании.
17.06.2024
Подписан договор о дружбе и взаимном признании с Великим Сербским Масонским Послушанием «Либеральная Великая Ложа Сербии».
20.05.2024
Подписан договор о дружбе и взаимном признании с Великим Мексиканским Масонским Послушанием «Великий Восток Мексики».
20.05.2024
17-18 мая 2024 Конференция «Масонство и искусственный интеллект, в меняющимся мире». Генеральная Международная Ассамблея CLIPSAS Албания-2024
20.05.2024
19.05.24 Торжественная церемония закрытия Генеральной Международной Ассамблеи CLIPSAS Албания-2024
19.05.2024
Заседание Великой женской Ложи «Большая медведица » 11 мая 6024 года, в 12-00
30.04.2024
16 марта 6024 заседание Великой Ложи «Северная Звезда» Великого Востока Народов России.
13.03.2024