ПЛАТОНИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ТРЕХ ВЕЛИКИХ СВЕТОЧЕЙ - Великий Восток Народов России

ПЛАТОНИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ТРЕХ ВЕЛИКИХ СВЕТОЧЕЙ

 

Брат Александер

 

Данная работа посвящена рассмотрению смысла Трех Великих Светочей масонской Ложи (книги священного закона, циркуля и наугольника) в соответствии с философией Платона.

В первую очередь следует заметить, что циркуль можно использовать для начертания окружностей, а наугольник как сам фактически является двумя пересекающимися под прямым углом сторонами прямоугольного треугольника, так и может использоваться как для начертания прямых углов, так и собственно прямоугольных треугольников. Традиционно окружность (а также неразрывно связанная с ней сфера) символизирует небо как мир архетипов, а прямоугольные треугольники (и связанные с ними квадраты) – землю как мир конкретных проявлений архетипов.

Когда мы представляем себе окружность или сферу, то одновременно с этим представляем и центр этой окружности (сферы). Так же, когда мы посредством циркуля чертим окружность, то один из его концов при этом недвижно пребывает в центре, в то время как другой, пребывая в движении, описывает окружность. Центр окружности – это точка, которая в платонизме служила геометрическим символом единицы (монады). Сущность точки, также как и единицы, парадоксальна. Так, Ямвлих (1) писал, что единица является одновременно четной и нечетной (2), мужской и женской, порядком и хаосом, и т.д., являясь семенем (потенцией) всего сущего. Подобным же образом и точка одновременно и не имеет и имеет части, и неделима и делима и т.п. (3). Данный парадокс Прокл (4) разрешает следующим образом: точка не имеет частей и неделима в своей сущности, но при этом несет в себе принцип бесконечной делимости, являясь ее производящей потенцией. Благодаря точке все мыслится раздельным, но также и благодаря ей все объемлется единством. Ведь точка, соотносясь с различными геометрическими сущностями и в силу этого воспринимаемая как имеющая бесчисленное множество частей, в своей собственной природе едина и нераздельна, и в силу этого не только разделяет, но и единит сущности друг с другом. Поэтому она выступает как принцип единства во множестве, т.е. единораздельной целостности.

Точка традиционно ассоциируется с центром окружности (сферы), и именно окружность в наибольшей степени выражает суть взаимоотношения точки со всем сущим. Расстояния любых точек окружности до ее центра равны, то есть каждая из них находится в одинаковых отношениях с центром. А это означает, что точки окружности, характеризуемые расстоянием до ее центра, в этом отношении тождественны друг другу. Но кроме расстояния до центра положение точки характеризуется еще и углом, каковой различен у разных точек окружности (5). То есть центр не только единит, но и различает точки окружности, тем самым символизируя принцип единства во множестве.

Для дальнейшего рассмотрения данного вопроса обратимся к космогоническим представлениям греков. Согласно пифагорейцу Филолаю космос формируется и управляется центром (центральным космическим огнем – Гестией), вокруг которого вращается все, в том числе и Солнце (6). Кроме центрального огня есть и внешний огонь, объемлющий вселенную, но первичен по природе тот огонь, который в центре. Он не только приводит в движение все десять небесных тел и задает меру, закон этому движению, но и производит из себя весь космос. Как движение вселенной, так и саму вселенную Гестия производит актами вдыхания и выдыхания. Вдыхая беспредельное (первичный хаос, пустоту), центральный огонь заключал его в себя и накладывал на него предел, тем самым созидая организованный, гармоничный космос (7). И в роли воплощения этого предела выступает высшая, самая дальняя сфера космоса – так называемый Олимп, играющий роль как бы нерушимой стены, ограды мира, каковую извне объемлет внешний огонь (8).

Дальнейшее развитие эти представления получили в философии Платона. В «Тимее» мы имеем весьма схожую с филолаевской модель космоса, только роль центрального и внешнего огня у Платона уже играет душа космоса. Космос Платона, так же как и Филолая, сферичен, и в его центре Демиург дал место душе, откуда распространил ее по всему протяжению и в завершение облек ею извне высшую небесную сферу.

