Символизм Масонства - Великий Восток Народов России

Символизм Масонства

 

Тропа масона и функции символов.

С точки зрения символизма, мир это шифр, которым также зашифрованы наши мысли и язык. Символ это некий образ, состоящий из различных элементов, который, однако, являет собой  нечто большее, чем просто сумма его частей.

В ритуале первой степени посвящения в Ученики, говорится: «Все есть символ». «Здесь мы будем учиться видеть символы в природе всего сущего» — так описывается путь, по которому должен следовать Ученик. Другими словами, все в нашем мире следует рассматривать как некую метафору. Это следует особенно подчеркнуть, потому что символизм слишком часто понимается всего лишь как зашифрованный язык, который может быть понятен только членами какой-то отдельной группы, и ничего более.

На самом деле, использование символики разрушает окаменелые понятия, которые больше не соответствуют изменяющейся действительности. Это заставляет нас осмыслить тот факт, что тленная природа нашего бытия постоянно находится в процессе становления чего-то еще. Смысл заключается в осознании реальности истины и живой природы, в осознании пористости границ между кажущимися разделенными понятиями, т.е., другими словами, смысл символизма заключается «в собирании того, что рассеяно».

Конечно, символизм может освободить нас от предвзятых мнений и необдуманных действий лишь постольку, поскольку он будет адогматичным. Если символизм будет всего лишь набором заучиваемых определений таким, как, например, «это значит вот это», то наш дух вместо того, чтоб обогащаться, станет бедным и отчужденным. Символизм может либо убить нас, либо излечить. Тут все зависит от случая и дозировки. Символизм открывает двери восприятия, когда он исследует связь между желаниями и представлениями, воображением и рассудком, между разумом, который все обобщает и разумом, который все разделяет, но это происходит лишь в том случае, если будет обеспечено одинаковое внимание к каждому из этих элементов, и если при этом истина не будет утеряна в столь удобных предрассудках.

Работа с символизмом может иметь практическое значение, когда она разрушает наши предвзятые мнения и выявляет связь между словами и их первоначальным значением. Это, в свою очередь, позволяет избавиться от предрассудков, которые вызывают ошибочное поведение. Символизм не застрахован от сползания к оккультизму, который часто сопровождает эзотерические исследования. Тут не следует путать набожность с мистицизмом, веру с доверием, раболепие с доброй волей. Символизм учит нас ясно мыслить и становиться лучше.

Основную точку зрения масон можно выразить двумя идеями, снова и снова повторяющимися  во всех масонских уставах: «достижение большего» и «собирание рассеянного».  Этим призывам отвечает прогресс, достигаемый посредством объективного знания. В мыслительные процессы, которые необходимы для развития этих учений и для их практического применения, должны быть включены синтез, последовательность и применимость. Это именно то, что жизненно важно для завершения работы масона.

Символизм делает акцент на субъективные знания. Использование символизма поощряет самоанализ путем свободных ассоциаций, связывающих индивидуальное с коллективным. Символисты утверждают, что объективное знание может быть получено только через субъективное, как говорил Сократ: «Познай себя, и тогда ты познаешь мир и богов».  Соглашаясь с этим, масоны исследуют взаимосвязь между желаниями и нашими представлениями, исключая при этом любые догматические положения, даже те, которые основаны на доказательствах. Масоны исследуют различные слои смысла, выполняя задачу, которую сформулировал Спиноза, когда сказал: «Вы говорите, что вы выбрали идею, потому что она правильна. Так знайте, что вы считаете ее правильной именно потому, что ее выбрали вы». Яков бен-Шешет, каббалист Жеронской школы, ставит перед нами аналогичную задачу: «Когда вы говорите «Бог создал человека по образу Своему», и, когда вы говорите «Человек создал Бога по образу своему», вы верите, что говорите противоположное, и в буквальном понимании так оно и есть, но только лишь до тех пор, пока вы не научитесь думать и не поймете, что вы говорите одно и то же, просто используя для этого разные слова».  

