"МАСОНСКИЙ СВЕТ"
Зодческая работа бр. Олега Г., ДЛ "ФЕНИКС" №16, 2012 г.
«Я был камнем, но умер и стал растением.
Я умер как растение и стал животным.
Я умер как животное и превратился в человека.
Чего же мне бояться?
Разве от смерти мне был когда-нибудь ущерб?
И как человек я тоже умру, чтобы воспарить
Вместе с блаженными ангелами.
Но и ангелом я буду не вечно,
И стану со временем тем, что ныне
не в силах даже представить мой разум!»
Джалаладдин Руми
Масонский свет – есть источник Божественной мудрости, озаряющий лучезарным светом нелегкий путь агнца, вступившего в ряды жаждущих совершенства. Подобно ослепительному – божественному свету, нисходящему с вершины лестницы Иакова, мерцает он в профанской невежественной тьме. Словно маяк, указывающий верное направление, с каждым новым шагом, все ярче освещает он устремленную ввысь лестницу, пред теми, кто уверенно поднимается по ступеням, с каждым новым шагом обретая величайшие знания, дарованные вековой мудростью.
Как такового четкого определения масонского свет нет и все же, исходя из собственных умозрительных заключений, а так же опираясь на различные рукописи, я попытаюсь как можно подробней объяснить данный термин.
Перед посвящением в первый градус, профан составляет философское завещание, лишается всех металлов и приводит в хаотичный порядок свое одеяние. Тем самым признавая себя духовно нищим, погруженным во тьму невежества, но всем сердцем готовым отрешиться от бренного профанского мира, вместе с его страстями и пороками, дабы вступить на путь истинного духовного просветления. Этот обряд берет свое начало из посвятительных ритуалов древних мистерий. Как и тогда, его смысл заключается в невозможности вступления на путь абсолютного – божественного познания, к достижению духовного апофеоза, путем воссоединения со своим божественным началом, не осознав бренность и ничтожность материального естества, погрязшего в пороках, лжи, коварстве и мелочности.
В момент совершения вышеописанной процедуры перед ритуальной частью, профан намеренно низвергается в хаос, дабы после ритуального очищения тремя природными стихиями, приспособиться к первым лучам масонского света. После, когда с его глаз снимают повязку, а сам новопосвященный испытывает эмоциональный восторг, впитывая при этом мощнейшую энергию, коей делятся с неофитом участники процесса, он получает первые лучи масонского света в виде инструментов, присущих его градусу. Ибо четкое понимания их значимости и правильное использование — верный путь к истинному просветлению, так как именно они необходимы для возведения храма в своей душе – т.е. достижения вершины нравственного, морального и интеллектуального совершенства.
Исходя из вышесказанного, хотелось бы заметить, что масонский свет, нельзя интерпретировать как некую постоянную духовную энергию, которая дается профану при посвящении, а масону при повышении градуса. Масонский свет (свет Истинны) – есть конечный путь просветления и осознания божественной сущности дремлющей глубоко внутри каждого человека. Но достигнуть такого состояния возможно исключительно с помощью прилежной и кропотливой работы над собой.
В камере размышлений, есть аббревиатура алхимической формулы, прямо указывающая на весь путь от профанского невежества к апофеозу: V.I.T.R.I.O.L. (Visita Interiora Terrae Rectificandoque Invenies Occultum Lapidem), дословный перевод которой – «Посети недра земли, посредством очищения обретешь тайный камень», речь идет о философском камне – являющимся триумфальным совершенством алхимика. С помощью которого возможно обрести бессмертие и превращать в золото неблагородные металлы. На мой взгляд, не стоит воспринимать нахождение данной квинтэссенции, в буквальном смысле (т.е. полагать, что алхимический филосовский камень есть некая формула позволяющая, с помощью соединения определенных элементов превратить кусок металла в золото ). Но следует понимать, что с осознанием присутствия в мироздании пятого элемента – эфира и его преобладании над остальными элементами, возможно обрести духовное просветление, которое в свою очередь и может привести ищущего к бессмертию, а его некогда темное естество (что служит ассоциацией с куском неблагородного металла) превратить в совершенную божественную сущность (золото). Но осознать – увидеть – почувствовать эфир возможно только при условии немыслимых стараний, коими и обязывает масонство своих детей вдовы.
Так же, данный акроним весьма схож с заповедью Дельфийского оракула на стене храма Аполлона в Дельфах. Как сообщает философ Платон в своем диалоге «Протагор», это плод совместных раздумий «семи великих мудрецов» Древней Греции. Он пишет, что однажды Фалес, Питтак, Биант, Солон, Клеобул, Мисоне и Хилон (VI в. до н. э. ) собрались в храме Аполлона в Дельфах и в результате долгой дискуссии пришли к абсолютной, по их мнению, истине. Найденную истину — «познай самого себя» — они и написали на стене храма в Дельфах. Последний из упомянутых философов Хилон эту же мысль развивал так: «Познай самого себя, и ты познаешь Вселенную». При этом нужно понимать, что свет истины, сокрытый в каждом из нас, есть источник колоссальной – астрономической информации и благодаря кропотливому труду над самим собой, возможно осознать все тайны мироздания, как бы скрыты от других они небыли.
В цехах оперативных вольных каменщиков, каждый новоиспеченный ученик получал инструменты и знания, необходимые для обработки грубого камня. Со временем, благодаря созерцанию за более квалифицированными рабочими, наставлениям мастеров и, что самое главное, собственным усердиям, грубый камень в руках ученика превращался в совершенный кирпич. Тем самым он доказывал, что достоин повышения и принятия новых знаний.
В спекулятивном масонстве, инструменты обрели символический характер, но ни в коем случае не утратили своей важности, так как с помощью них, мы обрабатываем грубые частички своей души, превращая их в совершенные составляющие храма, который сам по себе и является масонским светом. И чем стремительнее и усерднее возводим мы свое духовное творение, тем ярче светит нам божественная истина.
У. Л. Уилмхерст
«МАСОНСКОЕ ПОСВЯЩЕНИЕ»
«Мы с полным правом можем заявить, что масонство в его нынешней неразумной трактовке не производит истинных посвящений, да и не может этого сделать, ограничиваясь исполнением формальных ритуалов. Но даже в этих формальностях ревностный масон, неутомимо следующий по пути Света, способен разглядеть четкую схему процесса духовного самосовершенствования, которой он может следовать в дальнейшем, рассчитывая лишь на собственные силы. И если он решается на это, в его руки попадает самый главный ключ к срединной истине и скрытым тайнам его собственного бытия; и ключ этот — неукротимое стремление отыскать внутренний Свет.»