Зодческая работа сестры Е:. К:. "Масонство в Китае XIX-XX вв" - Великий Восток Народов России

Зодческая работа сестры Е:. К:. «Масонство в Китае XIX-XX вв»

Масонство появилось в Китае в середине XIX века. Первые ложи создали выходцы из Англии, затем к ним присоединились американские, шотландские, немецкие и даже филиппинские единомышленники. Их были сотни, и ничего тайного не имелось. Все ложи, их руководители и адреса залов собраний перечислялись в ежегодных справочниках, которые публиковали шанхайские и гонконгские издания. Главная цель была очевидна и одновременно весьма сложна: воссоздать в полуколониальном Срединном государстве, находящемся в тот момент под контролем иностранных держав, некий флер западной жизни, клубную манеру общения «истинных джентльменов», посвященных в тайны мироздания и одновременно являющихся коммивояжерами, торговцами, владельцами гостиниц и ресторанов. Масонские ложи сохраняли и продвигали ценности среди интеллектуальной и торговой западной элиты в Азии и в этом смысле делали колониальную власть еще более эффективной.  В целом, ни одна другая форма общения не могла предложить столько преимуществ, сколько масонские ложи предоставляли своим членам, в том числе в Китае, Индии, да и по всей Азии. Вплоть до начала XX в. масонство занимало центральное место в растущей колониальной общественной сфере. Помимо чисто социальных функций, которые выполняли ложи, в подтексте всегда находилась вполне колониальная идея доминирования собственных культурных ценностей и «отличности» от азиатской культурной среды. Западное масонство по всей Азии активно помогало установлению деловых и прежде всего торговых связей и К концу XIX в. В Северном Китае и Шанхае было 675 масонов и как минимум 15 лож. Эти Немногочисленные ложи включали представителей разных слоев, но прежде всего – предпринимателей. Важнейшей частью деятельности лож стала благотворительность и поддержка своих членов. Однако к 20–30-м гг. ХХ в. «колониальный» характер масонства размывается, в некоторых шанхайских ложах большая часть членов уже была китайцами, и даже возник вопрос о проведении ритуалов на китайском языке.

Так Масонство, развиваясь вплоть до начала 50-х гг. ХХ в включало уже десятки лож в Шанхае, Гуанчжоу, Тяньцзине, на северо-востоке Китая (Далянь, Мукден, Харбин), которые действовали в рамках различных конституций.

Как было упомянуто выше, членство в предыдущих ложах в Китае было в основном ограничено  иностранными гражданами, а в 1930 году, когда группа американских и китайских Мастеров-масонов, все из которых выросли за границей, решила основать Ложу в Шанхае с целью распространения Свободного масонства среди китайских претендентов. Группа сначала обратилась с петицией в Великую ложу Массачусетса об Освобождении, но в этом ей было отказано. Затем они успешно обратились в Великую ложу Филиппин, которая благосклонно отнеслась к их просьбе и предоставила Разрешение. Новая ложа была учреждена 27 января 1931 года в Пекине и по совпадению также называлась Ложей Дружбы, как и первая масонская ложа в Китае, почти на 200 лет старше.

За созданием ложи Дружбы последовало создание Нанкинской ложи (Нанкин), ложи Жемчужной  (Кантон), Сычуаньской ложи  (Чэнту), Западной озерной ложи (Ханьцзу) и Солнечной ложи (Шанхай). Во время японского вторжения в Китай и на время Второй мировой войны небольшая, но отважная группа Мастеров-масонов многих национальностей собралась вместе в непокоренном Свободном китайском городе Чункин в провинции Сычуань и первоначально сформировала Квадрат и Клуб циркулей. («Квадрат, чтобы согласовывать наши действия; Циркули, чтобы очерчивать и удерживать нас в рамках со всем человечеством») К 1943 году Клуб циркулей и квадрат, несмотря на многочисленные трудности, находился под властью Карли. Постоянные бомбардировки с воздуха сформировали ядро Братьев, которые почувствовали необходимость основать признанную ложу. Разрешение на создание ложи было передано Великой ложе Калифорнии, которая в свое время предоставила это, и в течение 1943 года была основана Ложа фортитьюд U.D. Ложа Стойкости действительно имела подходящее название, поскольку Ложа регулярно собиралась, несмотря на ненастную погоду, непрекращающиеся воздушные налеты и не мыслимые трудности. В 1945 году, после прекращения военных действий, персонал был разогнан, и это неизбежно привело к закрытию Ложи, следовательно, ее полномочия были возвращены Великой ложе Калифорнии. Интересно отметить, что ложа Фортитьюд за время своего довольно короткого существования обеспечила в будущем четырех Великих мастеров Великой ложи Китая: братьев М. У. Уильяма,  Х. Т. Вэя, Тинга Цзяня, Теодора Л. Уэй и Джорджа У. Chen. После возвращения Братьев в их соответствующие обители масонская деятельность возобновилась по всему Китаю. Шесть лож, которые были учреждены Великой ложей Филиппин, состоялись дискуссии относительно будущего свободного масонства в Китае, и было предложено учредить великую ложу Китая. Эти труды увенчались успехом 18 марта 1949 года, когда Великая ложа Китая была освящена в Масонском зале в Шанхае. Шесть лож были переведены и повторно инициированы со своими первоначальными названиями, и были пронумерованы следующим образом:

