Символизм 3 градуса. - Великий Восток Народов России

Символизм 3 градуса.

 

ВДБ Виктор Б.

Символизм 3 градуса.

 

Ритуал 3 градуса пронизывает несколько основных тем. Но пожалуй одна из основных тем — это смерть и воскрешение мастера Хирама. Однако перед тем как перейти к подробному рассмотрению этой и других тем, хотелось бы обратить на некоторые важные обстоятельства.

 

Не следует забывать, что еще в 18 веке в масонстве была только одна ступень посвящения — мастер. Не менее важно и то, что несмотря на множество существующих сейчас и существовавших в прошлом ритуалов, при всех их различиях, обряд посвящения в мастера в своей основе идентичен. Мне кажется, что это позволяет говорить о древности и важности смысла, заключенного в этот ритуал, а также о том, что анализ его символизма позволяет приблизиться к первоистокам масонства как явления.

 

Основной сюжет общеизвестен. Ученики, недовольные своим медленным продвижением в степенях мастерства, убивают мастера Хирама и прячут его тело. Но верные Хираму мастера находят его могилу, отмечают ее веткой акации, а затем приводят сюда своего досточтимого мастера, который призывает мастеров следовать замыслам Хирама, а также искать заветное слово, утерянное с его смертью, временно заменив новым паролем. Братья объявляют себя детьми вдовы и клянутся продолжить дело мастера Хирама. Казалось бы, очередной сюжет о предательстве, смерти, воскрешении и продолжении дела верными учениками умершего. Мифология и литература знают подобные и более драматические сюжеты. Но масонство остановилось именно на этом сюжете. Вызывает удивление так же и тот факт, что используя известные персонажи Библии (Соломон, царь Хирам Тирский и мастер Хирам Абиф), масонство имеет свою, не имеющую истоков в Библии, легенду о смерти мастера Хирама.

 

Конечно, легенда о Хираме имеете свои аналогии с мифом о Дионисе, Озирисе и т. д. Но масонство зародилось и развивалось в иной историко-культурной ситуации. В западном мире господствовало христианство, и создавать некий миф о воскрешении Хирама на фоне всеобщего признания исключительности как единственного возможного божественного акта воскрешения Христа, по крайней мере, могло восприниматься предосудительно, если как не богохульство и ересь.

 

Здесь мы подходим к первому и важнейшему аспекту символизма 3 градуса. В исторической традиции христианского Запада было принято рассматривать смерть как нечто страшное и плохое, о чем лучше не только не говорить, но даже лучше и не думать. Если предпринимались размышления о смерти, то только как в связи о бренности жизни, и только в рамках общетеологических размышлений духовенства. Одна из величайших заслуг масонства в западной культуре заключается в том, что смерть была лишена ореола вечного торжества над человеком. И это очень ярко прослеживается в ритуале 3 градуса.

 

Причем в отличии от христианской практики, здесь каждый посвящаемый на собственном опыте переживал ситуацию трагедии предательства, смерти и воскрешения. Таким образом, посвящаемый учился простой истине, что смерть обыденна и неизбежна. Но вместе с тем, через опыт своих собственных переживаний кандидат осознавал великий акт духовного воскрешения и продолжения жизни. Впервые, и только в 3 градусе, кандидат переживает не свою судьбу, а судьбу другого. Таким образом посвящаемый учился не только размышлять о смерти, но сопереживать судьбу другого как свою собственную. Именно в 3 градусе происходит сакральное познание значимости солидарности и ее значение в жизни ордена. Связь кандидата с братством освящается смертью и воскрешением.

 

Именно этим объясняется тщательность и скрупулезность деталей, которыми обставлен ритуал посвящения в 3 градус. В прежние времена перед посвящением испытуемый обнажал обе руки, оба колена, всю грудь, на ноги одевались специальные сандалии. Он вводился в полную тьму, что символизирует смерть. Особая сакральность данного ритуала подчеркивалась тем, что кандидату сообщались таинства, которые ранее знали только три человека — Соломон, Хирам и Хирам Абиф. Ранее в Англии кандидата было принято класть в гроб или специально выкопанную могилу. Он переживал свою и чужую смерть. Символически он становился мертвым. Но вслед за мистической смертью следует мистическое воскрешение.

 

Хотелось бы обратить внимание на следующие детали символики.

