О ПОНЯТИИ СВОБОДЫ В МАСОНСТВЕ - Великий Восток Народов России

О ПОНЯТИИ СВОБОДЫ В МАСОНСТВЕ

 

О ПОНЯТИИ СВОБОДЫ В МАСОНСТВЕ

 

Зодческая работа брата Е:. Д.: Л.: «Феникс» № 16, В.: Л.: Р.:

 

Понятие свободы является одним из краеугольных камней философии, социальной политики и нравственной доктрины Ордена Вольных и Принятых Каменщиков. Значение его для Ордена трудно переоценить, подтверждение чему – включение слова «вольный» в официальное название нашего сообщества, а также постоянное упоминание о свободе в ритуалах различных степеней и исследовательской масонской литературе.

Действительно, впервые переступая порог масонского Храма, каждый из нас слышит в ответ на вопрос: «Как дерзнул он таковые питать надежды?» — слова о себе как о человеке «свободном и добрых нравов». Для кого-то эта фраза звучит просто как ритуальная стилистическая фигура, кто-то вообще пропускает ее мимо ушей, но кто-то задумывается над ее смыслом глубже – и тогда он просто не может не погрузиться в размышления о том, что есть свобода вообще и свободен ли он сам, что есть свобода лично для него как отдельно взятого индивидуума и каковы ее пределы, если они существуют вообще.

На заре существования Братства понятие свободы его членов было основополагающим, и именно как братство свободных людей образовался наш Орден. Это само по себе можно считать явлением чрезвычайной важности, памятуя об условиях, в которых проходило его становление. Если принимать за основную версию происхождения Ордена из гильдий каменщиков – строителей готических соборов, то не свободный ли их статус кочующих из графства в графство и из государства в государство мастеров послужил той причиной, по которой именно каменщическому цеху выпала честь разрастись в общественное, культурное и религиозное, нравственное движение, вобравшее в себя разнообразнейшие традиции мировой эзотерической мысли. Наверняка именно изначально продекларированный каменщиками принцип свободы привлек в ряды мастеровых лорда Очинлекского, Элиаса Эшмола и всех тех, кто впоследствии стал составлять Ложи Джентльменов – провозвестники грядущего спекулятивного, умозрительного Царственного Искусства. Уже в те легендарные времена свобода резко выделяла каменщиков – строителей соборов из общего ряда ремесленников в силу того, что их профессия обязывала к постоянным передвижениям, с одной строительной площадки на другую, что было исключением из общепринятого правила закрепления мастерового за территорией того или иного землевладельца. Не будем забывать о страшной легенде о строителях московского Покровского Собора (Храма Василия Блаженного) и их ослеплении. Если мы помним, то причиной его явилось желание Грозного царя, чтобы никогда и нигде более мастера не могли возвести ничего подобного по красоте и величию. Вне зависимости от того, насколько правдива легенда исторически, само построение ее сюжета свидетельствует о том, что возможность возвести нечто подобное у мастеров была, и в этом они были неподконтрольны даже царю и Великому Князю, — что свидетельствует о том, что данным преимуществом странствующие строители соборов пользовались повсеместно.

Принцип свободы выступает в качестве закона существования Братства в «Поэме о нравственном долге», чаще именуемой по названию манускрипта, содержащего ее «Поэма Региус». В ней изложены основные законы Искусства Геометрии, или Царственного Искусства Вольных Каменщиков. Эти законы изложены в пятнадцати статьях и пятнадцати дополнительных пунктах, не считая ненумерованных приложений. 6-я и 11-я статьи содержат прямые указания на непреходящую ценность свободы и на то, что она является неотъемлемым качеством Мастера. Перед тем, как процитировать поэму, нужно пояснить, что на ранней, оперативной стадии развития Братства и в начале спекулятивного периода полноправными членами считались лишь достигшие степени Мастера, и лишь на них распространялись права и обязанности Каменщика. Поэма приводится в моем, пусть несовершенном с литературной точки зрения, но достаточно точном переводе:

Шестой закон в строю едином:

Над Мастером нет господина.

За то, чему он обучает

Ученика, он отвечает

Лишь перед Братьями и Богом,

И только в них он зрит подмогу,

Чтоб Братство было совершенно

И справедливо неизменно.

И далее:

Одиннадцатый вот закон:

Свободен Мастер, честен он,

Чтоб остальным служить примером

И наставлять в законах веры.

