Зодческая работа Брата В.Ю.
В 1935 году по желанию Ататюрка турецкое масонство приостановило свою работу и оказалось в состоянии силанума, вызвав повод для различных пересудов, которые продолжаются и по сей день. Используя этот факт, враги масонства утверждают и используют как мощную опору для своих утверждений о том, что это послужило прогрессом для Турецкой нации; указывая на то, что Ататюрк закрыл Турецкое Державное Святилище и схожие структуры, приостановил масонские работы, они усматривают в этом подоплёку для убийства Ататюрка, как врага масонства. Они использовали эту ситуацию для развёртывания организованной деятельности против масонства, являющегося закрытой организацией и масонов как таковых, которые находились в окружении Ататюрка и занимали важнейшие посты государства.
Газета «Джумхуриет» от 1 сентября 1935 года сообщает, что в соответствии с указом МВД положен конец действий масонских лож. Глава турецкого масонства Мухеттин Осман Омай на Верховном Совете сообщил товарищам о том, что турецкие масонские ложи закрываются в соответствии с указанием высокий властей. Какого же было отношение самого Ататюрка к масонству?
Его можно характеризовать весьма неоднозначно, а так же неоднозначен и его масонский статус. По утверждению одного из писателей в книге «Последние дни Ататюрка» (Стамбул, 1981) на одном из собраний ложи «Веритас» Ататюрк был зарегистрирован под № 196, однако участие в других собраниях он не принял. Исследователь Биляль Шамшир в своей работе «Ататюрк в секретных английских документах» приводит секретные донесения генерала Стамбульского генштаба Харрингтона от 20 января 1921 года за № 35, направленные в Британское министерство обороны: «Шифр тел №1, 9821- секретно, в котором содержится информация о том, что в 1907 году Ататюрк вступил в Итальянскую масонскую ложу «Веритас», а также в партию «Процветание и прогресс»».
Являвшийся слугой Ататюрка Джемаль Гранда в своей книге «Я был слугой Ататюрка» и в интервью от 17 сентября 1970 года в «Новой газете» заявил о том, что лично слышал из уст Мустафы Кемаля, что тот имел практику посещения масонской ложи. В Измире в отеле «Наим палас» в беседе со своим соратником Ататюрк упомянул следующее: «Знаете, я тоже был масоном. Как-то с товарищами мы прогуливались. Взяв меня под руки, они повели меня в ложу, мимо которой мы проходили. Как я помню, мы спустились по мраморной лестнице. Перед нами оказался какой-то зал. Там нас усадили за стол, угостили чаем. Мы опять встали, спустились по лестнице, снова попали в какой-то зал. Там было очень людно. Группа людей исполняла некую церемонию с мечами. Я ничего не понимал из того, что видел. Знали мои товарищи. Они сказали мне смотреть. Мы прошли через людей с мечами. Положили руку на книгу. Потом вышли наружу. После того я более никого из них не видел, не говорил, и не ходил в то здание. Но до сих пор не могу выйти из него».
Вот, что пишет газета «Сабах» в своей статье 2005 года: «… Некоторые международные масонские ложи заявляют о том, что Ататюрк был масоном, однако никакого документального подтверждения у них нет. Вот, что мы думаем по этому поводу. В девятисотые годы, находясь в Селянике, Ататюрк становится членом партии «Процветание и прогресс». Её собрание время от времени проходили в масонских ложах. Для их посещения масоном было быть не обязательно. Не думаю, что вынашивавший в то время легендарные планы Ататюрк, не интересовался масонством. Даже в период разногласий в 1913 году руководство партии «Процветание и прогресс», к нему (видимо к Ататюрку – прим. автора) был послан Фетих Паша, который являлся масоном. Да и самим ответом на вопрос может служить то, что в 1932 году масонские организации 25-ти стран не возражали против проведения собрания в Турции». Однако нужно заметить, что от предложения стать масоном он постоянно отказывался, мотивируя это наличием своих собственных принципов, которым он следует, об этом он постоянно упоминал в разговорах с близкими ему людьми, многие из которых были масонами высших степеней. Первое предложение последовало от Хаима Наума в 1924 году, однако ответа получено так и не было. В 1925 на заседании Верховного Совета турецкого масонства было принято решение присвоить Ататюрку 33 степень. Однако ответ был следующим: «Я уже получал такое предложение. Более я не хочу. Но вы покажите, на что способны. Заставьте нацию себя уважать, а затем мы подумаем о вашем предложении». Существует также письмо главы американского Изначального и принятого шотландского устава Джона Коулза от 11 декабря 1935 года, где можно убедиться, что Ататюрк масоном не является. Такие строки содержатся в начале письма, где Коулз упоминает о после Турции в Египте, бывшем масоном и пригласившем Коулза посетить Турцию, где далее Коулз делает акцент, на то, что Ататюрк масоном не является. Из письма, правда, видно, что Коулз практически не владеет ситуацией, связанной с положением масонства в Турции. В конце он просит о поддержке масонских организаций со стороны Ататюрка. Таким образом утверждать, что либо о масонском статусе Ататюрка сложно.
Отметим лишь, что в 1935 году ложи были закрыты, а их имущество передано Народным домам, которые осуществляли культурно- просветительную деятельность народа турецкой республики. Интересно, что в самой Турции до сих пор муссируется факт убийства Ататюрка именно масонами. Существует версия, что он был отравлен, что и привело к циррозу печени, от которого он официально умер. Как представляется это — отдельная тема для обсуждения. Отметим лишь то, что и после закрытия масонских лож многие ответственные посты, в том числе министра внутренних дел юстиции, а также губернатора ряда провинций занимали масоны. Что касается закрытия масонских лож, в 1930-е годы, здесь ведь тоже возможны любые варианты, а некоторые фразы Ататюрка можно расценить как полунамёки (имеются в виду намёки на то, что он был масоном).
Однако вопрос о том, был ли Ататюрк масоном и о причастности масонов к его убийству до сих пор остаётся открытым для обсуждения. Немного истории. Первая ложа была создана в 1721 году в Стамбуле французскими масонами. Несмотря на это великая ложа Турции была создана лишь в 1909 году, поэтому указанный исторический период можно проследить только по иностранным документам. В 1762 году Великим Мастером Англии герцогом Феррерсом были назначены на должности Великого Мастера Турецкой Азии и Армении Вашингтон Ширли и Джон Менассас. Эти имена прослеживаются в официальных документах до 1805 года. В 1878 году Великий Мастер Польши создал в Стамбуле ложу «Morgenrote von Zarograd». Неизвестно, как и при каких обстоятельствах эти ложи могли быть закрыты. Первыми турецкими масонами были Челебизаде Саид Челеби, Ибрагим Мютеферрика (турецкий первопечатник) и Хумбараджи Ахмед Паша (граф д`Бонневаль — французский подданный, находившийся на турецкой службе и принявший ислам). Первая турецкая ложа была создана в Стамбуле в 1861 году, называлась она «Ser». В 1867 году были созданы ложи «Prootos» и «Etoile de Bosphore». Масонами являлись так же Султан Мурат V, принц Азиз Хасан Паша (19 век) и ряд Великих визирей, министров и губернаторов. Я сказал.