В:.Д:.Б:. Виктор Белявский
"Тамплиеры и масоны. Опыт исторической реконструкции."
31 мая 2010
В начале зодческой работы мне хотелось бы сделать ряд предваряющих замечаний. Во-первых, тема настолько обширна, что я сузил задачи работы только до рассмотрения организационных связей тамплиеров и масонов, умышленно не касаясь эзотерической составляющей. Для этого потребуется отдельное исследование. Во-вторых, в работе понятие исторических взаимосвязей предполагает поиск истоков масонства, а не поиск следов сохранившихся остатков тамплиеров. Попытаюсь это объяснить. Я далек от мысли, что на протяжении почти 700 лет тамплиеры сохранялись в первоначальном и неизменном виде. И потому это не поиск следов тамплиеров как таковых, а поиск того, как трансформировались структуры тамплиеров после разгрома, и имеют ли они отношение к истокам масонства. И наконец последнее предварительное замечание. Эта зодческая работа не претендует на исчерпывающее изложение всего исторического материала, посвященного связям масонам и тамплиерам.
Рассмотрение проблемы я предлагаю вести в двух встречных направлениях. Первое. Каким образом, откуда и почему на историческую арену вдруг ворвались масоны и почему их прошлое до 1717 года окутано пеленой неизвестности? Или как таковой истории масонства не было?
Второе направление. Каким образом, куда исчезли остатки тамплиеров и оставили ли они после себя преемников? Или в одночасье растворились сами рыцари, их богатства, финансовая система и флот?
Уже сама постановка этих вопросов априори предполагает, что масоны не могли появиться ниоткуда, а тамплиеры не могли в никуда исчезнуть. Но кто был предшественником масонов, и кто был преемником тамплиеров — эти вопросы до сих пор остаются актуальными. Слишком мало исторического материала и слишком много домыслов в обоих случаях. Но есть другой путь. Это — путь исторической реконструкции, когда недостающий факт не домысливают, дав волю своей фантазии, а достраивают, исходя из логики исторического процесса, сложившейся ситуации, анализа письменных источников и устных преданий.
Начнем с происхождения масонов. Как известно, 4 лондонских ложи в 1717 году объединились в Великую Ложу. И тут сразу появляются вопросы. Сам перевод на русский язык термина Великая Ложа не совсем точен. Скорее, имеется ввиду Большая ложа, то есть ложа объединившая несколько более маленьких лож. И в тот момент Великая Ложа не претендовала на то, что она является представителем всех масонов Англии (или их вообще не было?). Не случайно, в ответ на создание Великой Ложи объявляет о своем создании Великая Ложа Йорка, претендуя на свою более древнюю историю. А кавалер Рамсей уже во Франции объявляет о привнесении на континент масонства из Шотландии. Затем, много позже, выясняется, что масонские ложи спекулятивного характера были в 17 веке, о чем свидетельствуют дневниковые записи Эшмола. Есть указания на то, что еще в конце 16 века знатные дворяне работали в ложах. И наличие лож не ограничивалось одним лишь Лондоном. Итак, в любом случае история спекулятивного масонства отодвигается на столетие, а то и больше, назад. Но вместе с этим, нам предлагают версию о происхождении спекулятивного масонства из недр средневековых гильдий каменщиков. На мой взгляд, это не выдерживает никакой исторической критики. И вот почему.
Гильдии каменщиков в средневековье по многим позициям не отличались от других средневековых цехов. По крайней мере, истории об этом ничего не известно. Зато известно, что все гильдии городских ремесленников были крайне преданными католицизму и Римскому папе. И представить, чтобы ложи каменщиков провозглашают терпимость к религиозным воззрениям своих братьев, — невозможно. Кстати, клятва на Библии тоже довольно интересный факт. Книги в средневековье были не просто дороги, а баснословно дороги, и трудно себе представить, чтобы в каждой ложе, собирающейся тайно, была своя Библия.
