ТРУД И ВРЕМЯ В МАСОНСТВЕ
Зодческая работа Бр. Вл. М., Д.'.Л.'. Феникс
История европейской культуры дает нам богатый материал для анализа истоков масонства и условий его формирования. Важнейшие характеристики европейского общества — труд и время — также нашли отражение в масонстве. Вольные каменщики продолжают линию интеллектуального труда, уходящего своими корнями в Средние века. До XII века интеллектуальным трудом занимались только монахи, изучая и переписывая Священное Писание и труды отцов церкви. Широкое общественное признание умственный труд получил благодаря университетам, где он стал уважаемым и оплачиваемым. В противовес физическому, презираемому труду, интеллектуальные занятия считались благородными. Характерно, что представители аристократии не могли стать художниками или скульпторами, так как эти профессии относились к ремесленному труду.
Однако и сама ремесленная деятельность приобретает особый статус — механических искусств, что ставит их в один ряд со свободными искусствами. Так, в список семи механических искусств входили ювелирное дело, торговля, охота, земледелие, медицина, музыка и строительство.
Позднее, в эпоху Возрождения формируются специфические виды деятельности. Например, происходит отделение архитектурной деятельности от строительной. Разработка архитектурного проекта опирается на знание геометрии, причем основной задачей архитектора стало соотнесение прямоугольных форм и окружностей: прямоугольными были планы зданий и фасады, а своды и арки — округлыми. Соответственно изменился состав инструментов: основными орудиями труда архитектора стали циркуль и наугольник, которые необходимы для составления чертежей.
В некоторых областях деятельности, особенно в Новое время, оба вида труда (физический и умственный) сближаются. Точкой их соприкосновения является создание технических устройств — машин, механизмов, оружия, оборонительных сооружений. Труд каменщика и строителя направляется инженером или архитектором; их труд направлен на общий конечный продукт.
В масонстве все эти процессы нашли отражение в символической форме: труд каменщика и архитектора является зримым выражением задачи самосовершенствования человека. Движение вольного каменщика происходит от простого труда к сложному, от физического к умственному, от ремесла к искусству, от механических искусств к свободным искусствам. (Особый интеллектуальный характер носит посвящение во второй градус.) Орудия труда каменщика, строителя и архитектора в масонстве соотносятся с соответствующими степенями: резец и молоток — инструменты ученика, а наугольник и циркуль — инструменты мастера.
Труд в Средние века был тесно связан со временем: рабочий день обычно длился от восхода до заката, а для молитв предназначалось ночное время. С появлением башенных часов время труда уже оторвалось от природного или церковного времени. Основная функция часов в городах — определять начало и окончание рабочего дня. Башенные часы установили еще одну важную точку разделения — полдень как время перерыва на городской стройке, а кроме того время трапезы и отдыха для монахов. С XV века полдень для деловых людей — это время окончания дел, когда можно посвятить себя наукам, словесности и искусствам.
Такое представление о труде и времени отчетливо видно в масонском ритуале: в полдень завершаются строительные работы и вольные каменщики переходят к интеллектуальной деятельности. Другая характерная точка башенных часов — 12 часов ночи. Завершение работ в масонских ложах происходит в полночь, что косвенно отражает запрет на ночные работы в средневековых городах.
Не только время труда, но и его пространство претерпевает изменения в эпоху Возрождения, что видно по изображениям кабинета, предназначенного для занятий науками. Первоначально кабинет ученого остается своеобразным святилищем, сохраняя черты церковного интерьера. Об этом можно судить по нескольким портретам XV-XVII веков, на которых изображены св. Иероним, св. Августин, астроном Ян Гевелий и др. На одной из картин св. Иероним сидит на помосте в центре комнаты с мозаичным полом. В глубине картины пять окон: из трех верхних видно небо (горний мир), из двух нижних -пейзаж (мир дольний). Пространство кабинета как правило насыщено инструментами и предметами для труда ученого: песочные или механические часы, циркуль, угольник, линейка, астролябия, сектант, глобус неба и Земли. В масонском храме эти же инструменты приобрели символическое значение.
До нашего времени сохранился кабинет Франческо Медичи (конец XVI века). Это комната прямоугольной формы; в центре свода композиция на античные сюжеты, по четырем сторонам от которой изображены четыре стихии. В нижних ярусах в числе прочих изображены "Мастерская ювелира", "Алхимик" — всего 12 живописных полотен, посвященных обработке различных материалов. Показательно, что оформление этого и других кабинетов являет собой соединение математики с живописью, рождающее воображаемую архитектуру.
В кабинете создается пространство, предназначенное для напряженной интеллектуальной и духовной деятельности. Макиавелли писал: "С наступлением вечера я возвращаюсь домой и вхожу в свой кабинет, у порога сбрасываю будничное платье и облачаюсь в царственные и величавые одежды; и надлежащим образом переодетый, вхожу в античные дворцы к античным людям." Кабинет — особый мир, место, предназначенное для общения с науками и искусствами, с философами и поэтами. Несомненно, что кабинет ученого является одним из прототипов масонского храма.
Позднее, в XVII веке, интеллектуальный труд ученого приобрел новую организационную форму в виде научных союзов и обществ. И здесь мы видим внешнее сходство с масонской ложей: в организации заседаний, системе степеней, формах отбора и приема новых членов сообщества. Здесь можно вспомнить, что среди членов Королевского общества были первые масоны (Элиас Ашмол и Роберт Морей).
Развитие института права также нашло свое отражение в масонстве. Возможно такие должности, как секретарь, эксперт и оратор имели своим прообразом соответствующие должности в суде. Формы организации правовой деятельности могли повлиять и на регламент масонских заседаний.