Благодаря своему знакомству с символизмом, масоны видят мифологический аспект в любом дискурсе. Так что может быть лучшим доказательством того, что использование символики «собирает то, что рассеяно»?

Обряды и ритуалы.

Обряд – это формальный акт, а ритуал – это установленный порядок его проведения. Давайте для начала рассмотрим это в контексте биологии. Ритуалы на самом деле это техники для повышения коммуникации, они служат для установления некой связи между различными членами группы. Так, ритуалы у животных способствуют уменьшению проявления агрессии. Ритуалы первичнее языка. Они дают человеку возможность посмотреть на себя со стороны, и увидеть себя в качестве объекта исследования. Таким образом, в биологии, обряды и ритуалы выполняют жизненно важные функции. С антропологической точки зрения видно, что они становятся все более и более глубокими и разнообразными по мере их эволюции от простого к сложному.

Масоны интересуются обрядами, потому что они таким образом хотят понять как и чем управляется общество и человек с тем, чтоб «сделать общество более лучшим и просвещенным». Последняя фраза – цитата из текста масонского ритуала. Масоны занимаются исследованием того, как функционируют религиозные и традиционные обряды среди различных народов в зависимости от социальных норм и образа жизни. Все масоны стремятся внести свой вклад в изучение этого предмета.

В масонских ритуалах излагается порядок и способ осуществления обряда. Их существует великое множество, и со временем они претерпевают различные изменения. Однако сами по себе обряды очень похожи, и любой путешествующий масон может быть удивлен их некоторыми различиями, но при этом он никогда не будет чувствовать себя полностью потерянным. Степени Ученика, Подмастерья и Мастера существуют в каждом обряде (уставе). В Ученики посвящают после того, как кандидат пройдет через три символических путешествия, в которых он будет должен противостоять стихиям земли, воды, воздуха и огня. Подмастерья должны будут свершить пять путешествий, по окончании которых они узрят Пламенеющую Звезду. Что касается Мастеров, то они должны вновь пережить страдания Хирама – убитого архитектора. Во всех масонских ритуалах, практикующихся по всему миру Ученики, Подмастерья и Мастера работают в ложах, символически представляющих Храм Соломона с двумя его колоннами Яхин и Боаз. Храм ориентирован вдоль оси восток-запад. На востоке заседает Досточтимый Мастер, который председательствует на собрании. На западе находится Привратник, который следит за входом в ложу. На севере сидят Ученики, которые обязаны хранить молчание. На юге находятся Подмастерья, Мастера могут сидеть там, где захотят. Ученики и Подмастерья соответственно работают под руководством Младшего и Старшего Стражей. Повсюду работы начинаются «в полдень» и останавливаются «в полночь». Время, конечно, символическое. Это служит напоминанием того, что в этом месте и в этот момент каждый человек должен отойти от своего повседневного бытия и почувствовать себя находящимся вне времени.  В каждой ложе своды потолка украшены звездами, чтобы показать, что храм выступает связующим звеном между человеком и Вселенной. Каждый входит в ложу в запоне и перчатках, чтобы работать с символическими инструментами масона: наугольником, циркулем, линейкой,  рычагом, уровнем, отвесом и мастерком.

Немало важным является то, что брат или сестра, обращаясь к Мастеру Стула, делает специальный знак «к вниманию», и при этом он не должен прерываться, пока не завершит свою речь словами: «Я сказал».