Нас пытаются убедить, что каменщики тайно (!) путешествовали по городам и весям, и при встрече с братьями должны были подать тайные условные знаки. Это тоже не вписывается в историческую картину средневековья. Зачем каменщикам путешествовать и, причем, путешествовать тайно? От кого им приходилось скрываться? Путешествовать по средневековой Европе было крайне опасно. И без нужды никто за пределы города или села не отправлялся. А какая у каменщиков на это была нужда? Не ясно. Результаты их труда появлялись через несколько десятилетий, а если строили храм, то вполне возможно, что результаты могли увидеть только праправнуки тех, кто начинал работу. Спрашивается, что им надо было в другом городе? Работой обеспечены на десятилетия, а то и более, путешествие опасно, на новом месте есть свои каменщики, которые имели свой заказ и не рвались поделиться им с иногородними. В таком уж случае для легендирования происхождения масонства скорее подходят гильдии торговцев. Членам этих гильдий приходилось много путешествовать, встречаться с опасностями, сохранять коммерческую тайну и доверяться человеку, от которого зависела судьба его состояния, да и жизни тоже.
Даже внутри самой гильдии, в рамках одного города, было трудно продвинуться по социальной лестнице. Место мастера в цеху занимал конкретный человек, имеющий свой инструмент и мастерскую. Количество заказов внутри средневекового города, очень не большого по своим размерам, было весьма ограничено. И потому новый мастер далеко не всегда становился таковым по официальному статусу после того, как сдавал экзамен на мастерство. И после успешного экзамена он еще долго мог быть подмастерьем, пока не освободится место мастера по смерти его предшественника или в связи с расширением числа заказов, когда уже имеющиеся мастера не могли справиться с объемом работ.
О каком братстве, какой взаимопомощи, каких тайных путешествиях и страшных секретах, за которые надо было быть готовым отдать жизнь, мы можем говорить, если рассматриваем жизнь гильдии оперативных каменщиков? И наконец, о символах масонства. Чистые и незапятнанные фартук и перчатки — можем мы ли это представить, говоря о каменщиках на строительных работах? (Кстати, а были ли эти фартук и перчатки, как таковые, у средневекового каменщика?) Итак, символы масонства, традиции секретов, религиозная терпимость и многое другое, свойственные спекулятивным масонам, не могут иметь истоки в средневековых гильдиях оперативных каменщиков. Спекулятивные масоны использовали инструменты каменщиков для наполнения их своим философско-нравственным смыслом и не более.
Кстати, о философии, науки и эзотерики в масонстве. Не касаясь подробно самого содержания этих понятий, хотел бы обратить внимание на следующее. Сами идеи таких ученых как Ф.Бекон, как розенкрейцеры, а также как основатели Королевского Общества, впоследствии Академии, очень перекликались между собой и имеют непосредственные связи с философией масонства. Но представить, что представители интеллектуальной и нравственной элиты Англии, вдруг все вместе бросились искать членство в средневековых цехах каменщиков, которые и в Новое время продолжали цепляться за свои традиции и привилегии, не просто трудно, но я бы сказал даже более определенно — невозможно.
Подведем промежуточные итоги. Использование исторической реконструкции не позволяет согласиться с распространенной версией о происхождении масонства. Масонство появилось намного раньше, чем принято считать. Масонские ложи были распространены в Англии и Шотландии, их предшественниками не могли быть гильдии средневековых каменщиков. Соответственно мы обязаны искать истоки масонства в другом месте.
В таком случае обратимся ко второму направлению поиска, к тамплиерам, точнее ко времени разгрома тамплиеров и последующим событиям. Давайте зададимся вопросом: насколько невосполнимый ущерб был нанесен королем Филиппом Ордену Храма? Могли ли сохраниться тамплиеры после этого разгрома, или же у них не было на то шансов? Да, во Франции удар по тамплиерам был нанесен сокрушительный. Но как соотносится наше представление о Франции и наличии тамплиерских командорств на территории Франции с реалиями того времени? Когда мы говорим о том, что указ Филиппа был выполнен на всей территории Франции, мы вольно или невольно представляем Францию в современных границах. Но в то время ряд командорств на французской территории не относились к юрисдикции королевской власти Франции. Провинция Пуату с городом Бордо и ряд других территорий были владениями других монархов, в частности, английского короля. Поэтому здесь приказ об аресте тамплиеров не мог быть выполнен. А в Ла-Рошели флот тамплиеров беспрепятственно снялся с якоря и ушел в неизвестном направлении. Кстати, меня всегда удивляло это понятие — в неизвестном направлении. Тогдашний флот, не имея возможности ходить против ветра и имея маленькое водоизмещение, не мог далеко уйти, он мог быть только в пределах Ойкумены, известной средневековым европейцам, а это — Прибалтика, Скандинавия, Британские острова, Испания, Португалия и менее вероятно — побережье Средиземного моря. И если конечно не брать на веру легенду о том, что тамплиеры скрылись в Америке.