  • «Ложа дружбы № 1»
  • «Членская ложа № 2»
  • Ложа Перл-Ривер № 3
  • Сычуаньская ложа № 4
  • Ложа Западного озера № 5
  • Ложа Солнца № 6

Сейчас Масонство в Китайской Народной Республике запрещено Коммунистической партией Китая, но при этом масоны не преследуются правительством и граждане КНР вполне себе вступают в масонские ложи. просто, не на основной территории КНР.  Великая Ложа Китая сейчас базируется в Тайване, в неё входят 10 лож с общей численностью в 750 масонов. ВЛК также имеет взаимное признание с ОВЛ Англии.

РУССКОЕ МАСОНСТВО В КИТАЕ

Русское масонство в Китае — крайне интересное и необычное явление, по своему характеру оно заметно отличалось от масонских лож западной диаспоры Шанхая, Пекина, Гонконга. Отметим несколько характерных черт: в Китае не возникло никакой отдельной «русской» масонской ложи, само же масонство среди выходцев из России в 1920–1930-е годы превратилось в арену политической борьбы и взаимных обвинений, противостояния консервативных, монархических, социалистических и других идей. Оно же оказалось тесно связано с нравственными и эзотерическими поисками, переплеталось с рерихианством и мистицизмом. Другой чертой стало то, что, в отличие от западных, русские масоны никогда не ставили вопрос о возможности участия китайцев в деятельности лож или о взаимодействии с китайской администрацией. В общем, русское масонство и возникшее параллельно с ним антимасонское движение жили весьма активной, но при этом замкнутой жизнью. Существовало ли масонство в Китае среди выходцев из России до начала ХХ в.? Никаких указаний на подобные факты я  не встречала, однако существуют упоминания того, что два русских морских офицера участвовали в ритуалах шанхайской «Северной ложи» летом 1863 г. и «остались весьма довольны британским методом проведения церемонии посвящения»