В разных уставах план лож может различаться, так же как могут различаться тексты ритуалов, описывающие инициацию, проведение собраний и правила назначения офицеров. Но главное различие состоит в степенях, следующих после степени Мастера. Две колонны Яхин и Боаз, стоящие по обе стороны от входа в храм, располагаются по-разному, в зависимости от того практикуется ли Древний и Принятый Шотландский Устав или Французский Устав. При работе в Эмулейшн, каждый Страж имеет на своем столе небольшую колонну. В Исправленном Шотландском Уставе обломок колонны с надписью adhusstat (с латыни, по-прежнему стоит) находится внутри храма. В Уставе Эмулейшн офицеры назначаются ежегодно и по очередности, в то время, как в других уставах эти офицеры (Досточтимый Мастер, Стражи, Секретарь, Казначей, Оратор, Обрядоначальник, Дародатель, Привратник или Внутренний Страж) могут выбираться. После выборов Досточтимого Мастера, выбираются офицеры, но иногда Досточтимый Мастер назначается комитетом. В Со-масонстве и в женском масонстве практикуются те же уставы, что и в мужском, хотя мужские ложи и не принимают «сестер», так же, как и женские ложи не принимают «братьев».

Основное различие между масонскими уставами заключается в «Высших Градусах». Во Французском Уставе семь степеней, шесть степеней в Исправленном Шотландском Уставе, тридцать три – в Древнем и Принятом Шотландском Уставе, а также от девяноста до девяноста девяти — в Уставах Мемфиса, Мицраима, Мемфиса-Мицраима. Между различными уставами Франции существует система эквивалентности с тем, чтоб масоны могли посещать ложи, практикующие другие уставы. Желающие больше узнать на эту тему могут ознакомиться с множеством книг. Хотя масоны работают в ложах, как говорят, «должным образом охраняемых», т.е. изолированных от проникновения других людей и от волнений внешнего мира, масонство это не тайное общество, но оно одно из проявлений культурной и общественной жизни. Внешний мир влияет на масонство, так же, как и масонство в свою очередь влияет на внешний мир. Оно одновременно и отражает и излучает.

Последний важный момент, который должен быть предельно ясен: Масонство не является религией. Тем не менее, каждая масонская церемония заканчивается на манер религиозной, т.е. сбором пожертвований на благотворительные цели. Масоны называют кружку для сбора пожертвований «сломанной колонной».

С восемнадцатого века масонские ложи группируются вместе, образуя конфедерации. Эти конфедерации образуют то, что называется «современным Масонством».

Наиболее важный свод правил современного Масонства был составлен разными авторами и назывался Конституциями Вольных Каменщиков. Они были опубликованы анонимно в 1723 году, но традиционно их приписывают Джеймсу Андерсону (1684-1739), пастору шотландской Пресвитерианской Церкви. Ему было поручено их отредактировать. Получившийся вариант он затем передал в совет четырнадцати «ученых» братьев. После внесения некоторых поправок и изменений Конституция была ими одобрена. Этот текст должен был быть зачитан всякий раз, когда к Ложе присоединялся новый член.

Первая статья Конституции гласит, что люди должны судиться по их поведению, а не по их религиозным убеждениям: «Вольный Каменщик по своему положению обязан соблюдать моральный закон; и если он справедливо понимает искусство, он никогда не будет ни глупым атеистом, ни либертарианцем без всякой веры. Если в древние времена масоны были обязаны исповедовать религию своей страны или нации, какой бы она ни была, то сегодня более целесообразно принадлежать к Религии, в которой все люди находят согласие, оставляя свои частные мнения при себе. Эта Религия означает, что надо быть добрым и правильным человеком, благородным и честным независимо от веры и убеждений. Тем самым Масонство становится Центром Союза, средством примиряющей и подлинной дружбы между людьми, которая должна оставаться постоянной целью».

Идея, что человек может быть достоин уважения независимо от его религии вытекает из древних традиций терпимости и открытости, но при этом избегает влияния доминирующей в начале 18го века идеологии. После примерно полутора веков религиозных войн, наконец, был создан хрупкий мир между разными народами, исповедующими противоположные течения христианства. В соответствии с принципом Cujus regio, ejus religio[1] — каждый человек вынужден был принять религию своего правителя.