Итак, даже на территории Франции не мог быть выполнен приказ об аресте тамплиеров, что означает сохранение свободы значительному числу членов Ордена даже во Франции. Но это не все. Известно, что в Испании и Португалии командорства продолжали действовать, лишь немного изменив название своего Ордена. Это означает, что уже здесь была возможность укрыться тем, кто спасался от преследования французских властей. В Португалии и Испании рыцари продолжали свою деятельность, и даже существует предание, что морские карты для путешествия на Запад — в целях открытия Америки и на Восток — в целях открытия пути в Индию, были получены от последователей тамплиеров. Крест, который был изображен на парусах бригантин, шедших на открытие новых земель, был абсолютно похож на крест тамплиеров. Насколько это соответствует исторической истине — это предмет другого исследования. А сейчас следует отметить, что в Испании и Португалии командорства тамплиеров сохранились. Но вряд ли они могли стать структурами, предшествовавшие масонству. Они могли действовать открыто, не занимаясь созданием тайной сети, разработкой системы тайных знаков и т.д.
А вот Пуату и Англия представляются интересными для нашего анализа. Несомненно, члены Ордена на юго-западе Франции, где были английские владения, знали до подробностей, что происходило во владениях французского короля и конечно, сразу же сообщили об этом своим братьям в Англии. Именно здесь складывалась благоприятная обстановка для сохранения тамплиерских структур, хотя и не в таком явном виде, как на Пиренейском полуострове. Английский король Эдуард II, еще совсем недавно посвящавшийся в рыцари при участии тамплиеров и на территории их приорства, был молод и слаб характером. Исполнять просьбу своего тестя короля Филиппа ему не хотелось. Тамплиеры ничего плохого не сделали Эдуарду, пользовались поддержкой английской знати и обладали большими финансовыми возможностями. Преследования тамплиеров могли создать дополнительные конфликты с английским дворянством, которое и так не жаловало Эдуарда II за гомосексуальные пристрастия. И потому в Англии приказа об аресте тамплиеров не было 3 месяца. Этого времени было достаточно, чтобы тамплиеры, обладая информацией о событиях во Франции и имея разветвленную сеть прецепторий в Англии, могли подготовиться к будущим событиям, создать систему секретных убежищ и отработать правила опознавания своих. А спустя 3 месяца, после переписки с французским королем и Римским папой, когда король Англии отдал приказ об аресте, то было арестовано всего 2 человека. Все остальные пропали. Опять встает вопрос куда они пропали, где их надо искать и чем стали заниматься эти воины?
Итак, подведем промежуточный итог. Приказ Филиппа был полностью выполнен не на всей территории Франции из-за того, что его власть не распространялась на все французские земли. На юго-западе Франции, а также в Англии тамплиеры имели 3 месяца для подготовки своего убежища и создания системы связей этих убежищ. Флот, стоявший в Ла-Рошели, ушел в неизвестном направлении. Но его отдельные корабли могли беспрепятственно возвращаться в порт еще 3 месяца и перевозить тамплиеров в неизвестном направлении. Тамплиеры, практически открыто, сохранились в Испании и Португалии.
Также неизвестным остается, что произошло с банковской системой тамплиеров. Обычно обращают внимание на бесследное исчезновение их сокровищ Но кроме того, всем была известна их система использования своеобразных «дорожных чеков», предоставления кредитов, перевода денег и т. д. Конечно, финансово-кредитные отношения были еще в зародыше. Но и финансовых структур, которые оперировали бы на территории Европы и Ближнего Востока, было на перечет – коммерческие компании ломбардцев, евреев, тамплиеров и некоторых других. Мы отлично знаем, какой резонанс получается в случае ликвидации одного из основных финансовых учреждений – неразбериха, банкротства и т. д. Но почему-то все этого не произошло в связи с разгромом тамплиеров. Может быть сокровища тамплиеров никуда не пропадали, и их деятельность в финансово-кредитной области не прекращалась? Это тоже требует отдельного рассмотрения.