Теперь остановимся на одном весьма важном вопросе. Когда в филолаевской космогонии огонь объемлет космос извне, с этим все понятно и вопросов не возникает. Но душа не есть протяженная субстанция, и поэтому непонятно, в каком смысле она может быть началом, объемлющем извне космос. Данный вопрос есть частный случай вопроса о взаимоотношении души и тела, который весьма обстоятельно обсуждался в неоплатонизме. Ответ на данный вопрос дает теория эманации и связанные с ней представления о безучастном (не допускающем причастности себе), предмете участия (допускающем причастность к себе), свойстве в участвующем и самом участвующем. Так вот, душа, находящаяся во взаимоотношении с телом, является допускающей причастность к себе, а тело – тем, что причастно душе и участвует в ней. Душа неделима и присутствует целиком в каждой части тела, но та или иная часть тела, в зависимости от своей специфики, воспринимает лишь тот или иной аспект души. И эти аспекты души, воспринимаемые соответствующими частями тела, есть «свойства в участвующем».

Возвращаясь к космогонии Платона, заметим следующее. Сущность души, пребывающая в центре – это тот аспект мировой души, который не допускает причастности к себе. Душа, объемлющая небесную сферу – это допускающий причастность к себе аспект мировой души. Сама же небесная сфера – это то, что причастно. Именно благодаря своему участию в душе происходит вращение небесных сфер. Их вращение пространственно, но то движение души, которое вращает сферы, имеет непространственный характер. Суть душевного движения заключается в триаде «пребывание в себе», «эманация – выход за пределы себя» и «возвращение». Центр всех сфер – это пребывание мировой души в себе самой, как бы ее недвижный аспект. Периферия – тот аспект души, который пребывает в состоянии эманации. Но то, что эманирует, всегда стремится вернуться к собственным истокам, то есть устремляется к центру. Поэтому центр есть целевая причина движения души. Устремляясь к нему, она приводит во вращательное движение тело космоса. Таким образом центр, будучи сам по себе недвижим, выступает в качестве первопричины движения.

Итак, мы в общих чертах рассмотрели символику окружности (сферы) и ее центра, связанную с таким великим светочем как циркуль. Теперь перейдем к обсуждению природы прямоугольного треугольника, связанного с наугольником. В «Тимее» Платона прямоугольные треугольники представляют собой те базовые элементы, из которых формируется весь телесно-материальный космос. А именно, выделяется два вида прямоугольных треугольников. Первый из них – это равнобедренный прямоугольный треугольник. Второй – неравнобедренный, у которого квадрат гипотенузы в три раза превосходит квадрат меньшего катета. В первую очередь из этих треугольников формируются первостихии, имеющие форму правильных многогранников. Так, из неравнобедренных треугольников конструируются огонь (тетраэдр), воздух (октаэдр), вода (икосаэдр), а из равнобедренных – земля (куб). Возникает вопрос: в чем заключается специфика прямоугольных треугольников, исходя из которой Платон именно их использовал в качестве базовых структурных элементов всяческих материальных тел. Наиболее существенным, с моей точки зрения, является, во-первых, тот факт, что любой прямоугольный треугольник так можно вписать в окружность, что его гипотенуза будет совпадать с ее диаметром, и, во-вторых, что прямоугольные треугольники подчиняются столь важной для масонов теореме Пифагора (9) . Мы имеем следующее взаимоотношение между сторонами прямоугольного треугольника и соответствующими им дугами окружности, в которую этот прямоугольник вписан:

Окружность: АС (дуга) = АВ (дуга) + ВС (дуга) (1)

Треугольник: АС² = АВ² + ВС² (2)

Учитывая, что окружность (циркуль) символизирует небо, а прямоугольный треугольник (наугольник) – землю, то данное соотношение символически выражает следующий факт: те сущности, которые пребывают в мире небесном, в мире земном проявляются как возведенные в квадрат. Это – весьма существенный момент. Возведение в квадрат в платонизме означало проявление производящей потенции соответствующей сущности, то есть выход за собственные пределы и порождение там своего отражения. Ведь возведение в квадрат есть ничто иное как самоотражение, саморефлексия, что предполагает вступление во взаимоотношение с инаковостью (меоном). В шиваизме именно шакти (творческая энергия), творящая мир, рассматривалась как вимарша – самоосознавание (10). Именно акт саморефлексии в шиваизме выступает как первопричина проявлений. Математически же этот акт может символизироваться возведением в квадрат, куб и т.д.