Этими законами, временем их составления и основополагающими принципами объясняются и многие другие положения внутреннего распорядка, регламента и даже многих центральных законов Ордена. Само понятие «свобода» трактовалось в те времена гораздо уже, чем принято меж людьми в настоящее время. Раб (он же крепостной, он же издольщик, он же керл, он же серф) не мог войти в собрание мастеровых как равный – это противоречило бы всем законам классового общества того времени. Если же он не мог быть равным остальным – он не мог быть членом сообщества вообще, поскольку принцип равенства ставится даже превыше принципа свободы: о нем говорится в преамбуле к пятнадцати законам, также в статьях 1-й, 2-й, 4-й, 10-й и 12-й. Отсюда же и неприятие регулярным масонством идеи членства женщин: мы следуем древним заповедям и ландмаркам, основанным на понятиях и светском законодательстве позднего средневековья, когда говорить о равноправии женщин, суфражизме просто не приходилось.

С другой стороны, отдавая дань времени, современное спекулятивное масонство пошло на некоторые «уступки» новым временам. В частности, 5-я статья предусматривает запрет на прием в Ученики инвалида или просто тяжело больного человека, мотивируя это тем, что он не полностью свободен, пребывая в плену своего недуга, делающего его неравным остальным Каменщикам в труде и отдыхе. Насколько известно мне, также сняты ограничения на прием в Ложи незаконнорожденных, во времена составления древнейших масонских законов лишенных всяких гражданских прав, а в наше время таковых прав не лишенных в силу общего развития либерального общества.

Однако существуют ограничения социального характера, действующие до сих пор. О них следует сказать особо, поскольку они неизменно вызывают интерес каждого вновь посвященного в свете самого понятия свободы и границ свободы в масонстве. Перед принесением торжественного обещания Ученика все мы были предупреждены о том, что данное обязательство никоим образом не находится в противоречии с нашими обязательствами перед нашим Богом, нашей страной и нашими семьями. В этом содержится глубокий смысл, до кон-ца понять который способен только тот, кто раз в жизни поставил перед собой вопрос: свобода – от чего? Об этом я собираюсь порассуждать ниже, а пока стоит только добавить, что масонское торжественное обязательство, как это не противоречит всему вышесказанному, именно ограничивает свободу человека, лишая его многих возможностей: хотя бы рассказать непосвященному приятелю о том, что он видел и слышал в Ложе и т. п. Однако это ограничение является таковым лишь в той степени, в которой свобода человека ограничена в обыденной жизни верностью тем или иным нравственным принципам, своей вере, своей стране, своим родным и близким.

Поэтому ничто не препятствует членству в Ордене лиц, принесших иные присяги и принявших на себя иные торжественные обязательства, как то: военных, врачей, священнослужителей. Хотя уже длительное время в различных масонских юрисдикциях ведутся споры относительно возможности членства в Ордене монахов. Некоторыми источниками их обеты считаются ограничивающими свободу настолько, что людьми свободными их назвать уже невозможно. Более умеренные исследователи полагают, что членство их возможно, при условии, что в принятые ими обязательства не входит пункт об обязательной проповеди своей веры, поскольку в регулярном масонстве запрещены разговоры о религии, а тем более пропаганда тех или иных религиозных или политических взглядов.

Само понятие «свобода» трактовалось и трактуется людьми по-разному в зависимости от эпохи, страны и личности трактовавшего – от нигилистического «все дозволено!» до гипотетического оруэлловского «свобода – это плен». Итак, что же есть свобода в масонском понимании этого слова? Ритуал гласит:

Свобода есть власть сделать или не сделать согласно своей воле. Для каждого Свобода есть возможность делать все, что не совершается вопреки добрым нравам и свободе другого. Она также есть право пользоваться пре-имуществами, даруемыми гражданам Законом.

Таким образом, традиция диктует отношение к свободе как традиционно демократическому понятию, в той или иной форме принятому как законодательная формула практически во всех демократических государствах мира. С точки же зрения нравственной, лично мне видится, что данная формула несколько недостаточно развернута в отношении понятия воли как философской категории. Первое и второе предложение как бы вступают в противоречие друг с другом: с одной стороны – поступать согласно своей воле, с другой стороны – эта воля ограничивается непосредственно нравственным Законом («добрыми нравами») и законом общественным («свободой другого»).

Альберт Пайк в своем фундаментальном труде «Мораль и Догма…», в главе, посвященной истолкованию градуса Подмастерья, сводит данную формулу даже к более простому, хотя и более патетическому императиву: «Свобода есть героическое мужество поступать так, как поступать должно». Удивительно близко по смыслу ко всем нам известной «формуле» свободы как «осознанной необходимости».