 

На могиле оставляют ветку акации. На мой взгляд не случайно была выбрана именно акация. В акации присутствует такая сила к жизни, которая не встречается в других растениях. Принято считать, что бревна акации дают новые побеги, а столбы из акации врытые в землю, пускают корни. По легенде из акации были сделаны Стол хлебов предложения, Скиния, Ковчег завета, из него же был сделан терновый Венец Христа. Акация выступает символом бессмертия, утешения, и жизненной смерти. И когда мастер-масон на вопрос отвечает, что ему известна акация, под этим подразумевается, что ему известна тайна смерти и тайна воскрешения, что он познал братскую солидарность и братское утешение.

 

Другая деталь символики. Кандидата сначала пытаются поднять прикосновением первого градуса — но безуспешно. Ранее было принято осуществлять еще одну, следующую попытку поднять кандидата прикосновением второго градуса — и вновь безуспешно. И только затем досточтимый мастер поднимает его при помощи 5 точек братского прикосновения. Здесь мы встречаем важный символ — величие и значимость братского участия. Только братья-мастера, только при помощи 5 совершенных точек могут поднять кандидата из гроба, а значит и воскресить. И воскрешение происходит для того и во имя того, чтобы кандидат объединился со своими братьями. Связь с братством освящается смертью и воскрешением. Кандидату указывается на то, что в основе всего лежит некий бессмертный принцип — Господь жизни дает ему силу попрать Князя Ужаса.

 

Не менее важен символизм слаботлеющей Пламенеющей звезды, которая указвает кандидату на то, чтобы он вновь, уже на новом уровне, познавал микро- и макрокосмос — и в первую очередь, человека, символом которого является звезда.

 

Но мистическая смерть — это не только испытание твердости духа. Следует обратить внимание на тот факт, что в процессе ритуала воскрешение происходит с только с кандидатом, а с Хирамом — нет. Таким образом, в мастере, в каждом вновь посвященном мастере, происходит возрождение самого Хирама, то есть мастера, творца, демиурга. Смерть и воскрешение испытывает не просто человек крепкий духом, но человек, для которого главной целью в жизни становится творческая деятельность. И потому, когда братьев призывают к труду при открытии работ в ложе, их призывают не к простому и неодухотворенному труду, а к труду творческому. И это творчество делает человека способным не только к воскрешению, но и приближает к Великому Архитектору Вселенной.

 

Градус Мастера учит познанию непрерывности смерти и возрождения. И в этом главный урок духовности ритуала 3 градуса. Масонство, пожалуй, единственная нравственно-философская система Запада, которая предлагает не бояться, не чуждаться смерти, а внимательно изучать этот феномен, приуготовляться к новому возрождению. У масонства есть отличие и от духовно-нравственных учений Востока. В отличие от восточных учений, в частности от буддизма, масонство учит не бояться перерождения, а стремиться к возрождению в более высоком духовном состоянии.

 

Таким образом, легенду о Хираме и ритуал 3 градуса можно считать способом передачи важных нравственных истин. Это наставление о смерти и возрождении, о предательстве и верности, о поиске и обретении, о вечности творческого начала, о том, что наша жизнь — это лишь эпизод, лишь малое звено цепи поколений.

 

 

Литература.

 

1. Альберт .Пайк. Мораль и догма.

2. Карл Х. Клауди. Книга мастера.

3. Губерт С. Бокс. Пр

Новости

Подписан договор о дружбе и взаимном признании с Великим Сербским Масонским Послушанием «Либеральная Великая Ложа Сербии».
20.05.2024
Подписан договор о дружбе и взаимном признании с Великим Мексиканским Масонским Послушанием «Великий Восток Мексики».
20.05.2024
17-18 мая 2024 Конференция «Масонство и искусственный интеллект, в меняющимся мире». Генеральная Международная Ассамблея CLIPSAS Албания-2024
20.05.2024
19.05.24 Торжественная церемония закрытия Генеральной Международной Ассамблеи CLIPSAS Албания-2024
19.05.2024
Заседание Великой женской Ложи «Большая медведица » 11 мая 6024 года, в 12-00
30.04.2024
16 марта 6024 заседание Великой Ложи «Северная Звезда» Великого Востока Народов России.
13.03.2024
Заседание Великой Ложи «Пифагор» В.В.Н.Р. 17 февраля 6024 года, в 12-00
15.02.2024
23 декабря 6023 года заседание Великой Ложи «Большая Медведица» В.В.Н.Р.
19.12.2023
11 ноября 6023 г. — заседание Великой Ложи «Северная Звезда» Великого Востока Народов России.
08.11.2023
Взаимное признание Gran Logia Simbólica Española (Великая Символическая Ложа Испании)
26.05.2023