Переведено с http://secretarcana.com/occultsymbols/the-two-pillars/
Еще на заре цивилизации вход в священные и загадочные места охранялись двумя колоннами. В искусстве и архитектуре, две колонны — архетипический символ, символизирующий важный портал или проход в неизвестное. В масонстве столбы названы Яхин и Боаз и являются одним из самых легко узнаваемых символов братства, широко известные в масонском искусстве, документах и зданиях. В этой статье будут рассмотрены происхождение этого вечного символа и его эзотерический смысл.
Концепция двух столбов в воротах святых мест можно отнести к древним цивилизациям античности (некоторые из Атлантиды, потерянного источника герметических знаний).
Символическое значение колонн с незапамятных времен — охранять врата в святые места и загадочные царства. Они знаменуют собой переход к неизвестному и в другой мир. В Древней Греции, Геркулесовы столбы были понятием, применявшемся для обозначения географических мысов, которые окружают вход в Гибралтарский пролив. Северная Скала является столбом Гибралтара в британской территории Гибралтара.
Геркулесовы Столбы, охраняющие проход в неизведанное
Платон считал, что потерянное царство Атлантиды находилось за Геркулесовыми Столбами, в области неизвестного. Традиции Ренессанса говорят, что столбы несли предупреждение — «Nec Plus Ultra» (что означает «ничего, кроме»), выступающей в качестве предупреждения для моряков и штурманов, что не нужно идти дальше. Символично, что «выход за Геркулесовы столбы» может означать оставление иллюзий материального мира, достижение более высокого уровня просветления.
Две колонны, известные как Геркулесовы Столбы в древней Греции, стояли как ворота в сферу просвещения
Титульный лист книги Фрэнсиса Бэкона "Новая Атлантида" с изображением Геркулесовых столпов, как ворота в новый мир. Согласно преданиям оккультизма, Атлантида — цивилизация, в которой возникли все герметические знания. Возрождение этого потерянного царства была мечтой тайных учений на протяжении веков
«Город избранных философов поднимается к самой высокой горной вершине Земли, а вот мудрые боги живут вместе в вечном блаженстве. На переднем плане — символические Геркулесовы столбы, которые появляются на титульном листе Novum Organum Бэкона, а между ними проходит путь, который ведет вверх от неопределенности земли к идеальному порядку, который установлен в сфере просвещенного.» – Manly P. Hall,Lectures on Ancient Philosophy
В Масонстве
Масонское использование терминов Яхин и Боаз происходит из библейского описания Храма царя Соломона. Архитектором Храма Соломона был Хирам Абиф, главная фигура всех масонских ритуалов. Стихи 6:1-38, а также главы 7 и 8 Третьей книги Царств, описывают размеры, строительство и освящение храма Соломона. Один отрывок описывает более конкретно два столба у входа в храм:
«15. и сделал он два медных столба, каждый в восемнадцать локтей вышиною, и снурок в двенадцать локтей обнимал [окружность] того и другого столба;
16. и два венца, вылитых из меди, он сделал, чтобы положить на верху столбов: пять локтей вышины в одном венце и пять локтей вышины в другом венце;
17. сетки плетеной работы и снурки в виде цепочек для венцов, которые были на верху столбов: семь на одном венце и семь на другом венце.
18. Так сделал он столбы и два ряда гранатовых яблок вокруг сетки, чтобы покрыть венцы, которые на верху столбов; то же сделал и для другого венца.
19. А в притворе венцы на верху столбов сделаны [на подобие лилии], в четыре локтя,
20. и венцы на обоих столбах вверху, прямо над выпуклостью, которая подле сетки; и на другом венце, рядами кругом, двести гранатовых яблок.
21. И поставил столбы к притвору храма; поставил столб на правой стороне и дал ему имя Иахин, и поставил столб на левой стороне и дал ему имя Воаз» (Третья книга Царств, глава 7, цит. по Синодальному переводу, 1876 г.).
Художественная интерпретация Храма Соломона
Записи о Храме Соломона имеют большое значение в масонстве, так как каждая деталь здания несет важный эзотерический смысл. Два столпа действуют как «портал в таинственное» и стоят по обе стороны от входа в Cвятая Святых.