Вернемся к Англии. Поимка двух тамплиеров из многих сотен заставляет задать вопрос, а где остальные? По всей видимости, часть перебралась на Пиренеи, а часть в Шотландию. В Шотландии разворачивалась борьба против Англии за свою независимость. Это борьба шла с переменным успехом. Партизанские вылазки шотландцев заканчивались успехом, а крупные битвы, где нужна была дисциплина и мощь рыцарской конницы, шотландцы проигрывали. Шотландское дворянство не признавало никакой дисциплины и не хотело никому подчиняться. И вот Роберт Брюс, стоявший во главе этой борьбы, обратил внимание на гонимых тамплиеров. Он не выполнял и раньше распоряжения Римского папы об аресте тамплиеров, и они находили в Шотландии приют. А теперь, после запоздалого приказа английского короля об их аресте, беглые тамплиеры могли в Шотландии не только найти убежище, но и применение своим боевым искусствам, что так было нужно Роберту Брюсу в борьбе против англичан. Результат не замедлил сказаться.
В 1314 году, когда во Франции сожгли Жака де Молле, Роберт Брюс наголову разбил войска англичан у Бэннокберна. И роль тамплиеров, как профессиональных воинов-рыцарей, здесь была далеко не последней. Разумеется, эта заслуга перед Шотландией не могла остаться без вознаграждения. И хотя впоследствии Р.Брюс наладил отношения с католической церковью, но неафишируемый приют и возможность продолжить тайную деятельность он тамплиерам предоставил. Именно этим объясняется, что в глухих северо-западных районах Шотландии, где было удобно поддерживать морское сообщение с Ирландией и через нее с континентом, сохранились могилы тамплиеров, относящиеся к этому и более позднему времени. И что очень примечательно, на этих тамплиерских могилах встречаются масонские символы. Именно этим же объясняется и такой феномен как часовня Рослин, где, с одной стороны, использован при построении план храма Соломона, а с другой, — на колонне — есть изображение очень напоминающее прием неофита в масонское братство.
Можно заявить, что на этом следы тамплиеров в Англии и Шотландии теряются, и мы не сможем довести историческую линию до времен первых масонов. Но дело обстоит не так просто. Джон Робинсон в своей книге убедительно показал, что следы тамплиеров можно найти в конце 14 века в связи с восстанием Уота Тайлера. Сам Уот Тайлер появился из ниоткуда, но его фамилия — Тайлер — по английски звучит очень по масонски и по тамплиерски одновременно. Именно так по-английски звучит должность одного из офицеров в масонской ложе. Тайлер имеет отношение также и к тамплиерам. Во время проведения капитула страж тамплиеров выставлялся на крыше храма, то есть на его кровле. И не случайно, что перевод слова тайлер обозначает кровельщик. И наконец, возвращаясь к Дж.Робинсону, в переводе со старофранцузского тайлер означает воина-рубаку, то есть именно такого, кто должен стоять у входа в ложу и охранять тайну проведения собрания.
Сама история восстания связана с событиями, которые имеют непосредственное отношение к тамплиерам. Восставшие врывались, в первую очередь, в здании и церкви, принадлежащие госпитальерам и сжигали здесь же все бумаги этого ордена. Следует отметить, что вся собственность тамплиеров после их разгона была передана госпитальерам, что не могло не вызвать стремление к мщению у последователей тамплиеров. Самое интересное заключается в том, что когда восставшие ворвались в церковь тамплиеров, переданную госпитальерам, они не стали сжигать бумаги внутри. Словно боясь нанести урон имуществу тамплиеров, они вынесли их на дорогу и только потом сожгли.
Восставшие действовали очень согласованно, хотя двигались к Лондону с разных направлений. И во всех случаях имущество госпитальеров подвергалось разграблению, а командиры этого Ордена — казни. Дело доходило до поразительного. Уже в Лондоне, восставшие разгромив весь город, вызвали на переговоры короля, который скрывался в Тауэре. И когда на лодках король вместе со свитой поплыл на встречу, главари восстания с небольшим отрядом ворвались в Тауэр. Возникает вопрос, каким образом небольшому отряду удалось взять штурмом мощную крепость? Но еще более удивительно то, что после взятия Тауэра, восставшие схватили приора госпитальеров, казнили его и удалились прочь, не нанеся больше никакого ущерба крепости и не имея желания там остаться. Подобное происходило не только в Лондоне, но и в других регионах. Складывается убеждение, что в числе главных целей восставших были госпитальеры и их имущество.
После ареста руководители восставших указывали, что действовали по указанию некоего Великого Общества. К сожалению, следствие не стало интересоваться, что это за Великое Общество. Логическим продолжением этой линии сокрытия истинных руководителей восстания является и тот факт, что после смерти У.Тайлера и ряда других вождей, иные участники не только не были казнены, но и вскоре были отпущены на волю. Нельзя избавиться от мысли, что некие люди, пожелавшие остаться в тени, но обладающие значительным влиянием, добились их освобождения. Ненависть к госпитальерам, согласованные действия в разных регионах, стремление сохранить имущество тамплиеров, наличие некоего Великого Общества — это свидетельства, которые заставляют задаться вопросом: не является ли это следом тайной организации, созданной после разгрома Ордена Храма?