Во времена создания Конституции Андерсона, Англия и Франция пали жертвами нетерпимости и фанатизма. В Англии подвергались преследованиям католики, а во Франции – протестанты. Английская гражданская война была протестантской революцией, которая привела к смерти католического короля Карла I. После смерти Кромвеля, королевская семья восстановила свое правление в лице Карла II, который исповедовал англиканство. Но протестантский Парламент очень боялся возвращения католичества с приходом к власти Якова II.  Однако в 1688 году он был свергнут, и прежде чем Вильгельм Оранский со своей супругой Марией взошли на престол, Парламент настоял на том, чтоб они приняли Билль о правах, который запрещал католикам, или состоящим в браке с католиками, восходить на царствование.  В этот сложный период католикам, которых уничижительно называли папистами, не давали жить в Лондоне, облагали их двойными налогами и запрещали владеть оружием. Кроме того, они потеряли право на покупку и наследование земель, и вскоре были лишены права преподавать.

Во Франции после отмены Нантского Эдикта в 1685 году, протестанты больше не имели права исповедовать свою религию. В 1724 году все религиозные собрания, кроме католических, были запрещены. Протестанты и те, кто их поддерживал, рисковали жизнью. Только католики могли занимать государственные должности. В те времена нетерпимость была руководящим принципом: о человеке судилось по его происхождению и вероисповеданию. При этом и гонители, и гонимые были в равной степени убеждены, что они принадлежали к группе избранных людей, которые должны были непримиримо воевать против приспешников дьявола. Только за счет презрения других, они повышали свою самооценку. Жестокость, насилие, удовольствие от ощущения власти полностью оправдывались фанатичной одержимостью борьбой за чистоту и веру! Все эти разговоры о чистых и нечистых, об избранных и проклятых, о борьбе между светом и тьмой, являются ярким примером того, каким образом мысль может стать холуем бездумности, и как идеология может служить поддержкой шкурных инстинктов.   Прежде всего, когда люди разделяют друг друга на противоборствующие группы, они отрицают ту истину, что на самом деле нет ни черного, ни белого, есть лишь противоречивое и парадоксальное серое, что жизнь развивается, становится более сложной и разнообразной благодаря этим самым противоречиям и энергии противоборствующих сил.

Впрочем, люди всегда знали и говорили об этом. Поколение за поколением они провозглашали абсолютное превосходство личности над группой. Они, доблестно защищая свободу убеждений, утверждали, что невозможно ограничить личность лишь участием в группе.

За шестьдесят лет до Конституций Андерсона в 1622 году было создано Королевское общество по развитию естественных знаний. Джон Теофил Дезагюлье (1683-1739[2]), соавтор масонских Конституций, Великий Мастер Ложи Англии (в 1719), был одним из активнейших членов этого общества. Основатели Королевского Общества, подписали Хартию, послужившую вдохновением для авторов Конституций 1723 года, в которой говорилось: «Что касается членов, которые составят ряды нашего общества, то пусть они будут приверженцами разных религий, стран и убеждений». Таким образом, Общество расширило свои границы, дабы соответствовать своим заявленным амбициям.

«Они открыто заявляют, что хотят заложить основу не для английской, шотландской, ирландской, папистской или протестантской философии, но для философии всечеловеческой. Объединяя людей всех стран, они создают благоприятную основу для будущего постоянного обмена научными идеями между всеми народами, тем самым Королевское Общество сделается мировым хранилищем знаний».

Следует подчеркнуть, что любовь к знаниям всегда была неразрывно связана с любовью к жизни. Те, кто продолжает учиться, освобождают себя от абсурдных предрассудков и проникаются уважением ко всему человечеству. Те же, кто утверждает, что происхождение человека свидетельствует о его качествах, либо невежественны, либо пользуются невежеством других людей. За тридцать лет до основания Королевского Общества, был осужден Галилей (февраль 1633). Еще за тридцать лет до осуждения Галилея, на костре в Риме был сожжен Джордано Бруно. В промежутке между этими двумя датами в возрасте тридцати пяти лет был заживо сожжен Джулио Ванини за то, что посмел критиковать религию и ее догмы (1619). Словно бесконечное эхо суда над Сократом, восстают голоса этих мучеников. Есть те, кто хотят остановить историю, заморозить ее в вечное настоящее, определить ее неизменными понятиями, и есть те, кто признает ее движение, кто получает удовольствие от поиска истины, которая постоянно меняется.

