Масонство появилось в Китае в середине XIX века. Первые ложи создали выходцы из Англии, затем к ним присоединились американские, шотландские, немецкие и даже филиппинские единомышленники. Их были сотни, и ничего тайного не имелось. Все ложи, их руководители и адреса залов собраний перечислялись в ежегодных справочниках, которые публиковали шанхайские и гонконгские издания. Главная цель была очевидна и одновременно весьма сложна: воссоздать в полуколониальном Срединном государстве, находящемся в тот момент под контролем иностранных держав, некий флер западной жизни, клубную манеру общения «истинных джентльменов», посвященных в тайны мироздания и одновременно являющихся коммивояжерами, торговцами, владельцами гостиниц и ресторанов. Масонские ложи сохраняли и продвигали ценности среди интеллектуальной и торговой западной элиты в Азии и в этом смысле делали колониальную власть еще более эффективной. В целом, ни одна другая форма общения не могла предложить столько преимуществ, сколько масонские ложи предоставляли своим членам, в том числе в Китае, Индии, да и по всей Азии. Вплоть до начала XX в. масонство занимало центральное место в растущей колониальной общественной сфере. Помимо чисто социальных функций, которые выполняли ложи, в подтексте всегда находилась вполне колониальная идея доминирования собственных культурных ценностей и «отличности» от азиатской культурной среды. Западное масонство по всей Азии активно помогало установлению деловых и прежде всего торговых связей и К концу XIX в. В Северном Китае и Шанхае было 675 масонов и как минимум 15 лож. Эти Немногочисленные ложи включали представителей разных слоев, но прежде всего – предпринимателей. Важнейшей частью деятельности лож стала благотворительность и поддержка своих членов. Однако к 20–30-м гг. ХХ в. «колониальный» характер масонства размывается, в некоторых шанхайских ложах большая часть членов уже была китайцами, и даже возник вопрос о проведении ритуалов на китайском языке.
Так Масонство, развиваясь вплоть до начала 50-х гг. ХХ в включало уже десятки лож в Шанхае, Гуанчжоу, Тяньцзине, на северо-востоке Китая (Далянь, Мукден, Харбин), которые действовали в рамках различных конституций.
Как было упомянуто выше, членство в предыдущих ложах в Китае было в основном ограничено иностранными гражданами, а в 1930 году, когда группа американских и китайских Мастеров-масонов, все из которых выросли за границей, решила основать Ложу в Шанхае с целью распространения Свободного масонства среди китайских претендентов. Группа сначала обратилась с петицией в Великую ложу Массачусетса об Освобождении, но в этом ей было отказано. Затем они успешно обратились в Великую ложу Филиппин, которая благосклонно отнеслась к их просьбе и предоставила Разрешение. Новая ложа была учреждена 27 января 1931 года в Пекине и по совпадению также называлась Ложей Дружбы, как и первая масонская ложа в Китае, почти на 200 лет старше.