Уже значительно позже в 1931–1933 гг.в Шанхае действовала русская ложа «Свет с Востока» под эгидой Великой ложи Вены это не совсем точно, по крайней мере, данная ложа никогда не являлась «русской» — она была основана в 1932 г., состояла из австрийцев и немцев, пережила за короткий срок множество трансформаций и прекратила свою деятельность в 1947 г. Есть утверждения, что к масонам относились многие представители эмигрантской творческой, научной, военной интеллигенции, а также духовенства, журналисты, писатели, лидеры политических групп Харбина и Шанхая. На первый взгляд, логика формирования русской эмигрантской среды в этих городах — весьма смешанной по своему составу и идеологическим устремлениям — действительно подсказывает, что среди выходцев из России могло быть много масонов, но все же прямых указаний на существование отдельных русских масонских лож мы не встречаем. К тому же ситуация с масонством среди русской диаспоры была не столь однозначной — с одной стороны, масонство не стало силой социализации русской диаспоры в Китае, а русские масоны не имели влияния в китайских политических кругах (в отличие от западных лож), а с другой стороны, в 1920‒1930-х годах среди выходцев из России поднялась антимасонская волна, что во многом раскололо диаспору на враждующие лагеря. Все же, несмотря на отсутствие отдельных «русских» лож, очевидно, что среди российских граждан, оказавшихся в Китае, было немало масонов, причем они появились там еще до периода постреволюционной политической эмиграции. По-иному развивалось масонство среди русской диаспоры на северо-востоке Китая — оно оказалось в центре идеологических и нравственных споров, сопровождавших жизнь эмигрантов в Харбине. В целом сохранилось крайне немного сведений о деятельности лож этого региона, в том числе и о роли русских переселенцев, которые в Харбине заметно превосходили по числу других иностранцев. Так, в Харбине действовала ложа розенкрейцеров, в которой, как считается, подавляющее число участников составляли русские эмигранты. Идеи мистицизма, фундаментального православия, масонства, рерихианства самым необычным образом переплетались в сознании этих людей, искавших внутреннюю опору в эзотеризме, который должен был компенсировать боль разрыва с родиной. Создаётся довольно пёстрое впечатление об эмигрантских кругах. Большая усталость и подавленность, велико и разъединение… Много бестолковых, ни на чем не основанных взаимных обвинений в принадлежности к разным обществам, масонским и т.д.» Эта характеристика весьма точно отражала причудливую реальность противостояния масонов и немасонов в русских кругах. Масонская тема расколола русскую диаспору в Харбине и в других городах Китая, дискуссии вокруг масонства переросли в форму обсуждения будущего России и мира, в попытку осознать причины краха старого порядка. Харбин стал одним из центров таких дискуссий. Тема масонства оказалась в 1920–1930-е годы весьма популярной. В большом количестве издавались книги по масонству, однако они выступали не столько как дань моде эзотеризма (а всякая революция сразу же порождает и попытки осмыслить ее с эзотерических, иррациональных позиций), а как антитеза «чужому», «не русскому». Масонство в Харбине ассоциировалось с влиянием западничества, с британцами и американцами, с попытками разрушить традиционный русский уклад, в то время как большая часть русской диаспоры была настроена в основном антимасонски. Очевидно и то, что русское масонство не играло столь же значимой роли для русской диаспоры, которую играли, например, ложи английской, шотландской или американской конституций для своих соотечественников. Русское комьюнити в Харбине отличалось полной эклектикой взглядов, многие были одновременно и последователями учения Рериха, и сторонниками сибирского регионализма, и масонами (или активно выступали против масонства), и мистиками. Харбин резко разделил местное русское население на «масонов» (реальных и предполагаемых) и активных антимасонов, в то время, как среди западных сообществ в Пекине, Шанхае, Гонконге и других городах такого явления не наблюдалось. К масонству они относились либо положительно, либо нейтрально, а вот русский дух требовал исключительно чувственного восприятия происходящего и поиска виновных в революционных событиях и вынужденной эмиграции. Обвинения в масонстве были традиционным способом сведения счетов между различными русскими группировками, а термин «масон» превратился в формулу обвинений в самых страшных грехах. Методично внушалась идея, что быть масоном — плохо и «не по-русски». Правомонархистские круги особенно преуспели в обнаружении скрытых масонов. К тому же подобные обвинения были эффективным способом внести раскол в русскую эмиграцию в Китае. Русское масонство в Китае — крайне интересная и до конца не изученная тема. Но без труда можно заметить, насколько тема русского масонства в эмиграции отличалась от характера действительности западных лож в Шанхае, Пекине, Гонконге. Если тема масонства среди западной диаспоры не была болезненной для обсуждения, не носила политизированного характера и не служила ареной для столкновений различных группировок, то тема русского масонства в Китае оказалась теснейшим образом связана с поисками новых смыслов трансформации общества, обнаружением «друзей» и «врагов», и это отражало глубинные споры в русской эмигрантской среде.

 

11.05.6024 г.                                                                                       Д.М. БМ. Сестра Е.К. :.

Новости

С Рождеством Христовым Сестры и Братья!
24.12.2024
Заседание Великой женской Ложи «БОЛЬШАЯ МЕДВЕДИЦА» В.В.Н.Р. 21 декабря 6024 года
14.12.2024
Заседание Великой Ложи «Северная Звезда» Послушания Великий Восток Народов России 03 ноября 6024 года
29.10.2024
Заседание Великой женской Ложи «Большая Медведица» 21 сентября 6024 года В.В.Н.Р.
14.09.2024
Заседание Великой Ложи «Пифагор» Великого Востока Народов России 22.06.6024 в 12-00
17.06.2024
15.06.2024 Валенсия Испания. Состоялась ежегодная Ассамблея Великой Символической Ложи Испании.
17.06.2024
Подписан договор о дружбе и взаимном признании с Великим Сербским Масонским Послушанием «Либеральная Великая Ложа Сербии».
20.05.2024
Подписан договор о дружбе и взаимном признании с Великим Мексиканским Масонским Послушанием «Великий Восток Мексики».
20.05.2024
17-18 мая 2024 Конференция «Масонство и искусственный интеллект, в меняющимся мире». Генеральная Международная Ассамблея CLIPSAS Албания-2024
20.05.2024
19.05.24 Торжественная церемония закрытия Генеральной Международной Ассамблеи CLIPSAS Албания-2024
19.05.2024