ТРОЯНСКАЯ ВОЙНА И ОБРЯДЫ ПОСВЯЩЕНИЯ - Великий Восток Народов России

ТРОЯНСКАЯ ВОЙНА И ОБРЯДЫ ПОСВЯЩЕНИЯ

 

Зодческая работа Бр. В., Д.Л. Феникс

 

Все герои древнегреческих мифов проходят свой посвятительный путь, вначале инициацию, а затем специальные обряды посвящения — брачные, военные или жреческие. К числу таких сюжетов относятся отдельные эпизоды троянского цикла. Речь идет прежде всего о похищении Елены и троянском коне.

Похищение красавиц богами неоднократно встречается в древнегреческой мифологии. Брак с богами, особенно с Аидом, означает смерть, предотвратить которую может только герой, пройдя через соответствующие испытания. Аналогичный сюжет встречается и в волшебных сказках, где герой отправляется на поиски похищенной невесты. И сказка, и миф описывают два вида брака — сакральный и земной. Второй, сакральный брак Елены заключается с Парисом, который по сути дела является посланником богов.

Сакральный брак и соответствующие обряды нашли отражение в сказке в виде "царского сюжета", одним из элементом которого является испытание женихов, претендующих на руку царской дочери. Значительная часть троянского цикла описывает сражения, которые можно интерпретировать как соревнование героев под стенами царского града.

Освобождение девушек — царских дочерей — любимое занятие древнегреческих героев: Персей спасает Андромеду, Геракл — Гесиону, дочь троянского царя; Тесей пытается вернуть из царства Аида Персефону, а Орфей — Эвридику. Возвращение похищенной невесты (в сказках) или освобождение красавицы (в мифах) описывается как подвиг, но на самом деле в основе этого сюжета лежат обряды посвящения.

Другой сюжет троянского цикла мифов — осада и взятие Трои — также тесно связан с обрядами посвящения. Троя напоминает нам тридевятое царство, куда направляется сказочный герой в поисках пропавшей невесты. На самом деле тридесятое государство есть иной мир, царство мертвых, где герой должен пройти посвящение. Стены Трои когда-то были возведены богами; это сакральная граница, для преодоления которой нужно совершить некие обрядовые действия. Миф о троянской войне отразил древний пласт таких обрядов, о чем пойдет речь ниже. Но в дальнейшем, когда обряд теряет свое прямое назначение, он превращается в инсценировку мифа в соответствующих декорациях.

Путь героя в иной мир содержится в любом из посвятительных мифов и является центральным сюжетом волшебной сказки. Как герой попадает в мир предков? Самый архаичный способ — превратиться в тотемное животное. Во время инициации этот обряд мог быть инсценирован как заворачивание в шкуру животного. Боги и герои в звериных шкурах — характерная черта древнегреческих мифов. Смысл пребывания внутри животного — получение силы тотемного предка или магических способностей. Например, охотник получает власть над зверем, а Иона, побывав в чреве кита, становиться пророком. В обрядовой практике посвящаемый пролезал через сооружение, имеющее форму животного, или проходил посвящение в особой хижине, имеющей зооморфные признаки. Сказка сохранила нам этот тип обряда в виде избушки на курьих ножках.

Другая функция поглощения связана с переносом в иной мир. В одних случаях герой перемещается вместе с животным, в других — сам двигается внутри него и выходит наружу, вспоров ему брюхо. В сказках герой, пройдя через избушку Бабы Яги и вкусив пищу мертвых, получает "пропуск" в тридевятое царство.

Теперь мы вплотную подходим к объяснению загадки троянского коня. Стены, возведенные богами, неприступны для тех, кто не прошел посвящение. За стенами Трои — иной мир, царство мертвых, сказочное тридесятое государство, попасть в которое можно только в облике коня. Миф о троянском коне сохранил самый древний пласт обрядов посвящения — превращение в тотемное животное или заворачивание в его шкуру. Позднее в мифах и сказках функцию посредничества между мирами стал выполнять конь, верхом на котором обычно перемещается сказочный герой.

Таким образом, деревянный конь — обрядовое сооружение, хижина посвящений в форме лошади. Герои, побывав в утробе коня, получают разрешение на вход в Трою. Этот вывод подтверждает другой сюжет древнегреческой мифологии, связанный с Троей. Геракл, не получив награду за спасение Гесионы, не может отомстить троянскому царю. Но спустя какое-то время, совершив свои двенадцать подвигов, которые носят посвятительный характер, он разрушает стены Трои.

Остается последний вопрос: какой цели достигают герои, побывав в ином мире? В мифе о Трое они увозят с собой прекрасную Елену и сокровища (сокровенное, скрытое, сакральное). Посвятительные цели иные — получить силу и мудрость древних, всеведение богов, неуязвимость к действию хтонических сил.

На этом история участников троянской войны не заканчивается. Некоторых из них ожидают длительные странствия, например, посещение Египта (аналог царства Аида), что также указывает на посвятительный характер мифа о троянской войне

Новости

Подписан договор о дружбе и взаимном признании с Великим Сербским Масонским Послушанием «Либеральная Великая Ложа Сербии».
20.05.2024
Подписан договор о дружбе и взаимном признании с Великим Мексиканским Масонским Послушанием «Великий Восток Мексики».
20.05.2024
17-18 мая 2024 Конференция «Масонство и искусственный интеллект, в меняющимся мире». Генеральная Международная Ассамблея CLIPSAS Албания-2024
20.05.2024
19.05.24 Торжественная церемония закрытия Генеральной Международной Ассамблеи CLIPSAS Албания-2024
19.05.2024
Заседание Великой женской Ложи «Большая медведица » 11 мая 6024 года, в 12-00
30.04.2024
16 марта 6024 заседание Великой Ложи «Северная Звезда» Великого Востока Народов России.
13.03.2024
Заседание Великой Ложи «Пифагор» В.В.Н.Р. 17 февраля 6024 года, в 12-00
15.02.2024
23 декабря 6023 года заседание Великой Ложи «Большая Медведица» В.В.Н.Р.
19.12.2023
11 ноября 6023 г. — заседание Великой Ложи «Северная Звезда» Великого Востока Народов России.
08.11.2023
Взаимное признание Gran Logia Simbólica Española (Великая Символическая Ложа Испании)
26.05.2023