ЗНАЧЕНИЕ ГРЕХОПАДЕНИЯ - Великий Восток Народов России

ЗНАЧЕНИЕ ГРЕХОПАДЕНИЯ

Зодческая работа сестры Al

 

Христианское представление о природе происхождении зла основывается на библейской истории грехопадения. Эта история остается одной из самых впечатляющих объяснений нелегкой судьбы человечества, даже если ее воспринимать не буквально. Как говорит Ориген: «В писании воображаемое переплетено с историческим… это лишь образы, в коих сокрыто тайное знание». Разумеется, Бог не стал бы гневаться, за то, что кто-то съел яблоко. История это всем известна: первым мужчине и женщине было запрещено вкушать «от дерева познания добра и зла». Бог предупредил: «В день, который ты вкусишь от него, смертию умрешь». Но змей, который был «хитрее всех зверей полевых», сказал им другое: «нет, не умрёте… откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло». Кто же говорит правду? Большинство сказали бы – Бог, а змей солгал, но, похоже, змей не солгал. Когда мужчина и женщина съели яблоко, их глаза открылись, они обнаружили, что они наги. Если подумать, то солгал Бог – ведь наказание для мужчины и женщины стало не смерть, а трудная и мучительная жизнь. Бог говорит Адаму: «… в поте лица твоего будешь есть хлеб, а Еве – «…в болезни будешь рожать детей». Но можно посмотреть на это и с другой стороны: что данное существование на Земле, которое мы называем «жизнь», возможно, и не «жизнь», а уже и есть «смерть» – то о чем и предупреждал Бог. Гностиков эта история вдохновила на создание учения, основанного на двоебожии. Один из богов – божество низшего ранга, Демиург. Он создал людей, но из-за ревности запретил им вкушать от Дерева Познания. Змей же, как посланник истинного Бога, который выше Демиурга, напротив, просит людей вкусить от Дерева, чтобы открылись глаза их. Демиург, как и все его творения, есть зло, а единственная надежда людей – каким-то образом найти выход из этого искажённого мира. И все же несправедливо считать Бога злым. Он ведь, не наказал людей, а дал то, чего они хотели – «познать добро и зло». В своём истинном значении познание – это не овладение суммой фактов, а непосредственное переживание. Традиция грехопадения часто изображает как порабощение сексуальным влечением. Православный мыслитель Максим Исповедник пишет: «Древо познания добра и зла есть сила телесных ощущений и неразумных влечений. Господь повелевал человеку не прикасаться к дереву и не будить сих влечений, но человек пренебрёг повелением Божьим». Замысел Бога, был таковым: мужчина и женщина должны были «возделывать и хранить» сад Эдемский. При этом человек, а точнее истинное «Я» человека, которое соединено с Богом, действовало в соответствии с первоначальным замыслом – природа и мир подчинялись ему. Воля Божия, состоит в том, чтобы человек свободно, т.е. с любовью стремился к Богу, источнику вечной жизни и блаженства, и тем самым неизменно пребывал в общении с Богом, в блаженстве вечной жизни. Таковы были Адам и Ева. Потому то у них и был просветлённый разум: «знал Адам каждую тварь по имени», значит – ему были открыты физические законы мироздания и животного мира. Но в жизни все не так, мы живём в разладе с природой: то овладевая ею, то сами оказываемся её добычей. Христианство учит, что грехопадение низвело человека к той жизни, которую мы теперь ведём с её потребностями, желаниями, тревогами и разладами. Но изначально жизнью человека управляло истинное Я, Царствие Небесное. Теперь же нами правит мир. Это и есть состояние грехопадения. Это и есть та «смерть», о которой Бог предупреждал человека. Эта «смерть» часто изображается как состояние неведения. Потворство своим страстям приводит к страданиям и раскаянию, и вскоре он желает лишь одного – вернуться домой (Лук 15:11-16), такова, по-видимому, мысль Христа о нашем положении в этом мире. Если отойти от буквального смысла толкования Книги Бытия, Сад Эдемский находится не на земле. Сад находится в воображаемом мире. Первые мужчина и женщина были сотворены из более тонкой субстанции, чем наше физическое тело, люди оказались в физическом мире только после грехопадения. Но поскольку человечеству изначально была уготована совсем другая участь, теперь мы всегда в той или иной мере испытываем неудобства и неудовлетворённость своей жизнью в этом мире. Если спросить любого человека, хотел бы он прожить ещё десять или двадцать лет так же, то, вероятно, на этот вопросы был бы ответ «нет». Одни, может быть, для своего успокоения ответили бы: «Следующие двадцать будут лучше» – пишет Ф. Ницше. Неудовлетворённость человека в мире возникает в любых аспектах жизни. При грехопадении произошло разъединение не только человека с Богом, не только между человеком и природой, но и внутри самой человеческой личности. Библия называет Адама и Еву прародителями людей на Земле. В эзотерической традиции Адам не предок, а первообраз, некая общность, совокупность. Об этом пишет мартинист Папюс: «С точки зрения оккультистов, Адам – это не отдельный человека, а совокупность всех мужчин и женщин, сколько их было, есть и будет на Земле. Этот вселенский человек заполнял собой все зодиакальное пространство и царствовал над ними как господин и повелитель…. Воображение Адама, подстрекаемое падшим Ангелом, представило сознанию вселенского человека ряд доводов, которые всегда и во все времена приводили к грехопадению, как отдельного человека, так и всего человечества в целом. Вот эти доводы: материальное, непосредственно зримое и осязаемое, важнее и сильнее того, что незримо, идеально и доступно лишь духовному восприятию. Очищать свою природу от низших элементов через страдания, смирение перед лицом суда, отречение от собственной воли и предание себя в руки Создателя».

