"ПОЧЕМУ Я В МАСОНСТВЕ?"
Зодческая работа Бр. Дениса В. ДЛ "Феникс" N16, 6011 г.
«По каким причинам люди решают стать частью одного из сообществ? Почему они становятся членами именно этого общества? Чего ждут и чего ищут в масонстве?»: в принципе эти вопросы связанны с конечным применением тех или иных стремлений. Приобщаясь к масонству одни хотят иметь возможность бывать в компании людей одинаково думающих, живущих и ведущих себя достойно, других привлекает синтез всех эзотерических традиций разных эпох и разных культур, кто то видит в масонстве способ возрождения и объединения русской интеллигенции, но для всех определяющим является возможность вести интеллектуальную и духовную работу, что, несомненно, заслуживает уважения.
Суть вопроса для меня очевидна и ответом являются следующие слова: «…ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ». Автором слов с глубокой древности признается царь Соломон, хотя в Книге Екклесиаст имени его буквально не значится. Смысл этих слов я вижу в перемене направления жизни, или реставрации, в процессе восстановления, возвращения первоначального облика по зову сердца и по приказу разума. Всему свое время, и время всякой вещи под небом.
Согласно Священному Писанию: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и подобию Нашему…». Один только человек создан из двойной сущности, высшей и низшей, души и тела, поэтому он является существом двух миров: тому, что вверху, у него родственна душа, а тому, что внизу, тело. Он связывает собою эти два мира, служит как бы мостом между ними, имея одного общего с ними Творца, создавшего и земное и небесное.
Данная идея восприятия человека как малого космоса, который объемлет мир и придает ему смысл, была развита уже в античности, в философии стоиков. Но если в греческой философии учение о малом и большом космосе было связано с убеждением, что Высшее бытие целиком присутствует в мире, а не вне его, то уже в христианской теологии главным качеством человека является его богообразие, где духовность и разум человека указывают на Образ Божий, духовное основание человеческой личности, отражающее такие свойства Творца, как бессмертие, свобода воли, разумность. Богоподобие духа в человеке достигается упражнением в добродетелях и борьбе со страстями, так как Царство Божие внутри нас.
Добродетель есть согласованность предрасположения человека с Природой. Добродетель заслуживает стремления сама по себе, а не из внешних причин, ибо она устраивает душу так, чтобы вся жизнь стала согласованной. Это определенный Богом образ внутреннего расположения человека, влекущий его к деланию добра. Добродетель заключает в себе как добрые дела человека, так и доброе расположения его души, из которого происходят сами дела.
Страсть есть противоестественное движение человеческой души, возмущение против Природы. Противоестественность страсти заключается в том, что в ней человек отказывается от естественного для своей природы соединения с Творцом. Человек, опутанный страстями несвободен. Человек делается рабом наслаждения в своем временном земном бытии, среди преходящего и непостоянного мира. В результате борьбы со страстями человек может либо выстоять, либо сломаться. Выстоит ли человек – зависит от его чувства собственного достоинства, его способности различать главное и преходящее.
Мы знаем, что масонство — братская посвятительная организация, основанная на морально-этическом учении эзотерического, т.е. внутреннего толка, указывающая человеку достойный путь к судьбе, ожидающей его после смерти. Это стиль жизни общественной группы, основанный на определенной иерархии нравственных ценностей, выраженных в аллегориях и иллюстрированных символами. Этосу масонства присуща склонность к культуре рыцарства, идеалы мужества, честности, верности долгу и слову. Идеал отношений взаимопомощи и взаимоуважения, мироощущение свободной личности, для которой понятия долга и чести опосредованы ее личным выбором.
В позднем средневековье, чтобы стать рыцарем, надо было удовлетворять следующим условиям — человек должен начать новую жизнь, молиться, избегать греха, высокомерия и низких поступков, искать общества храбрых и учится у них, как совершать великие деяния. В Средние века словом джентльмен называли членов нетитулованного дворянства к которому относились рыцари и потомки младших сыновей феодалов. Отсюда напрашивается вывод, что понятия рыцарь и джентльмен пришло из социальной истории и в своем первоначальном смысле обозначало человека из хорошей семьи, как синоним понятия «благородный». В 16 веке в Англии так стали называть ту часть мелкопоместного дворянства, которая имела право носить герб, но не имела титула. Знаменитый английский писатель Даниель Дефо в своем трактате «Совершенный джентльмен» проводит различие между джентльменами по происхождению и джентльменами по воспитанию и образованию. По его мнению, именно последние и заслуживают звание джентльмена, поэтому воспитанию и образованию джентльмена уделяется особое внимание. Джентльмену присуще спокойствие и уверенность в себе, он владеет собой, правдив, но говорить правду без надобности не станет, он доверяет другим и сам вызывает доверие, он избегает неестественности и притворства, его отличает немногословность, тактичность и выполнение взятых на себя обязательств, готовность прийти на помощь. В качестве примера нормативного образца можно привести цитату английского драматурга Ричарда Стала: «Под совершенным джентльменом, мы понимаем человека, который способен одинаково хорошо служить обществу и охранять его интересы, а также быть его украшением. Размышляя о качествах, свойственных духовному складу джентльмена, я полагаю, что ему присуще такое достоинство и такое величие, какими только может обладать человек. К этому я бы добавил ясный ум, свободный от предубеждений, и обширные познания. Размышляя о сердце джентльмена, я вижу его человеком, который стоит на своем, свободен от неумеренных страстей, чувствителен, полон сочувствия и доброжелательности». Что же касается его манер, то джентльмен, по мнению Стала, должен быть человеком скромным, но не приниженным, искренним, но без панибратства, готовым помочь, но не угодливым, невозмутимым и неунывающим. Постепенная демократизация понятия джентльмен позволяет применить данный термин по отношению к любому мужчине, чье поведение и этические ценности соответствуют этому понятию.
Таким образом, как гласит мудрость: «Если хочешь изменить мир вокруг себя – изменись сам!». Работай над собой, измени себя, и ты увидишь, как мир изменится вокруг тебя. С помощью масонской тайны мы учимся мыслить и познавать при посредстве образов. Аллегорические образы всегда однозначны, тогда как символы подразумевают неоднозначный, потаенный смысл, отличный от содержания самого образа. Символ предполагает наличие внутренней тайны, он многозначен и мы постигаем его интуитивно, в то время как для понимания аллегории нужны конкретные знания. Символы не говорят, символы намекают. Так уж повелось с древних времен, что намекают они на тайну, которую способны открыть только посвященные. Это универсальный источник познания собственного «Я». На пути к просвещению и внутренней свободе будет весьма уместно сдержанное настроение души, полное благородного спокойствия, умозрительная уравновешенность, смирение плоти и физическая культура, что ведет к гармонии трех разных по природе основных частей в человеке — души, разума и тела.
Итак, в заключение хочу сказать строкой из «Текстов Кумрана» обнаруженных в 1947 году на берегу Мертвого моря:
«И прямым, бесконечным путем,
Я пойду, ибо знаю надежду.»