ДУХОВНАЯ АЛХИМИЯ И СПЕКУЛЯТИВНОЕ МАСОНСТВО - Великий Восток Народов России

ДУХОВНАЯ АЛХИМИЯ И СПЕКУЛЯТИВНОЕ МАСОНСТВО

 

Зодческая работа Брата Д.'.Л.'. Феникс

 

Алхимия — древняя наука, в течение нескольких веков существовавшая на периферии европейской культуры. В XVII веке происходит возрождение интереса к духовной (спекулятивной) алхимии. Именно в этом качестве она становится мировоззренческой основой движения розенкрейцеров (наряду с каббалой и другими герметическими науками). Об интересе к алхимии в европейском обществе можно судить по числу издаваемых книг на эту тему. К середине XVII века их было около четырех тысяч, а к началу XVШ столетия — уже пять тысяч сочинений по алхимии.

Сочинения алхимиков оказали влияние на первоначальное масонство и оставались актуальными в масонской среде на протяжении следующего столетия. Так, члены Новиковского кружка читали и переводили сочинения таких авторов, как Парацельс, Василий Валентин, Михаэль Майер, Роберт Фладд, Георг Веллинг, Якоб Беме и др. Поиски единого начала в природе весьма импонировали Ньютону и Гете, которые интересовались и даже занимались алхимией.

В 1616 году появляется любопытное сочинение — "Химическая свадьба Христиана Розенкрейца в 1459 году", автор — Иоганн Валентин Андреэ. Вот совсем краткое изложение этого произведения. На свадьбу короля и королевы собираются гости, среди которых Христиан Розенкрейц. Свадьба в алхимии — это соединение Сульфура и Меркурия. Шесть приглашенных на свадьбу королей подвергают казни; их тела укладывают в саркофаги. Эта сцена означает возврат шести несовершенных металлов к первоматерии. Далее Христиан Розенкрейц наблюдает все стадии Великого Делания, которые совершаются как обряд, похожий на представление.

Затем действие переносится в башню, напоминающую алхимическую печь. В башне располагается прямоугольная зала с аркой в виде врат на западе. В зале стоят три королевских трона. Перед центральным троном располагается алтарь, а на нем — книга, свеча, небесная сфера, песочные часы и череп. От этой свечи зажигают все огни в зале. Сам Христиан Розенкрейц и некоторые из приглашенных проходят испытания. Им завязывают глаза, затем каждый из них делает глоток молчания. Происходит смена одежд — черных на белые. Так завершается посвящение главного героя, которое происходит параллельно с инсценировкой стадий Великого Делания.

Расцвет спекулятивной алхимии в XVII веке не мог не отразиться на обрядах вольных каменщиков. Некоторые из этих соответствий можно наблюдать до сих пор.

Келья размышлений (темная комната) соответствует первой фазе Великого Делания — сведению всех неблагородных металлов к первоматерии. В комнате размышлений обязательно находятся сера и ртуть — традиционные составляющие первичной материи. Парацельс к двум началам первоматерии добавил третье — соль. Символом соли стала птица Феникс, которая возрождается из пепла, т.е. из золы, из соли. Возможно, птица Феникс присутствует в темной комнате в образе петуха.

Беспорядок в одежде кандидата означает превращение природных веществ в бескачественную субстанцию (хаос). Отнятие металлов соответствует растворению несовершенных металлов, поскольку для осуществления трансмутации надо сначала свести их к первичной материи.

Испытания кандидата — это странствия в подземном мире, которые необходимы, чтобы извлечь дух из материи. "Посети недра земные и очистившись найдешь тайный камень" — так написано в одном из наставлений по алхимии. Четыре странствия соответствуют четырем стихиям, которые мыслились как составляющие первичной материи. Алхимический рецепт гласит: "Доведи свой камень до четырех элементов и объедини их в один".

На втором этапе Великого Делания первоэлементы смешивают в философском яйце, которое помещают в печь. В процессе нагрева происходит изменение цвета: алхимический субстрат из черного превращается в белый, а затем в красный. Эти две фазы означают творение в белом (получение тинктуры серебра) и творение в красном (получение тинктуры золота). Белый цвет символизирует очищение души, а красный — сияние духа.

Изменение цветов в процессе трансформации субстанций в философском яйце имеет аналогию с символикой цветов, принятых в масонстве: черный — символ темной комнаты, белый соответствует ученику, а красный — мастеру. (Ср.: темная и красная комнаты.)

Трансформация субстанций, т.е. превращение их в благородные металлы или в философский камень, происходит в герметически закрытом сосуде. В масонстве запечатывание сосуда Гермеса имеет свою аналогию: перед началом работ проверяется, покрыт ли храм извне, т.е. закрыт ли он сверху. Атанор — печь, скрывающая философское яйцо, в символическом плане соответствовала лаборатории алхимика, а впоследствии — масонскому храму.

Алхимик изменяет себя аналогично тому, как он преобразует материю. Как и в древних мистериях, он проходит через страдание, смерть и воскресение, воспроизводя эти стадии как в материальном процессе, так и применительно к самому себе. Конечная цель алхимиков — философский камень — назывался "тайной вдовы", потому что был связан с Изидой. Перечисляя рецепты, Изида говорит: "Теперь, дитя, ты знаешь тайну эликсира вдовы". Так и масон, совершенствуя себя, стремится изменить окружающую его действительность.

Новости

16 марта 6024 заседание Великой Ложи «Северная Звезда» Великого Востока Народов России.
13.03.2024
Заседание Великой Ложи «Пифагор» В.В.Н.Р. 17 февраля 6024 года, в 12-00
15.02.2024
23 декабря 6023 года заседание Великой Ложи «Большая Медведица» В.В.Н.Р.
19.12.2023
11 ноября 6023 г. — заседание Великой Ложи «Северная Звезда» Великого Востока Народов России.
08.11.2023
Взаимное признание Gran Logia Simbólica Española (Великая Символическая Ложа Испании)
26.05.2023
Взаимное признание Grand Universal Lodge of Bulgaria
26.05.2023
Взаимное признание Gran Logia del Norte de Colombia (Великая Ложа Северной Колумбии)
26.05.2023
Взаимное признание Grand Orient de Canaan (Великий Восток Ханаана, Ливан)
26.05.2023
17-21 мая 2023 Стамбул. 61-ая Международная Ассамблея либеральных масонских послушаний CLIPSAS
26.05.2023
27 мая 6023 года заседание Великой Ложи «Северная Звезда»
24.05.2023