Зодческая работа Брата Д.'.Л.'. Феникс
Алхимия — древняя наука, в течение нескольких веков существовавшая на периферии европейской культуры. В XVII веке происходит возрождение интереса к духовной (спекулятивной) алхимии. Именно в этом качестве она становится мировоззренческой основой движения розенкрейцеров (наряду с каббалой и другими герметическими науками). Об интересе к алхимии в европейском обществе можно судить по числу издаваемых книг на эту тему. К середине XVII века их было около четырех тысяч, а к началу XVШ столетия — уже пять тысяч сочинений по алхимии.
Сочинения алхимиков оказали влияние на первоначальное масонство и оставались актуальными в масонской среде на протяжении следующего столетия. Так, члены Новиковского кружка читали и переводили сочинения таких авторов, как Парацельс, Василий Валентин, Михаэль Майер, Роберт Фладд, Георг Веллинг, Якоб Беме и др. Поиски единого начала в природе весьма импонировали Ньютону и Гете, которые интересовались и даже занимались алхимией.
В 1616 году появляется любопытное сочинение — "Химическая свадьба Христиана Розенкрейца в 1459 году", автор — Иоганн Валентин Андреэ. Вот совсем краткое изложение этого произведения. На свадьбу короля и королевы собираются гости, среди которых Христиан Розенкрейц. Свадьба в алхимии — это соединение Сульфура и Меркурия. Шесть приглашенных на свадьбу королей подвергают казни; их тела укладывают в саркофаги. Эта сцена означает возврат шести несовершенных металлов к первоматерии. Далее Христиан Розенкрейц наблюдает все стадии Великого Делания, которые совершаются как обряд, похожий на представление.
Затем действие переносится в башню, напоминающую алхимическую печь. В башне располагается прямоугольная зала с аркой в виде врат на западе. В зале стоят три королевских трона. Перед центральным троном располагается алтарь, а на нем — книга, свеча, небесная сфера, песочные часы и череп. От этой свечи зажигают все огни в зале. Сам Христиан Розенкрейц и некоторые из приглашенных проходят испытания. Им завязывают глаза, затем каждый из них делает глоток молчания. Происходит смена одежд — черных на белые. Так завершается посвящение главного героя, которое происходит параллельно с инсценировкой стадий Великого Делания.
Расцвет спекулятивной алхимии в XVII веке не мог не отразиться на обрядах вольных каменщиков. Некоторые из этих соответствий можно наблюдать до сих пор.
Келья размышлений (темная комната) соответствует первой фазе Великого Делания — сведению всех неблагородных металлов к первоматерии. В комнате размышлений обязательно находятся сера и ртуть — традиционные составляющие первичной материи. Парацельс к двум началам первоматерии добавил третье — соль. Символом соли стала птица Феникс, которая возрождается из пепла, т.е. из золы, из соли. Возможно, птица Феникс присутствует в темной комнате в образе петуха.
Беспорядок в одежде кандидата означает превращение природных веществ в бескачественную субстанцию (хаос). Отнятие металлов соответствует растворению несовершенных металлов, поскольку для осуществления трансмутации надо сначала свести их к первичной материи.
Испытания кандидата — это странствия в подземном мире, которые необходимы, чтобы извлечь дух из материи. "Посети недра земные и очистившись найдешь тайный камень" — так написано в одном из наставлений по алхимии. Четыре странствия соответствуют четырем стихиям, которые мыслились как составляющие первичной материи. Алхимический рецепт гласит: "Доведи свой камень до четырех элементов и объедини их в один".
На втором этапе Великого Делания первоэлементы смешивают в философском яйце, которое помещают в печь. В процессе нагрева происходит изменение цвета: алхимический субстрат из черного превращается в белый, а затем в красный. Эти две фазы означают творение в белом (получение тинктуры серебра) и творение в красном (получение тинктуры золота). Белый цвет символизирует очищение души, а красный — сияние духа.
Изменение цветов в процессе трансформации субстанций в философском яйце имеет аналогию с символикой цветов, принятых в масонстве: черный — символ темной комнаты, белый соответствует ученику, а красный — мастеру. (Ср.: темная и красная комнаты.)
Трансформация субстанций, т.е. превращение их в благородные металлы или в философский камень, происходит в герметически закрытом сосуде. В масонстве запечатывание сосуда Гермеса имеет свою аналогию: перед началом работ проверяется, покрыт ли храм извне, т.е. закрыт ли он сверху. Атанор — печь, скрывающая философское яйцо, в символическом плане соответствовала лаборатории алхимика, а впоследствии — масонскому храму.
Алхимик изменяет себя аналогично тому, как он преобразует материю. Как и в древних мистериях, он проходит через страдание, смерть и воскресение, воспроизводя эти стадии как в материальном процессе, так и применительно к самому себе. Конечная цель алхимиков — философский камень — назывался "тайной вдовы", потому что был связан с Изидой. Перечисляя рецепты, Изида говорит: "Теперь, дитя, ты знаешь тайну эликсира вдовы". Так и масон, совершенствуя себя, стремится изменить окружающую его действительность.