Интересно отметить, что в веданте грубые элементы, из которых составлены наши обычные физические тела, формируются из соответствующих тонких элементов посредством операции, фактически тождественной умножению (11). А именно, пять тонких элементов как бы перемножаются друг с другом, вступая во взаимную связь и порождая 25 комбинаторных сущностей: «воздух-воздух», «воздух-огонь», «воздух-вода», «воздух-земля», «огонь-воздух» и т.д. Здесь также имеются явные параллели с моделью космоса Филолая, в которой высшая сфера – Олимп, — состояла из чистой несмешанной сущности элементов, а сам космос характеризовался теми или иными степенями смешения первоэлементов.

Вновь вернемся к рассмотренному выше соотношению между формулами. В первой из них АС символизирует целое, а АВ и ВС – те части, из которого оно состоит. Таким образом, данная формула символизирует структуру составных небесных сущностей. Как мы уже отмечали, каждой из небесных сущностей в мире земном соответствует ее квадрат. Формула (2) выражает взаимоотношение между земными сущностями, являющемся отражением взаимоотношений между их небесными архетипами. То есть формула (2) является земным отражением формулы (1). А это означает, что именно прямоугольный треугольник символизирует собой тот закон, по которому небесные структуры отображаются в земном мире. В этом заключается та сущностная специфика прямоугольного треугольника, которая выделяет его среди всех других разновидностей треугольников.

В платонизме геометрические фигуры рассматриваются в двух аспектах. Первый из них связан с чисто рассудочной деятельностью души, и на этом уровне мы имеем идеальные образы круга, треугольника и т.п. Второй связан с деятельностью воображения и так называемой геометрической материей, и на этом уровне мы имеем воображаемые нами окружности, треугольники и т.п. Как отмечает Прокл (12), важнейшее отличие первого аспекта от второго заключается в том, что чисто рациональное мышление связано с неделимыми сущностями, не обладающими величиной (протяженностью), в то время как воображаемые фигуры из геометрической материи протяженны и делимы (13). Построение воображаемых геометрических фигур Прокл рассматривает как выявление соответствующих логосов рассудка, оформляющих геометрическую материю. Следует заметить, что эти представления относятся как к микрокосму, так и к макрокосму. Что касается последнего, то мировая душа (14), созерцая первообраз космоса в ноуменальной сфере, сначала формирует его отражение на рассудочном уровне, а затем посредством соответствующих логосов как бы чертит чертеж космоса в своем воображении, в геометрической материи (15). Поэтому очевидно, что циркуль и наугольник символизируют данные логосы как индивидуальной, так и мировой души. Это те инструменты, посредством которых чертится чертеж космоса (16). Далее в соответствии с чертежом уже формируется сам физический космос, и здесь действуют логосы, направленные из воображаемого (астрального) в объективное и физическое. Посредством наугольника каменщик может стесывать края камней под прямым углом, то есть использовать его уже в процессе непосредственного строительства здания, и в этом смысле наугольник может символизировать структурный аспект уже чисто природных логосов души, непосредственно созидающих физические формы.

Но природа и человек, с одной стороны, следует уму и божественному замыслу, с другой же – необходимости и случаю. Поэтому возникает необходимость проверять, насколько природные и социальные формы и их динамика соответствует замыслу Великого Архитектора. Посредством обычного наугольника каменщик способен выверять и уравнивать положение камней в кладке, выверять и уравнивать углы самого здания. То есть здесь наугольник символизирует выверяющую функцию логосов человеческой и мировой души, оценивающих то, насколько творение соответствует замыслу Творца.

Имея прямоугольный треугольник, посредством циркуля мы всегда можем описать вокруг него окружность. Наугольник символизирует тот аспект нашего разума, который может выявлять правильные (прямоугольные) структуры в земном мире. А далее, описывая циркулем окружность вокруг прямоугольного треугольника, мы тем самым демонстрируем те аспекты нашего разума, посредством которых мы, отталкиваясь от земных форм, воспаряем к их небесным архетипам.

