Зодческая работа Бр. В.М. Д.: Л.: «Феникс» № 16
Элементы посвятительной традиции в произведениях художественной литературы связаны с мифологическими сюжетами. Наиболее распространены были древнегреческие мифы, в том числе троянский цикл, включающий две ступени посвящения. Посвятительная традиция сохраняется и в ряде социальных институтах и группах (монашеские и рыцарские ордена). В XVII-XVIII веках схема посвятительных обрядов была закреплена в масонстве и впоследствии повлияла на художественную литературу Нового времени (роман воспитания, роман странствий).
Одним из наиболее значительных романов воспитания является роман Гете «Годы учения Вильгельма Мейстера» (нем. Meister — мастер). Первый этап воспитания главного героя — театральные странствия, которые заканчиваются пожаром. Пройдя через огонь, герой попадает в сад. У Гете сад — это замкнутое, отгороженное (Garten, огород) пространство, сохраняющее сакральные ценности. Через «садовую» терминологию Гете «пропускает» философию, эстетику, живопись и архитектуру. Символика сада как бы удваивается, когда Вильгельм Мейстер видит сон, где прошлое соседствует с неясным будущим. Следующие этапы его странствий предваряются целым рядом магико-алхимических действий во сне.
Все эти испытания и события — пожар, сад и сон — предшествуют встрече Мейстера с членами Общества Башни, которые в дальнейшем осуществляют воспитание главного героя. В садовом домике, расположенном в центре сада, Вильгельм Мейстер впервые входит в Зал Прошедшего. Этот зал заполнен скульптурами, а центре стоит пустой саркофаг. В последнем эпизоде, как и в других этапах посвятительного пути, отчётливо просматривается масонская символика. Это и неудивительно, поскольку незадолго до начала работы над романом (1787 г.) Гете вступает в масонскую ложу в Веймере (1780 г.).
За внешней канвой событий скрывается духовный путь героя. В первом романе эти ступени обозначены как театр, стихия огня, пространство сада, а в качестве сакрального центра выступает Зал Прошедшего в садовом домике. Во втором романе, посвящённом Вильгельму Мейстеру, он снова совершает путь по направлению к Общине Башни и вначале проходит три подготовительных этапа. Первая остановка — часовня св. Иосифа в долине, куда Мейстер спускается, проходя через каменный массив. В символическом плане это возврат к истокам. Из-под алтаря он извлекает чудесный камень, позволяющий находить клады, а в пещере он находит шкатулку без ключа.
Вторая остановка — сад плодородия, изобилующий дарами земли. Это не парк, как в первом романе, а плодовый сад. Третья остановка — дом Макарии, имеющей особую связь с астральным миром. Перед встречей с Макарией описывается сон, в котором звезда сияет над троном и затем поднимается к небу. Все подготовительные этапы странствий Вильгельма Мейстера в символическом плане соответственно означают подземное (долина), земное (сад плодородия) и небесное (дом Макарии) Бытие. Это путь из прошлого через настоящее (земное) к будущему.
После трех остановок Вильгельм Мейстер попадает в Педагогическую провинцию. Здесь он видит три группы учеников, имеющие разные жесты приветствия: младшие поднимают глаза к небу, средние опускают взор к земле, а старшие стоят прямо. Первые ищут истину на небесах, вторые — у предков, а третьи — среди людей.
Вильгельм Мейстер осматривает две галереи, на стенах которых он видит географические карты, картины и поясняющие их надписи. Внешняя галерея посвящена ветхозаветным сюжетам, а внутренняя галерея — сюжетам Нового завета. Таким образом, постижение истины происходит через образы священной истории, причем на двух уровнях — внешнем (Ветхий завет) и тайном (Новый завет).
Заключительный этап странствий Вильгельма Мейстера — Община Башни (общество отрекающихся). Здесь впервые мы встречаемся со строительной символикой. И сам путь, пройденный героем к Общине Башни, напоминает строительство дома: камень — основание дома, плотник Иосиф — строитель стен, живопись — украшение дома. Весь путь странствий Вильгельма Мейстера — это ступени посвящения. Вначале он проникает в тайны земли и неба, затем проходит этапы священной истории и, наконец, постигает секреты ремесла. На завершающем этапе он все-таки находит ключ от той загадочной шкатулки, открыть которую может только посвященный. Внутри нее — не сокровища, а миниатюрная комната. Такая шкатулка в XVIII веке — отголосок комнат памяти XVII века, послуживших прообразом масонского храма. Так полузабытое искусство памяти неожиданно всплывает в романе Гете.