"ПОНЯТИЕ О МАСОНСКОЙ ТАЙНЕ,
ЧТО СОСТАВЛЯЕТ МАСОНСКУЮ ТАЙНУ,
МАСОНСКАЯ ЭТИКА И ПОНЯТИЕ МАСОНСКОЙ ТАЙНЫ."
Зодческая работа бр. Дениса В. ДЛ "ФЕНИКС" N16, 6010 г.
Масонская тайна – есть понятие духовное, психологическое, но не интеллектуальное. Тайной называется нечто скрываемое от других, известное не всем, нечто неразгаданное, или еще не познанное, то есть мистическое.
Слово «мистика» пришло к нам из античности. В Древней Греции оно значило «таинство», «тайна, которую надо скрывать от посторонних». В основе слова лежит глагол «мыин», что дословно переводится: «закрыть рот и глаза», воспринимать что-либо только ушами, не требуя доказательств, не вникая в подробности, не задавая вопросов и, кроме того, не рассказывая другим о том, что услышал.
Для Вольного Каменщика мистическим является масонское посвящение. Масонская мистика – это мистерия разума. Масонство не терпит мистики ради мистики. Узнал что-то, передай другому и сам поднимайся на следующую ступень, узнавай еще и еще. Вот откуда система градусов посвящения. Важно не то, какой у тебя градус, а повысил ли ты его. Когда Гегель написал, что Истина это не конечный вывод, не умозаключение, а процесс, он олицетворял понятие масонства. Каждый масон обязан строить Храм Разума прежде всего в своей голове. Проще говоря, масонская «религия», в кавычках, зиждется на главной и первой заповеди – думай! Мало быть добродетельным – надо быть мыслителем. Соответственно, из этого следуют две другие заповеди: учись и просвещай. Или учись и учи. Масон обязан думать. Масон обязан познавать и учиться. Масон обязан учить и просвещать.
Вольному каменщику следует сосредоточиться исключительно на приобщении к всемирному Братству посвященных, оставив все менее значительные мирские связи. Разглашать подробности метода, применявшегося и в древности и поныне для приобщения надлежащим образом подготовленного кандидата к внутреннему Свету, запрещено, равным же образом запрещено говорить и о тех изменениях, которые производит в человеке данное приобщение, все это суть вещи, на которых лежит печать молчания. Масонские клятвы служат напоминанием, что, кроме нерушимого слова и чести, кандидату нечего будет забрать с собой из бренного мира. И то, как скоро человеку будет позволено приобщиться к тайнам истинного посвящения, целиком зависит от собственного желания и усилий.
Этика – от греческого слова «этос» переводится на русский язык, как «нрав, обычай» и является философским исследованием сущности, целей и причин морали и нравственности. Термин впервые употреблен Аристотелем как обозначение особой области исследования «практической» философии, ибо она пытается ответить на вопрос: что мы должны делать? Примечательно, что так называемое «золотое правило этики» — «не делай другим того, чего не желаешь себе», сформулировано Конфуцием не только вне греческой философской традиции, но и до рождения Аристотеля. Этика — это философское учение о морали. Слово «мораль» в переводе с латинского означает «нравственность». Мораль, или нравственность, обычно рассматривают как один из способов регулирования отношений людей в человеческом сообществе. Оно происходит с помощью исторически сформировавшихся «неписаных» норм и правил, относительно которых поведение людей оценивается как доброе или злое, честное или бесчестное, созидающее или разрушающее.
По классификации этических ценностей важнейшее место в масонстве занимают добродетели, такие как справедливость, мудрость, смелость, самообладание, любовь к ближнему, правдивость и искренность, верность и преданность, доброта и сострадание, доверие и вера, ценность обращения с другими, свобода воли.
В процессе развития этических теорий философы встретились со значительными трудностями в унификации терминологии, так как в разных теориях объявлялись базовыми разные понятия, часто неопределенные, субъективные или противоречивые: добро и зло, смысл жизни и т. д. Следует иметь в виду, что исследования этики проводятся, главным образом, умозрительно, исследователем на собственном примере, и потому часто изобилуют логическими приемами, предусматривающими обобщение, переход от частного к общему, подчинение частных явлений общему принципу, то есть генерализацией личных принципов и ограничений на этику в целом.
Отождествление цивилизованности и моральности, является, на мой взгляд, следствием смешения двух понятий: этики и этикета. В обыденном сознании они нередко сливаются, поскольку и этика и этикет связаны с поведением людей. И если этикет не основан на глубоких внутренних этических убеждениях и принципах, он быстро вырождается в узаконенную форму лицемерия. У этикета НЕТ особого места в масонстве. Он занимает в масонстве ВСЕ места. Его следует соблюдать всегда и повсюду, где бы и когда бы ни были Братья Ордена, где бы и что бы они ни говорили и ни делали. Потому сочетание правил поведения, в заранее определенных ситуациях, со здравым смыслом и рациональность вложенного в них содержания называется масонским этикетом.