О МЕТАФИЗИЧЕСКОМ ПОНИМАНИИ МАСОНСТВА - Великий Восток Народов России

О МЕТАФИЗИЧЕСКОМ ПОНИМАНИИ МАСОНСТВА

 

Зодческая работа Бр. Вл. Н., Д.'.Л.'. Аврора

 

Наше представление о посвятительной традиции масонства в каком-то приближении может быть сведено к двум различным точкам зрения. Масонство в его понимании в Великих Ложах Северной Америки зачастую воспринимается как своего рода театрализованное представление, задачей которого является продемонстрировать кандидату в ходе церемонии посвящения хранимые градусом моральные уроки. Уроки, наставления преподаются в символической форме. При этом ритуальная составляющая предназначена для того, чтобы сделать наставления как можно более значимыми и запоминающимися. В данном случае масонский ритуал являет собой своего рода психодраму, специфический психологический тренинг. Причем ритуал влияет таким образом не только на посвящаемого, но также и на зрителей, а равно и на тех, кто его проводит.

Уже один только обычай заучивать ритуал наизусть, направлен на закрепление основных положений масонской науки в сознании не только посвящаемого в момент посвящения, но и в уме офицеров ложи, ведущих церемонию. Прохождение каждым братом последовательно всех офицерских должностей перед тем, как он займет пост Досточтимого Мастера, приводит к тому, что брат должен выучить весь текст ритуала наизусть в течении своей масонской карьеры.

На самом деле эта психологическая точка зрения во взглядах на природу масонского ритуала и на значение нашей работы является крайне распространенной, если не доминирующей в традиции регулярного символического масонства.

С этих позиций достаточно просто, хотя как может показаться некоторым и несколько тривиально решается вопрос о содержании масонских работ. Стержнем этого содержания является система моральных ценностей и заповедей, преподаваемая в виде ярких зрелищных уроков посвящения в масонские степени. Содержанием масонской работы является создание и поддержание деятельности лож, куда входят масоны, которые эти ценности принимают и им следуют или же стремятся к этому.

На этом базисе — но только на этом базисе и после того как уже ведется реальная содержательная работа в посвятительной и моральной сферах — в масонских организациях могут ставится и другие задачи, в том числе, задачи по построению системы взаимопомощи, оказанию благотворительности, созданию механизмов наиболее эффективных социальных коммуникаций и так далее.

Вторая же точка зрения предполагает, что масонство является, прежде всего, посвятительным орденом, хранящим непрерывную цепь инициаций, восходящих в первоначальному метафизическому источнику посвящения. Для последователей этой точки зрения крайне существенно то, что, по их мнению, с орденом, его жизнью и историей связана какая-то метафизическая реальность, и отношения ордена с этой реальностью воплощаются в посвятительных действиях, в нашем ритуале. Тогда прохождение ритуальных церемоний может быть даже как-то связано с жизненными событиями и с событиями в каких-то иных планах реальности.

Представление о существовании этих иных планов реальности является принципиальным для данного подхода. Последователи этой точки зрения не исключают психодраматического значения ритуала, однако этим значением они не ограничиваются.

И в этом заключается принципиальная разница между двумя подходами. Метафизическое представление о масонстве распространено в некоторых европейских кругах, в скандинавских Великих Ложах (в Норвегии, Швеции, Дании), оно характерно для масонских организаций – спутников (структур Древнего и Принятого Шотландского Устава, так называемого Йоркского Устава). Оно чрезвычайно характерно для различных розенкрейцеровских кругов и для созданных на основе масонской доктрины различных движений антихристианской направленности. Однако в целом с точки зрения современного регулярного масонства, метафизический взгляд на природу масонских ритуалов является более экзотикой, чем серьезной тенденцией в развитии движения.

Упоминаний о существовании какой-либо метафизической реальности в связи с орденом не содержит ни ритуал Emulation, ни American York, ни Древний и Принятый Шотландский Устав по символическим степеням.

Известно даже, что теми, кто рассматривал масонство исключительно как психодраму, создавались новые регулярные послушания на основе ритуалов, само существование которых изначально и решительно рвало со всякой посвятительной традицией. Говоря об этом, я, прежде всего, имею в виду так называемый немецкий эклектический ритуал. Этот ритуал вообще отказывается от претензий на какую-либо историческую преемственность. Он создан искусственно и заново, в отличие скажем даже от английского ритуала Emulation, работа над которым в 1813-1816 годах предполагала определенный синтез традиций и обычаев раннего масонства.

Существование и бесспорное международное признание таких артефактов, как немецкий эклектический ритуал, ставит сторонников метафизического масонства в достаточно сложное положение. Если хотя бы один современный, искусственно созданный в 20 веке ритуал считается легитимным и признанным, тогда из этого логически вытекает, что содержание ритуала само по себе не может, с точки зрения регулярного масонского сообщества, нести никакого эзотерического компонента, так как это содержание крайне вариативно. И, в конечном счете, содержание является предметом компетенции каждой конкретной Великой Ложи.

В это связи можно заметить, что многие масонские авторитеты по обе стороны океана, включая Макея и Уэйта, в приводимых списках ландмарок накладывали как минимум одно ограничение на содержание ритуала, а именно ими признавалось необходимым использование легенды третьего градуса.