За созданием ложи Дружбы последовало создание Нанкинской ложи (Нанкин), ложи Жемчужной (Кантон), Сычуаньской ложи (Чэнту), Западной озерной ложи (Ханьцзу) и Солнечной ложи (Шанхай). Во время японского вторжения в Китай и на время Второй мировой войны небольшая, но отважная группа Мастеров-масонов многих национальностей собралась вместе в непокоренном Свободном китайском городе Чункин в провинции Сычуань и первоначально сформировала Квадрат и Клуб циркулей. («Квадрат, чтобы согласовывать наши действия; Циркули, чтобы очерчивать и удерживать нас в рамках со всем человечеством») К 1943 году Клуб циркулей и квадрат, несмотря на многочисленные трудности, находился под властью Карли. Постоянные бомбардировки с воздуха сформировали ядро Братьев, которые почувствовали необходимость основать признанную ложу. Разрешение на создание ложи было передано Великой ложе Калифорнии, которая в свое время предоставила это, и в течение 1943 года была основана Ложа фортитьюд U.D. Ложа Стойкости действительно имела подходящее название, поскольку Ложа регулярно собиралась, несмотря на ненастную погоду, непрекращающиеся воздушные налеты и не мыслимые трудности. В 1945 году, после прекращения военных действий, персонал был разогнан, и это неизбежно привело к закрытию Ложи, следовательно, ее полномочия были возвращены Великой ложе Калифорнии. Интересно отметить, что ложа Фортитьюд за время своего довольно короткого существования обеспечила в будущем четырех Великих мастеров Великой ложи Китая: братьев М. У. Уильяма, Х. Т. Вэя, Тинга Цзяня, Теодора Л. Уэй и Джорджа У. Chen. После возвращения Братьев в их соответствующие обители масонская деятельность возобновилась по всему Китаю. Шесть лож, которые были учреждены Великой ложей Филиппин, состоялись дискуссии относительно будущего свободного масонства в Китае, и было предложено учредить великую ложу Китая. Эти труды увенчались успехом 18 марта 1949 года, когда Великая ложа Китая была освящена в Масонском зале в Шанхае. Шесть лож были переведены и повторно инициированы со своими первоначальными названиями, и были пронумерованы следующим образом:
- «Ложа дружбы № 1»
- «Членская ложа № 2»
- Ложа Перл-Ривер № 3
- Сычуаньская ложа № 4
- Ложа Западного озера № 5
- Ложа Солнца № 6
Сейчас Масонство в Китайской Народной Республике запрещено Коммунистической партией Китая, но при этом масоны не преследуются правительством и граждане КНР вполне себе вступают в масонские ложи. просто, не на основной территории КНР. Великая Ложа Китая сейчас базируется в Тайване, в неё входят 10 лож с общей численностью в 750 масонов. ВЛК также имеет взаимное признание с ОВЛ Англии.
РУССКОЕ МАСОНСТВО В КИТАЕ
Русское масонство в Китае — крайне интересное и необычное явление, по своему характеру оно заметно отличалось от масонских лож западной диаспоры Шанхая, Пекина, Гонконга. Отметим несколько характерных черт: в Китае не возникло никакой отдельной «русской» масонской ложи, само же масонство среди выходцев из России в 1920–1930-е годы превратилось в арену политической борьбы и взаимных обвинений, противостояния консервативных, монархических, социалистических и других идей. Оно же оказалось тесно связано с нравственными и эзотерическими поисками, переплеталось с рерихианством и мистицизмом. Другой чертой стало то, что, в отличие от западных, русские масоны никогда не ставили вопрос о возможности участия китайцев в деятельности лож или о взаимодействии с китайской администрацией. В общем, русское масонство и возникшее параллельно с ним антимасонское движение жили весьма активной, но при этом замкнутой жизнью. Существовало ли масонство в Китае среди выходцев из России до начала ХХ в.? Никаких указаний на подобные факты я не встречала, однако существуют упоминания того, что два русских морских офицера участвовали в ритуалах шанхайской «Северной ложи» летом 1863 г. и «остались весьма довольны британским методом проведения церемонии посвящения»
Уже значительно позже в 1931–1933 гг.