Так что же, противоречие неискоренимо, и свобода действительно есть плен?

Каждый из нас неизменно сталкивается с этим вопросом, и не только в профанской жизни. Сейчас мы живем в относительно демократической стране – но в ней постоянно возникают споры и разнотолки относительно границ демократических свобод и свободы вообще. Те же самые проблемы постоянно находятся в центре внимания общественности в старейших демократиях мира: взять хотя бы близкую нам проблему принудительной регистрации членов Ордена, занимающих общественные посты в Великобритании, которая проходит в настоящее время и вызывает закономерную острую реакцию наших британских Братьев.

Я так подробно останавливаюсь на вопросе свободы социальной, чтобы далее сказать, что здесь возможно провести параллель с понятием духовной, внутренней свободы, которая, собственно, и находится в сфере нашего внимания.

Считать ли нашу веру, наши нравственные принципы, наше воспитание ограничителями нашей личной свободы. Или это – наоборот, ее проводники, путеводные нити, ведущие к совершенству? Вольны ли мы в выборе пути? Конечно, вольны. Мы вольны выбрать путь совершенствования или нравственного падения, поисков Истины или поисков возможностей потакать своим низменным инстинктам. Это вопрос выбора.

Но выбор-то мы уже сделали – вот что главное. Мы вступили в Орден Вольных Каменщиков, то есть тем самым выбрали путь совершенствования, путь духовного и нравственного роста, поиска Истины. А Св. Иоанн говорит (8:32): «…и познаете истину, и истина сделает вас свободными». Такая простая логика. Мое глубочайшее убеждение состоит в том, что Высшая Истина – одна, как един Господь, и что она открывается любому, кто искренне стремится обрести ее и следует путем нравственного роста, вне зависимости от того, в ка-кой конкретно он ходит храм и как именует Единого, от того, за какую партию он голосует на выборах.

Единственное ограничение мне видится в признании самого существования этой Истины – и это тоже простейшая логика. Теоретически можно «отменить» Бога, как бы кощунственно это ни звучало, и примеры этому есть, как ни прискорбно, в истории мирового масонства. Можно перестать трудиться во Имя Великого Строителя Вселенной и назвать оставшееся либеральным, то есть свободным, масонством. Но как потом говорить о поисках Истины, раз и навсегда отринув ее источник? Какой свободы искать?

В Псалме 118:45 говорится: «… буду ходить свободно, ибо я взыскал повелений Твоих». Человек по природе своей слаб, глуп и низок, – опираясь лишь на самого себя, он давно пребывал бы в пучине беспросветности. Налагая зависимость сам на себя – в формах государства, конфессиональных рамок, семьи и пр. – он действует с переменным успехом. Поэтому первый мой вывод относительно свободы масона и ее границ будет таким: внутренняя свобода масона – в отсутствии для него ограничений в полете мысли постольку, поскольку мысли его направлены во благо, а высшее благо есть Бог. Подтверждением этому служит и 2-е Послание Коринфянам (3:17): «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода».

Второй же вывод служит распространением формулировки ритуала на область братских отношений между людьми: и это не только и не столько дань христианству, сколько закономерный вывод из самого смысла существования нашего Ордена, хотя можно только позавидовать четкости формулировки апостола в Послании к Галатам (5:13): «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу».

***

Новости

16 марта 6024 заседание Великой Ложи «Северная Звезда» Великого Востока Народов России.
13.03.2024
Заседание Великой Ложи «Пифагор» В.В.Н.Р. 17 февраля 6024 года, в 12-00
15.02.2024
23 декабря 6023 года заседание Великой Ложи «Большая Медведица» В.В.Н.Р.
19.12.2023
11 ноября 6023 г. — заседание Великой Ложи «Северная Звезда» Великого Востока Народов России.
08.11.2023
Взаимное признание Gran Logia Simbólica Española (Великая Символическая Ложа Испании)
26.05.2023
Взаимное признание Grand Universal Lodge of Bulgaria
26.05.2023
Взаимное признание Gran Logia del Norte de Colombia (Великая Ложа Северной Колумбии)
26.05.2023
Взаимное признание Grand Orient de Canaan (Великий Восток Ханаана, Ливан)
26.05.2023
17-21 мая 2023 Стамбул. 61-ая Международная Ассамблея либеральных масонских послушаний CLIPSAS
26.05.2023
27 мая 6023 года заседание Великой Ложи «Северная Звезда»
24.05.2023