Эзотерик Николай Бердяев пишет: «Грехопадение совершилось предвечно и предмирно, и из него родилось время». Таким образом, грехопадение можно считать началом времени. Исходя из этого, можно понять сущность змеи, о которой говорится в Книге Бытия. Хотя змею принято отождествлять с дьяволом, но в книге Бытия о дьяволе речи не идёт. Змею можно рассмотреть в более глубоком аспекте, этот аспект проявляется в символе уробороса, который изображался в виде змеи, заглатывающий собственный хвост. Уроборос – символ времени. Поскольку змея изображалась свёрнутой кольцом, можно сказать, что время бесконечно. Но можно рассмотреть данный символ и по другому: кольцо бесконечно и оно заставляет нас бесконечно вращаться в кругу грехопадения. Это можно объяснить тем, что человек не может «остановиться и прислушаться к себе, посмотреть внутрь себя», т.к. всегда на человека что-то «давит»: нерешённые проблемы, дела, беспокойства. Все дела, планы настойчиво взывают к человеку и отвлекают его от настоящего, мешают полностью погрузиться в себя. Таково переживание времени в состоянии грехопадения. С другой стороны, человек может вспомнить мгновение свободы, радости, в такие мгновения исчезает время, прошлого или будущего просто не существует. Это те моменты нашей жизни, когда человек освобождается из под власти пожирающего свой хвост, из тисков времени, в которых нам довелось познать добро и зло. Отблеск этого первоначального состояния сумел уловить Эммануэль Сведенборг в своём сочинении «О небесах, о мире и об аде», где он, опираясь на свой опыт провидца, описывает, как переживают этот состояние ангелы на небесах: «Хотя на небесах все идёт и движется точно так же последовательно, как и на Земле, тем не менее у ангелов нет ни понятия, ни мысли о времени и пространстве, и до этого они лишены этих понятий, что вовсе не знают, что такое время и пространство…»

Сведенборг далее пишет, что даже здесь, в нашем мире, переживание времени «вполне зависит от состояния любви, в котором находишься. Оно коротко для тех, которые в состоянии удовольствия и радости, продолжительно для тех, которые в неудовольствии и печали, и переменчиво для человека в состоянии надежды и ожидания».

Ещё один аспект символа змеи таков: змея – это рептилия, а у человека есть «рептильный мозг», он управляет рефлексами и отвечает за выживание, и таким образом, символ указывает, на то, что жизнь человека в падшем мире не сознательная, а рефлекторная. Повинуясь змею, человек не рассуждает, а действует под влиянием желаний и страхов – бездумно и стремительно, как змея. Бессознательная рефлекторная жизнь хороша для псов и змей, но людям этого не достаточно. Когда человек действует подобно рептилиям – то оказывается в подчинении у своих сил – страхи, сомнения, желания и т.д. Грехопадение не могло свершится в какой-то определённый момент времени – ведь оно само и породило время. Грехопадение произошло в ином измерении, и заключалось оно в том, что все человечество приняло решение покинуть это измерение. Наше земное существование со всеми его победами, катастрофами, войнами, расцветом и упадками цивилизаций – это следствие и результат грехопадения. В отличие от животных и растений, которые занимают свою экологическую нишу и прекрасно к ней приспособляются, мы, люди, всюду чувствуем себя изгнанниками, не ведающими покоя. Все мы смутно, ощущаем: этот мир – не наш дом. Созданные для иной, блаженной жизни, мы выбрали этот мир, где ежедневно вкушаем от Древа Познания Добра и Зла, в поте лица своего едим хлеб и в муках рожаем детей. Последствий грехопадения много, но основные из них связаны с главными областями человеческих отношений. До грехопадения человек соотносил себя в первую очередь с Богом, после грехопадения человек заглушает в себе голос Бога – совесть – и выдвигает вперёд свои собственные интересы. Подобное состояние можно назвать эгоизмом или «самостью». Грехопадением люди нарушали в себе гармонию – единство духа, души и тела – т.е. расстроили своё естество. Не стало единства цели, стремления и воли. Некоторые философы и христианские учения утверждают, что грехопадение карается муками вечного ада, но наказанием за непослушание было изгнание в земную жизнь, и получается, что человек и так уже наказан с рождения, и на человеке вовсе не лежит бремя извечного проклятия, которое обрекает наши души на погибель. Христианство всегда учило, что из этого мира можно вырваться и и его можно преодолеть, но именно поле смерти и называется «спасением» или это может произойти уже при жизни и подразумевается «гнозис».