Узурпаторы уже сформулировали свою истину, готовясь навязать ее догмы с помощью силы, лишь для того, чтоб получить власть над другими. Они говорят о любви и убивают под ее именем, продвигая идеалы светлого завтра. Их догмы могут принимать вид религиозных, политических, философских и даже научных истин. Они всегда монолитны, всеобъемлющи  и тоталитарны, и всегда поддерживаются хором официальных лиц, будь то священники, олигархи или чиновники. Подчинение – это все, что требуется от их добровольных или принудительных последователей. Догматическое мышление исходит из отрицания реальности того, что абсолютно все меняется, и таким образом, абсолютно все может считаться патологией, т.е. отклонением от нормы. Но на каждый яд есть свое противоядие, и тогда в ответ поднимаются другие голоса.

Оглядываясь назад в историю, мы сталкиваемся с Розенкранцом, с Яном Коменским, с Френсисом Бэконом и Томмазо Кампанелла. Во Флоренции мы встречаемся с древним греком Плифоном, которого Марсилио Фичино называл «вторым Платоном». Марсилио Фичино был одним из создателей Платоновской Академии в Кареджи, возникшей за два столетия до Королевского Общества. Академия объединяла мыслящих и образованных людей, художников, поэтов, врачей, астрономов, знатоков древних языков с тем, чтоб с различных точек зрения обсуждать важные вопросы, касающиеся развития человечества и его культуры. Как говорил Плифон: «Всякая религия, братья мои, это всего лишь осколок разбитого зеркала Афродиты».

Эту традицию толерантности и открытости взглядов можно проследить еще дальше. Она воплотилась в истинных мистиках, то есть в людях, которые остаются открытыми для сомнений и самокритики. В христианском мире они являются нам рейнландскими мистиками, в мусульманском мире – суфиями, а в еврейском – каббалистами. И все эти мистики не любили ни власть имущих, ни духовенство.  А последние требовали себе лишь верных приверженцев, но не мистических провидцев, потому что истеблишменту нужна власть, а не истина.  Вот почему на этих институтах власти лежит печать смерти истины. Следуя той же традиции, библейские пророки, выступавшие против царей и первосвященников, разрушали убеждения обычных людей, которые погрязли в навязанных им верованиях.

В рамках той же традиции существует и Масонство, как и все его основные принципы, начиная от Древних Уставов до Конституций Андерсона.  

 


[1]Чья страна, та и религия.

[2]Возможно, допущена некоторая неточность в указании даты смерти, Дезагюлье умер в 1744 году

Новости

16 марта 6024 заседание Великой Ложи «Северная Звезда» Великого Востока Народов России.
13.03.2024
Заседание Великой Ложи «Пифагор» В.В.Н.Р. 17 февраля 6024 года, в 12-00
15.02.2024
23 декабря 6023 года заседание Великой Ложи «Большая Медведица» В.В.Н.Р.
19.12.2023
11 ноября 6023 г. — заседание Великой Ложи «Северная Звезда» Великого Востока Народов России.
08.11.2023
Взаимное признание Gran Logia Simbólica Española (Великая Символическая Ложа Испании)
26.05.2023
Взаимное признание Grand Universal Lodge of Bulgaria
26.05.2023
Взаимное признание Gran Logia del Norte de Colombia (Великая Ложа Северной Колумбии)
26.05.2023
Взаимное признание Grand Orient de Canaan (Великий Восток Ханаана, Ливан)
26.05.2023
17-21 мая 2023 Стамбул. 61-ая Международная Ассамблея либеральных масонских послушаний CLIPSAS
26.05.2023
27 мая 6023 года заседание Великой Ложи «Северная Звезда»
24.05.2023