«Согласно древним раввинам, Соломон был посвящен в тайные учения и храм, который он построил, является на самом деле домом для посвящений, содержащий накопленные языческие философские и фаллические эмблемы. Гранаты, колонны, увенчанные пальмовыми листьями, столбы перед дверью, вавилонские херувимы, и расположение залов и драпировка, все указывает на храм, который был возведен по образцу святынь Египта и Атлантиды» – Manly P. Hall, The Secret Teachings of All Ages
По этой причине, Яхин и Боаз занимают видное место в масонских зданиях, памятниках и документах. Вот описание, которое приводит Альберт Пайк о столпах в тексте, предназначенном для новых масонов: «Вы входите в Ложу между двумя колоннами. Они представляют собой две колонны, которые стояли в притворе Храма, на каждой стороне великого восточного притвора. Эти колонны, из бронзы, четыре пальца шириной по толщине, были, согласно наиболее достоверным оценкам, приведенным в третьей и во четвертой книге Царств, что подтверждается и у Иеремии, восемнадцать локтей в высоту, с капителем в пять локтей. Основание каждого было в четыре локтя в диаметре. Локоть равен 1,707 фута (52 см, но в эпоху Второго Храма использовались два значения локтя – 40 и 48 см – прим. переводчика). Это означает, что основание каждого было чуть больше тридцати футов восемь дюймов в высоту, в капителе чуть более восьми футов шесть дюймов в высоту и диаметр основания шесть футов десять дюймов. Капители были облицованы гранатами из бронзы, покрыты бронзовыми узорами, и украшены венками из бронзы, и, судя по всему, имитировали форму семени лотоса или египетской лилии, священным символом для индусов и египтян. Столб справа, или на юге, был назван, как еврейское слово в переводе Библии, Яхин, а левой — Боаз. Наши переводчики говорят, что первое слово означает "Он должен установить", второе — "В этом наша сила".
Эти колонны были имитациями, сделанные Хурумом из Тира, больших колонн, посвященных ветру и огню, у входа в знаменитый Храм Малкарт, в городе Тир. Обычно в обряде ложи Йорка видеть, что небесный глобус расположен на одной стороне, а земной шар – на другой, но это не оправдано, если объект будет подражать оригиналу двух колонн храма. Символический смысл этих столбов мы оставим пока необъяснимым, только добавив, что новый ученик держит рабочий инструмент в колонне Яхин, и это дает вам этимологию и буквальное значение этих двух имен.
Слово Иахин, на иврите, вероятно, произносится Я-Каян, и означает, как отглагольное существительное, ОН, который усиливает, а следовательно, спокоен, устойчивый, честный. Слово Боаз, или Бааз, что означает сильный, сила, власть, могущество, убежище, источник силы, крепость. Префикс означает "с" или "в" и дает слову смысл герундия – Укрепление. Первое слово также означает, что он установит, или поставил в вертикальное положение, от глагола Куна, он выпрямился. Это, вероятно, означает активные и Животворящие энергии и силы, и Боаз, стабильность, постоянность, в пассивном смысле». – Альберт Пайк, Мораль и Догма
Две колонны на масонском шахматном полу
Две колонны в здании масонской ложи
Масонский монумент в Израиле с двумя колоннами
Жрица в карте Таро, сидящая между Боаз и Яхин
Эзотерическое значение
Как большинство оккультных символов, масонские колонны несут много уровней значения, некоторые доступны для непосвященных, а другие известны масонам высших рангов. Однако, общепринято, что Яхин и Боаз представляют равновесие противодействующих сил.
«Это были имена [Яхин и Боаз] двух колонн, отлитых из латуни и установленных на крыльце храма царя Соломона. Они были восемнадцать локтей в высоту и красиво украшены венками из цепочек, узоров и гранатов. В верхней части каждого столба был большой сосуд — сейчас ошибочно интерпретируется как мяч или шар — одна из чаш, вероятно, содержала огонь, а другая — воду. Небесный глобус (первоначально чаша огня), увенчивая правую колонну (Яхин), символизирует божественного человека, земной шар (емкость с водой), увенчивая левую колонну (Боаз), означает человека земного . Эти два столба соответственно означают также активные и пассивные эманации Божественной энергии, солнце и луну, серу и соль, добро и зло, свет и тьму. Между ними есть дверь, ведущая в дом Божий и, будучи установленными у ворот святилища, они являются напоминанием о том, что Иегова является как андрогинная и антропоморфная сущность. Как две параллельные колонны они обозначают знаки зодиака Рака и Козерога, которые ранее были помещены в зал инициации, чтобы представлять рождение и смерть — крайности физической жизни. Они означают соответственно летнее и зимнее солнцестояния, как известно масонам под сравнительно новым названием "два Сент-Джонса"». – Альберт Пайк, Мораль и Догма
«Алеф – это мужчина; Бет — женщина, 1 — принцип, 2 — слово, А деятельное, B пассивное; единство — Боаз, двойное – Яхин. В триграммах Фоги единая линия – Ян, двойная — Инь.
Боаз и Яхин — имена двух символических колонн, находившихся перед главной дверью каббалистического храма Соломона. Эти две колонны объясняют в каббале все тайны антагонизма как естественного, так и политического или религиозного; они же объясняют производительную борьбу между мужчиной и женщиной, ибо, по закону природы, женщина должна сопротивляться мужчине, а он должен прельстить или подчинить ее. Деятельный принцип ищет принцип пассивный, полнота влюблена в пустоту: змеиная глотка притягивает свой хвост, и вращаясь она сама от себя убегает и сама себя преследует. Женщина — творенье мужчины, и мировое творенье — жена первого принципа.