Итак, мы в самых общих чертах рассмотрели некоторые аспекты платонической интерпретации таких двух Великих Светочей как циркуль и наугольник. Теперь в заключение кратко обсудим смысл третьего Великого Светоча – книги священного закона. Книга священного закона есть выраженное в словах божественное откровение. В индийской традиции это есть ничто иное как проявление Вак – речи – выражающей мысль Бога. С речью неразрывно связан звук, и, соответственно, те законы гармонии, по которым формируется звучание божественной речи. Именно эти законы музыкальной гармонии были объектом самого тщательного изучения как пифагорейцев, так и платоников. Так, в «Тимее» Платона само устройство космической души выражало закон гармонического сочленения различных сущностей друг с другом как во времени, так и в пространстве. Напомним процесс формирования Демиургом души. Уже сама субстанция души была создана из трех начал: неделимого (тождественного), делимого (иного) и промежуточной, смешанной сущности, которая возникла из соединения неделимого и делимого. Затем Демиург создал идею (эйдос) гармонического сочленения этих трех компонентов, благодаря которой смешанная субстанция души обрела единство. Далее Платон пишет, что Демиург стал делить эту субстанцию на доли, вторая из которых была больше первой в два раза, третья больше второй в полтора раза и т.д. вплоть до седьмой, которая больше первой в 27 раз. Но душа не протяженная и не имеет массы. Тогда что означают эти количественные отношения в процессе деления души? Как отмечает Прокл, здесь просто описывается процесс эманации, развертки монады души в определенную последовательность чисел: 1, 2, 3, 4, 8, 9, 27. Причем здесь мы имеем две линии развертки: четную (2, 4, 8) и нечетную (3, 9, 27), и обе они формируются по закону геометрической прогрессии, выражающего саму сущность эманационного процесса. Четная последовательность выражает такой аспект эманации как выход сущности за свои пределы, нечетная – возвращение к истокам (т.е. как бы центробежный и центростремительный виды движения).

Далее промежутки между числами каждой из последовательностей продолжают делиться по законам пропорций на кварты (3/4), квинты (3/2), тоны (9/8) и лейммы (243/256), то есть мы видим, что процесс эманации души организуется в соответствии с законами музыкальной гармонии. Особо важно отметить, что кварты, квинты и т.д. содержат в себе как четные, так и нечетные числа. Поэтому тот факт, что именно в соответствии с ними происходит деление и заполнение промежутков как в четной, так и нечетной последовательностях, означает установление гармоничных связей между четными и нечетными числами, т.е. между мужским и женским, духовным и материальным и т.п. Хотелось бы также заметить, что согласно Платону в структуре души также заложены пропорциональные отношения между такими способами познания как разум, рассудок, мнение и чувственное восприятие, а также между четырьмя первоэлементами (огонь, воздух, вода, земля). И все эти пропорциональные отношения, согласующие между собой различные сущности, есть законы музыкальной гармонии, то есть те законы, по которым должна звучать божественная речь.

Как уже говорилось выше, согласно неоплатоникам космическая душа, созерцая первообраз, транслирует его на рациональный уровень мышления и, далее, на уровень пространственно-материальных форм. Учитывая предшествующие рассуждения о музыкальной гармонии жизни души, можно сказать, что этот процесс трансляции есть ничто иное как процесс выражения посредством речи божественного откровения, то есть процесс как бы одновременного написания и чтения изначальной и вечной книги Священного Закона.

 

Примечания.

 

(1) Ямвлих, Теологумены арифметики.

(2) Ведь она лежит в основе всех чисел, как четных, так и нечетных.

(3) Данный момент Прокл демонстрирует следующим образом. Так, если взять прямую, то точка на ней разделяет эту прямую на две части, тем самым указывая не только на протяжение линии, которое имеется до нее, но также и на то последующее протяжение, которая идет далее. Это означает, что точка не может не иметь частей, так как в ней уже имеется как минимум два момента – сопряжение с предшествующим и последующим протяжением линии. А теперь представим себе точку (центр окружности), через которую проходит бесчисленное множество диаметров этой окружности. Мы видим, что здесь точка имеет бесчисленное множество частей. Но в то же время точка – это нуль-мерный объект, который не имеет какой-либо протяженности и поэтому не может иметь частей. Такова парадоксальная природа точки.

(4) А.Ф.Лосев, История античной эстетики, Поздние века.

(5) Традиционно считается, что центр задает всему меру. Полярная система координат является одним из аспектов той меры, которая задается центром. Здесь интересно отметить, что выделенная центральная точка самим фактом своего выделения делает пространство анизатропным, что и позволяет вводить те или иные системы координат, различающие точки пространства.

(6) По Филолаю мы имеем следующую структуру космоса: вокруг Гестии сначала вращается так называемая Противоземля (Антихтон), далее – Земля, затем – Луна, Солнце, пять планет и сфера неподвижных звезд. В данной схеме мироздания весьма интересен тот факт, что она не геоцентрична, так как Земля наряду с другими планетами вращается вокруг центрального огня (Гестии).

(7) Согласно пифагорейской традиции в основе всего лежит взаимодействие предела и беспредельного, которые связывались с монадой (единицей) и неопределенной двоицей соответственно.