Но наличие тайной организации, имеющие связи с тамплиерами еще не означает связи этой организации с масонами. Поэтому для дальнейшей реконструкции нам следует перейти к ритуальной практике масонов. Многие термины, используемые в английских ритуалах, а также некоторые неясные указания в масонских легендах можно понять только привлекая для этого историю тамплиеров. Д. Робинсон указывает, что при посвящении в масоны английским масонам в старину заявляли, что они становятся братьями пиратам и корсарам. Казалось бы, откуда эта фраза? Но если мы вспомним, что флот тамплиеров ушел из Ля-Рошели и следы его теряются, то начинает складываться определенная картина. Тамплиеры становятся гонимыми, а корабли — их домом и средством пропитания. Вряд ли из рыцарей получились бы старательные рыбаки, а вот удачливые и умелые корсары из них получились бы очень легко. Они оказались вне закона, у них были корабли и навыки военного дела — все это это было логическими посылом стать корсаром. Может отсюда и эта фраза о «брате корсарам» при посвящении?
Теперь вернемся к знакам и фразам, используемых в масонской практике. Если средневековому каменщику не надо было укрываться и давать для опознания тайные знаки, то для разгромленных тамплиеров, для сохранения своей жизни им надо было усвоить практику секретных слов и символов. Если для заседания гильдии каменщиков не было смысла укрываться и охранять в тайне ее собрания, то для разыскиваемых тамплиеров жизненно необходимо были вооруженные привратники (тайлеры по-английски) и специальные опознавательные знаки, которые помогли гарантировать, что посторонний не попадет на заседание ложи. Если для каменщиков из средневекового цеха не надо было под страхом смерти хранить некие тайны, то для тамплиеров нарушение тайны грозило смертью всем членам общества. И наконец, если оперативные каменщики были верными католиками, то тамплиеры были отвергнуты Римским папой и волей или не волей оказались вне пределов церкви. Наличие среди них людей, которые склонялись ли католицизму, или принесли с юга Франции катарскую ересь, или с Востока — идеи гностицизма, могло привести к пагубным разногласиям и окончиться разгромом тайной организации. Именно поэтому стал так необходим принцип религиозной терпимости. Главное, что бы признавалась вера в Единого Великого Господа Бога, который получил общее для всех название — Великий Архитектор Вселенной. Все, что было не уместным и не понятным для практики оперативных масонов, становится вполне объяснимым и понятным, если это касается скрывающихся тамплиеров и их последователей.
Подобная реконструкция подтверждается также анализом масонских терминов. Общеизвестно, что Орден Храма был франкоязычным. Вместе с тем, многие масонские термины на английском можно понять, только используя знание старофранцузского. Выше уже указывалось о старофранцузском происхождении слова тайлер. Но этим все не ограничивается. Тайлер охранял ложу от "cowans and eavesdroppers", что в объяснении английский масонов переводится как профанов и соглядатаев. Но не в английском, ни в шотландском языках такого слова "cowans” нет. А вот во французском есть слово "сouenne" произносимом как "куэн", что означает невежда или мужлан. Значит тайлер охраняет ложу от невежд и любопытствующих.
В английском ритуале используется опознавательный жест "due-guard". Во французском языке есть выражение "gest du gard", что переводится как защитный жест. В английском варианте его сократили и англизировали до "due-guard". Подобная картина и со словом Lewis, что обозначает сына масона. Во французском есть слово Levees, обозначающее понятие побеги, отпрыски. В английском произошла инверсия v на w. Использование этого слова вполне логично для обозначение потомства масонов. И еще один пример. Во время посвящения на неофита надевают петлю, которая на английском обозначатся словом cable-tow. Казалось, бы это можно перевести английским словосочетанием, которое означает толстый морской канат. Но французский вариант оказывается более приемлемым. С французского слово cable можно перевести как повод или недоуздок, что более точно передает значение этого атрибута, так как посвящаемого в буквальном смысле слова ведут по храму на поводке.