Однако ни в восьми условиях признания, сформулированных Объединенной Великой Ложей Англии, ни в 12 правилах регулярности, воспринятых Конституцией Великой Ложи России из Конституции Великой Национальной Ложей Франции, не содержится никаких упоминаний даже об этой легенде. Единственное ограничение установленное этими базовыми документами – необходимость присутствия трех великих светочей – книги священного закона, циркуля и наугольника. Один из восьми пунктов регулярности гласит также, что любая ложа может работать только по тому ритуалу, который признан ее Великой Ложей.

Таким образом, понятие регулярности практически не связано с содержанием ритуала. Естественно, что стабильность и регулярность молодых великих лож де-факто оценивается, в том числе, и по легитимности происхождения ритуала, однако в регулирующих документах это нигде не зафиксировано.

Сторонники концепции метафизического масонства имеют, однако, некоторые другие аргументы в поддержку собственной теории. Регулярное масонство в своих самых общих обычаях содержит достаточно много элементов, характерных для иных посвятительных организаций совершенно определенной эзотерической направленности. Одним из них является необходимое условие наличия патента для проведения работ. Патент в данном случае воспринимается как символ непрерывности духовно-посвятительной передачи. Другим условием из этого ряда является требование непрерывности посвятительной цепи. Никакая ложа, никакой брат не может быть признан как регулярный вольный каменщик, в случае, если он не получил очного посвящения от его прямых носителей. В символическом масонстве это правило не нарушается никогда, и крайне редко оно нарушается в структурах под юрисдикциями Верховных Советов ДПШУ. Таким образом, каждый брат из присутствующих в наших ложах по своему посвящению восходит к неизвестным основателям ордена. В случае если бы ритуал воспринимался исключительно как театральное действо, в соблюдении этого требования не было бы никакой необходимости.

Правило посвятительной преемственности действует и при приведении к присяге основных должностных лиц ордена – в церемонии инсталляции. Так, уходящий Великий Мастер инсталлирует своего преемника, Великий Мастер инсталлирует Великих Офицеров, аналогичное правило применяется и по отношению к Достопочтенным Ложам. Все эти правила действительно создают впечатление, что масонский орден хранит какой-либо нематериальный духовный передаваемый компонент. По крайней мере, таким образом выстроена его структура.

Тем не менее, реальностью остается следующий факт: большинство руководителей символического масонства, да и, пожалуй, большинство братьев, работающих в масонских степенях, не признает в связи с существованием ордена никакой дугой метафизической реальности, кроме достаточно абстрактного принципа Великого Строителя Вселенной.

Вопрос об отношении масонских ритуалов к метафизическим проблемам имеет совершенно практический смысл. Это вопрос об ответственности.

В случае, если мы признаем, что цель ритуала в том, чтобы передавать определенные содержательные уроки в моральной сфере, мы сами берем на себя ответственность за содержание наших работ, не возлагая ее ни на какую метафизическую реальность. А в основе содержательной работы в масонстве лежит именно то, что написано в конституциях и ничто другое. То, что это Орден, принимающий в свои члены людей свободных и безупречной репутации, согласных трудиться во имя осуществления идеалов мира, любви и братства. То, что цель Ордена главная, последняя, единственно подлинная и есть та цель, о которой мы узнаем в первом градусе – нравственное совершенствование своих членов и, в конечном счете, совершенствование всего человечества. А путь к достижению этой цели тот, который и был нам передан братьями-основателями – использование универсальной системы символических наставлений, известных под именем Царственного Искусства, уважительное использование установленных ритуалов, терпимость и безупречное поведение.

В течение достаточно долгого времени я полагал, что если существует в масонстве подлинное посвятительное начало, посвятительная передача, внутренняя сила живого источника – то масонская традиция выживет и будет развиваться, так как это уготовано ей высшею волей.

Я должен признать, я ошибался.

Метафизическое объяснение масонских процессов – путь ухода от ответственности. Если эти метафизические процессы и существуют, они будут проявлять себя сами собой и конституции Ордена ничего не говорят нам о том, что мы должны быть ими озабочены. Этим Орден отличается от церкви.

Орден живет и развивается благодаря нашим собственным усилиям. И эти усилия востребованы не столько в организационной плоскости, но и в нравственной. И именно мы, его братья и его члены делаем его таким, каким он есть.

Новости

16 марта 6024 заседание Великой Ложи «Северная Звезда» Великого Востока Народов России.
13.03.2024
Заседание Великой Ложи «Пифагор» В.В.Н.Р. 17 февраля 6024 года, в 12-00
15.02.2024
23 декабря 6023 года заседание Великой Ложи «Большая Медведица» В.В.Н.Р.
19.12.2023
11 ноября 6023 г. — заседание Великой Ложи «Северная Звезда» Великого Востока Народов России.
08.11.2023
Взаимное признание Gran Logia Simbólica Española (Великая Символическая Ложа Испании)
26.05.2023
Взаимное признание Grand Universal Lodge of Bulgaria
26.05.2023
Взаимное признание Gran Logia del Norte de Colombia (Великая Ложа Северной Колумбии)
26.05.2023
Взаимное признание Grand Orient de Canaan (Великий Восток Ханаана, Ливан)
26.05.2023
17-21 мая 2023 Стамбул. 61-ая Международная Ассамблея либеральных масонских послушаний CLIPSAS
26.05.2023
27 мая 6023 года заседание Великой Ложи «Северная Звезда»
24.05.2023