(8) Так, С. Трубецкой пишет, что Зевс, правитель мира, «живет в Гестии и на Олимпе. Гестия – его жертвенник, основание его престола, Олимп – его небесное жилище; Гестия – его средоточие, сторожевая вышка, из которой он обозревает мир и блюдет его, Олимп – нерушимая стена, ограда мира». Цитируется по «Европейская космология», А.Н. Павленко. Интрада-1997.

(9) Ее еще называют 47-й проблемой Евклида.

(10) Пандит «Кашмирский шиваизм».

(11) Так, Шанкара в «Таттва-боддха» пишет: «Из тамасической части этих пяти таттв возникает пятерично пять составленных таттв следующим образом. Каждый из пяти великих элементов в своей тамасической части делится на две части. Одна часть остается, другая же часть каждого разделяется на четыре части, причем каждая из четырех частей одного элемента постоянно соединяется с одной из четырех частей другого элемента. Из этой пятерицы великих элементов, из которых каждый состоит из пяти частей, возникает стула-шарира, грубоматериальное тело мира». Цитируется по сборнику «Атма-боддха, Вивека-чудомани, Таттва-боддха», Москва, 1992.

(12) Прокл, Комментарий к первой книге «Начал» Евклида. Введение. Греко-латинский кабинет, Москва, 1994.

(13) Может возникнуть вопрос: а что означает неделимость геометрических сущностей на рассудочном уровне? Ведь, казалось бы, мы в ходе своих рассудочных построений можем сконструировать половину окружности и т.п. Но дело в том, что рассудочные сущности не делятся сами. Наш рассудок просто конструирует новую сущность – например, половину окружности. Прежняя же – целая окружность, — при этом остается в неизменном виде. В геометрической же материи делится сама соответствующая сущность, и это реальное деление, сопровождаемое изменением данной сущности.

(14) Последователи Платона, и особенно неоплатоники, демиургические функции формирования материального космоса в значительной степени передали мировой душе.

(15) Хотелось бы заметить, что, судя по всему, геометрическая материя и связанная с ней сфера действия воображения соответствует астральному плану в западном оккультизме.

(16) Конечно, в принципе все можно начертить посредством циркуля и линейки. Но посредством лишь самой линейки прямой угол построить невозможно, в этом отношении она не самодостаточна. Лишь наугольник есть как бы само воплощение идеи прямого угла, и в этом смысле он символизирует собственно природные логосы души, связанные с подлунным миром.

 

Использованная литература.

 

1. Платон «Тимей», Сочинения в трех томах, Москва, 1971.

2. А.Ф.Лосев, История античной эстетики, Поздние века., М., «Искусство», 1988.

3. А.Ф. Лосев, Античный космос и современная наука, Москва, 1993.

4. Прокл, Комментарий к первой книге «Начал» Евклида. Введение. Греко-латинский кабинет, Москва, 1994.

5. А.Н. Павленко, «Европейская космология», Интрада-1977.

6. Фрагменты ранних греческих философов, «Наука», Москва-1989.

7. Джон Диллон, Средние платоники, Алетейя, С-пб-2002.

8. Шанкара, «Атма-боддха, Вивека-чудомани, Таттва-боддха», Москва, 1992.

Новости

16 марта 6024 заседание Великой Ложи «Северная Звезда» Великого Востока Народов России.
13.03.2024
Заседание Великой Ложи «Пифагор» В.В.Н.Р. 17 февраля 6024 года, в 12-00
15.02.2024
23 декабря 6023 года заседание Великой Ложи «Большая Медведица» В.В.Н.Р.
19.12.2023
11 ноября 6023 г. — заседание Великой Ложи «Северная Звезда» Великого Востока Народов России.
08.11.2023
Взаимное признание Gran Logia Simbólica Española (Великая Символическая Ложа Испании)
26.05.2023
Взаимное признание Grand Universal Lodge of Bulgaria
26.05.2023
Взаимное признание Gran Logia del Norte de Colombia (Великая Ложа Северной Колумбии)
26.05.2023
Взаимное признание Grand Orient de Canaan (Великий Восток Ханаана, Ливан)
26.05.2023
17-21 мая 2023 Стамбул. 61-ая Международная Ассамблея либеральных масонских послушаний CLIPSAS
26.05.2023
27 мая 6023 года заседание Великой Ложи «Северная Звезда»
24.05.2023