Перечисление подобных старофранцузских и шотландских слов в масонском лексиконе, смысл которых становится более понятным при переводе на современный язык, можно продолжить, но уместнее в этом случае обратиться к книге Д.Робинсона, которая стала для меня источником информации по этому вопросу. Но уже этих примеров достаточно для того, чтобы уяснить, что тамплиеры, как франкоговорящие рыцари, оставили масонству целый ряд выражений, которые нельзя правильно понять, если не обратиться к старофранцузскому языку, на котором говорили рыцари Ордена Храма.
Этот же автор приводит несколько объяснений по поводу ритуальной атрибутики. Масонский фартук делали их овечьей шкуры. Тамплиерам же единственно, что разрешали использовать в одеянии, кроме грубого полотна, была овчина. Переход овчины из одеяния тамплиеров в символ чистоты масонства становится весьма объяснимым. Точно также обстоит дело и с перчатками. Если оперативным каменщикам средневековья перчатки не соответствовали их социальному положению, то для рыцарей перчатки были обязательным элементом одежды. Здесь также можно продолжить перечень подобных примеров, но я вновь отсылаю к первоисточнику.
Итак, в результате реконструкции, полученной в ходе продвижения по второму направлению, мы получаем следующее. Тамплиеры имели время и возможность перебраться в безопасные места и сохранить свой Орден. Но если в Испании и Португалии это приняло официальные формы, то в Англии и Шотландии это привело к созданию тайной организации. При создании тайной сети своих убежищ им потребовались секретные знаки и слова для опознавания своих, только при соблюдении тайны, под угрозой смертельного наказания за ее разглашение, тамплиеры смогли сохранить свою секретную организацию И только им потребовалось вводить принцип религиозного терпения в условиях отлучения от католической церкви. И напротив, все эти символы, секреты и т.п. совершенно не нужны были средневековым каменщикам.
Следы тайной организации преемников тамплиеров прослеживаются спустя многие десятилетия после их разгрома. От помощи Р.Брюсу и его шотландским борцам за независимость до восстания У.Тайлера — вот путь рыцарей и их последователей, не пожелавших смириться с решениями французского короля и Римского папы. Следы их секретных структур можно найти от юга Англии до севера-запада Шотландии. Старофранцузские термины, бывшие в ходу у тамплиеров, были восприняты масонами, хотя за десятилетия и века их произношение, а порой и смысл, был изменен. Но как только мы начинаем привлекать старофранцузский для перевода этих терминов многое становится более понятным. И наконец, ряд предметов атрибутики масонов, по всей видимости в том или ином виде, перекочевал из атрибутики тамплиеров.
Два направления сошлись где-то во времена 15 столетия. За время после разгрома тамплиеров, их секретная организация видоизменялась, постепенно потеряла изначальный смысл, появлялись новые символы и новые идеи. Но базовые принципы были пронесены через столетия. Братство, взаимопомощь, веротерпимость, тайный, а затем просто закрытый характер организации, стремление познать истину и Великий Свет, сохранение верности духовным и нравственным ценностям и совместное построение Храма внутри себя и во внешнем мире — вот далеко неполный перечень тех идей, которые являются общими для масонов и тамплиеров.
Рыцари подписывали свои документы как Рыцарь Храма. Но Храм, как они называли свой Орден, был разрушен. Нам, вольным каменщикам, как их преемникам, они завещали восстановить этот Храм.
Литература.
- Амбелен Р. Иисус или смертельная тайна тамплиеров. — Спб.: Евразия, 2007.
- Бейджент М., Ли Р. Храм и ложа. От тамплиеров да масонов. — М.: Эксмо, 2006.
- Бордонов Ж. Повседневная жизнь тамплиеров в XIII веке. — М.: Мол.гвардия,2004 .
- Дезгри А. Орден тамплиеров и масонское тамплиерское рыцарство.- Спб.: Евразия, 2008.
- Дезгри А.Тайная история Грааля: Катары, тамплиеры, розенкрейцеры и фракмасоны. — Спб.: Евразия, 2008.
- Жаринов Е. Жак де Моле. М.: Олимп, Астрель, 1999.
- ЛегманДж., Ли Г.Ч. История тамплиеров. — М.: Олма-пресс, 2002.
- Найт К., Ломас Р. Масонский завет. Наследие Хирама. — М.: Эксмо, 2006.
- Лобе М. Трагедия ордена тамплиеров. — Спб.: Евразия, 2003.
- Робинсон Д. Рожденные в крови. Утраченные секреты масонства. М.: Эт Сетера, 2004.