в Шанхае действовала русская ложа «Свет с Востока» под эгидой Великой ложи Вены это не совсем точно, по крайней мере, данная ложа никогда не являлась «русской» — она была основана в 1932 г., состояла из австрийцев и немцев, пережила за короткий срок множество трансформаций и прекратила свою деятельность в 1947 г. Есть утверждения, что к масонам относились многие представители эмигрантской творческой, научной, военной интеллигенции, а также духовенства, журналисты, писатели, лидеры политических групп Харбина и Шанхая. На первый взгляд, логика формирования русской эмигрантской среды в этих городах — весьма смешанной по своему составу и идеологическим устремлениям — действительно подсказывает, что среди выходцев из России могло быть много масонов, но все же прямых указаний на существование отдельных русских масонских лож мы не встречаем. К тому же ситуация с масонством среди русской диаспоры была не столь однозначной — с одной стороны, масонство не стало силой социализации русской диаспоры в Китае, а русские масоны не имели влияния в китайских политических кругах (в отличие от западных лож), а с другой стороны, в 1920‒1930-х годах среди выходцев из России поднялась антимасонская волна, что во многом раскололо диаспору на враждующие лагеря. Все же, несмотря на отсутствие отдельных «русских» лож, очевидно, что среди российских граждан, оказавшихся в Китае, было немало масонов, причем они появились там еще до периода постреволюционной политической эмиграции. По-иному развивалось масонство среди русской диаспоры на северо-востоке Китая — оно оказалось в центре идеологических и нравственных споров, сопровождавших жизнь эмигрантов в Харбине. В целом сохранилось крайне немного сведений о деятельности лож этого региона, в том числе и о роли русских переселенцев, которые в Харбине заметно превосходили по числу других иностранцев. Так, в Харбине действовала ложа розенкрейцеров, в которой, как считается, подавляющее число участников составляли русские эмигранты. Идеи мистицизма, фундаментального православия, масонства, рерихианства самым необычным образом переплетались в сознании этих людей, искавших внутреннюю опору в эзотеризме, который должен был компенсировать боль разрыва с родиной. Создаётся довольно пёстрое впечатление об эмигрантских кругах. Большая усталость и подавленность, велико и разъединение… Много бестолковых, ни на чем не основанных взаимных обвинений в принадлежности к разным обществам, масонским и т.д.» Эта характеристика весьма точно отражала причудливую реальность противостояния масонов и немасонов в русских кругах. Масонская тема расколола русскую диаспору в Харбине и в других городах Китая, дискуссии вокруг масонства переросли в форму обсуждения будущего России и мира, в попытку осознать причины краха старого порядка. Харбин стал одним из центров таких дискуссий. Тема масонства оказалась в 1920–1930-е годы весьма популярной. В большом количестве издавались книги по масонству, однако они выступали не столько как дань моде эзотеризма (а всякая революция сразу же порождает и попытки осмыслить ее с эзотерических, иррациональных позиций), а как антитеза «чужому», «не русскому». Масонство в Харбине ассоциировалось с влиянием западничества, с британцами и американцами, с попытками разрушить традиционный русский уклад, в то время как большая часть русской диаспоры была настроена в основном антимасонски. Очевидно и то, что русское масонство не играло столь же значимой роли для русской диаспоры, которую играли, например, ложи английской, шотландской или американской конституций для своих соотечественников. Русское комьюнити в Харбине отличалось полной эклектикой взглядов, многие были одновременно и последователями учения Рериха, и сторонниками сибирского регионализма, и масонами (или активно выступали против масонства), и мистиками. Харбин резко разделил местное русское население на «масонов» (реальных и предполагаемых) и активных антимасонов, в то время, как среди западных сообществ в Пекине, Шанхае, Гонконге и других городах такого явления не наблюдалось. К масонству они относились либо положительно, либо нейтрально, а вот русский дух требовал исключительно чувственного восприятия происходящего и поиска виновных в революционных событиях и вынужденной эмиграции. Обвинения в масонстве были традиционным способом сведения счетов между различными русскими группировками, а термин «масон» превратился в формулу обвинений в самых страшных грехах. Методично внушалась идея, что быть масоном — плохо и «не по-русски». Правомонархистские круги особенно преуспели в обнаружении скрытых масонов. К тому же подобные обвинения были эффективным способом внести раскол в русскую эмиграцию в Китае. Русское масонство в Китае — крайне интересная и до конца не изученная тема. Но без труда можно заметить, насколько тема русского масонства в эмиграции отличалась от характера действительности западных лож в Шанхае, Пекине, Гонконге. Если тема масонства среди западной диаспоры не была болезненной для обсуждения, не носила политизированного характера и не служила ареной для столкновений различных группировок, то тема русского масонства в Китае оказалась теснейшим образом связана с поисками новых смыслов трансформации общества, обнаружением «друзей» и «врагов», и это отражало глубинные споры в русской эмигрантской среде.
11.05.6024 г. Д.М. БМ. Сестра Е.К. :.