Окончательный союз разума и веры будет достигнут не абсолютным их различением и разделением, но взаимным контролем и братским содействием. Таково значение двух колонн портика Соломона, из которых одна называется Яхин, а другая – Боаз, одна белая, а другая черная. Они различны и разделены, они даже на вид противоположны; но, если слепая сила захочет, сблизив, соединить их, обрушится свод храма, так как разделенные они имеют одинаковую силу, соединенные же представляют собой две взаимно уничтожающиеся силы. По той же причине духовная власть тотчас же ослабляет себя, как только хочет узурпировать светскую, а светская власть гибнет жертвой своих захватов духовной власти. Григорий VII погубил папство, и цари-схизматики губили и будут губить монархию. Человеческое равновесие нуждается в двух ногах, миры тяготеют к двум силам, рождение требует двух полов. Таково значение тайны Соломона, изображаемой двумя колоннами храма Яхином и Боазом».- Элифас Леви, Учение и ритуал высшей магии
Считается, что единство двух колонн превращается в третью колонну, в середине, которая эзотерически представляет человека и человечество.
«Когда две колонны находят равновесие между ними, это означает объединение Сушумны и Кундалини. Этот священный брак создаст "Огонь-Туман" для излучения во всем организме человека, наполняя его волей божественного Света. Это то, чем человечество станет третьей колонной Храма Мудрости. Он / она будет колонной, сформированной объединением силы (Яхин) и красоты (Боаз). Этот акт является Забытым Словом в вибрационной системе физического воплощения души.». – Corinne Heline, Old Testament Bible Interpretations The Bible and the Tarot
Комбинирование двух противоположных сил двух колонн производит центральную колонну – совершенного человека.
Каббалистическое значение
В каббалистическом учении, Яхин и Боаз представляют два столбца сфирот в дереве жизни.
Взаимное расположение трех столбцов сфирот и три великие колонны масонов
«В таинственном Древе сефирот евреев, эти два столбца символизируют милосердие и суровость. Стоя перед воротами Храма царя Соломона, эти колонны несли то же символическое значение, что и обелиски перед святилищами Египта. В каббалистической интерпретации, имена двух колонн означает «В силе должен Мой дом быть установлен». В блеске психического и духовного просветления, первосвященник стоял между колоннами, как немой свидетель идеального равновесия — это гипотетическая точка равноудалена от всех крайностей. Таким образом, он олицетворяет божественную природу человека посредине его сложного создания — таинственная пифагорейская Монада в присутствии дуады. С одной стороны возвышался громадный столб интеллекта, а с другой, наглый столб плоти. На полпути между этими двумя стоит прославленный мудрец, но он не может достичь этой высокой неподвижности без предварительного страдания на кресте, сделанного путем объединения этих столбов друг с другом. Первые евреи иногда представляли две колонны, Яхин и Боаз, как ноги Иеговы, что означало для современного философа, что Мудрость и Любовь, самые возвышенные чувства, поддерживают весь порядок создания — как мирской, так и надмирный.
Правая колонна, которая называется Яхин, имеет свой фундамент на Хохма, излияние Премудрости Божией; три шара, представленные на ней — все мужские способности. Колонна слева называется Боаз. Три шара на ней — женские способности и способности к восприятию, ибо они основана на взаимопонимании, восприимчивости и способности к материнству. Мудрость, как будет отмечено, рассматривается как лучистость и излияние чувств, а понимание, как восприимчивость, или то, чем заполняется текущая мудрость. Три столпа в конечном счете объединяются в Малхут, в которой проявляются вся мощь высших миров». — Элифас Леви, Учение и ритуал высшей магии
В культуре и архитектуре
Колонны иногда используются в поп-культуре по причинам, отличным от декоративных целей приобретения эзотерического смысла. Действие, происходящее между колоннами или проходящие через них, символически представляющие трансформации или инициации, можно найти в таких случаях, как:
Обложка первой книги о Гарри Поттере, где он обнаруживает, что он является волшебником. Его посвящение визуально представлено как перемещение через две колонны. Первоначальное название книги «Гарри Поттер и философский камень», Философский Камень — древнее алхимическое понятие, представляющее посвящение.
Реппер Кени Уэст, стоящий посредине пар колонн в его глубоко символичном клипе «Power»
Среди множества эзотерических символов, содержащихся в фильме «Воображариум доктора Парнаса», две колонны стоят по обе стороны сцены.
Две колонны, стоящие перед зданием IRS в Канзасе. Также обратите внимание на масонский/ дуалистический черно-белый узор и руки сверху, известные как «Рука Мистерий».
Две огромных колонны в центре Астаны, столицы Казахстана, городе, в котором архитектура и планировка содержат многочисленные элементы оккультизма