О ПОНЯТИИ РАВЕНСТВА В МАСОНСТВЕ - Великий Восток Народов России

О ПОНЯТИИ РАВЕНСТВА В МАСОНСТВЕ

 

Зодческая работа брата брата Е:. Д.Л. "Федор Ушаков" №36

 

Понятие равенства является одним из краеугольных камней философии, социальной политики и нравственной доктрины Ордена Вольных и Принятых Каменщиков. Значение его для Ордена трудно переоценить, подтверждением этому является включение слова «равный» в официальную терминологию нашего сообщества, а также постоянное упоминание о равенстве в ритуалах различных степеней и исследовательской масонской литературе.

На заре существования Братства понятие равенства его членов было основополагающим, и именно как братство равных людей образовался наш Орден. Это само по себе можно считать важным явлением, учитывая условия, в которых проходило его становление. Если принимать за основную версию происхождения Ордена из гильдий каменщиков – строителей готических соборов, то не равный ли их статус кочующих из графства в графство и из государства в государство мастеров послужил той причиной, по которой именно каменщическому цеху выпала честь разрастить в общественное, культурное и религиозное, нравственное движение, вобравшее в себя разнообразнейшие традиции мировой эзотерической мысли. Вероятно, именно изначально продекларированный каменщиками принцип равенства привлек в ряды братства значительных личностей того времени.

Этими законами, временем их составления и основополагающими принципами, объясняются и многие другие положения внутреннего распорядка, регламента и даже многих центральных законов Ордена. Само понятие «равенство» трактовалось в те времена гораздо уже, чем принято меж людьми в настоящее время. Раб (он же крепостной, он же издольщик, он же керл, он же серф) не мог войти в собрание мастеровых как равный — это противоречило бы всем законам классового общества того времени. Если же он не мог быть равным остальным – он не мог быть членом сообщества вообще, поскольку принцип равенства ставится даже превыше принципа свободы: о нем говорится в преамбуле к пятнадцати законам, также в статьях 1-й, 2-й, 4-й, 10-й и 12-й. Отсюда же и неприятие регулярным масонством идеи членства женщин: мы следуем древним заповедям и ландмаркам, основанным на понятиях и светском законодательстве позднего средневековья, когда говорить о равноправии женщин, суфражизме просто не приходилось.

Однако существуют ограничения социального характера, действующие до сих пор. О них следует сказать особо, поскольку они неизменно вызывают интерес каждого вновь посвященного в свете самого понятия равенства и границ равенства в масонстве. Перед принесением торжественного обещания Ученика все мы были предупреждены о том, что данное обязательство никоим образом не находится в противоречии с нашими обязательствами перед нашим Богом, нашей страной и нашими семьями.

Таким образом, традиция диктует отношения к равенству как традиционно демократическому понятию, в той или иной форме принятому как законодательная формула практически во всех демократических государствах мира. С точки зрения нравственной, лично мне видится, что данная формула несколько недостаточно развернута в отношении понятия равенства как философской категории.

Масонство декларирует равенство людей независимо от цвета их кожи, вероисповедания, нации, социального происхождения и общественного положения. Масонство не только декларирует, но и исповедует этот принцип. Среди братьев есть люди всех рас и наций. Никогда доступ человека в Ложу не может быт ограничен по национальным или расовым критериям. Мы считаем, что во многом принцип равенства людей распространяется в мире благодаря ордену вольных каменщиков.

В масонской среде получили развитие понятия, которые изменили человечество и весь мир – свобода, равенство и братство. Под духовным влиянием масонства сформировались личности людей, участвовавших в создании демократических государств и справедливых законов.

Мы принимаем в Братство людей любой этнической группы на Земле. Мы утверждаем, что все люди равноправны. Ценность человека измеряется его достоинствами, а не его происхождением, вероисповеданием, социальным статусом или состоянием. Мы уважаем веру и идеалы других людей и пытаемся быть одинаково добрыми и понимающими по отношению ко всем людям.

Проявляя милосердие, мы понимаем под ним искреннее желание блага всем людям, направляем его не только по отношению к масонам и членам их семей, а к каждому человеку и всему обществу.

Братские принципы позволяют создавать пространство, лежащее в ином измерении от социальных различий. Эти принципы не заставляют нас отрицать значимости профанской жизни. Они ее обогащают и осветляют духовным светом. Братство – это не равенство глупого с мудрым. Также как это не равенство ученика с мастером. Это равенство всех смертных перед Великим Строителем Вселенной в смиренном осознании себя как камня в невещественном храме духа, творимом неустанно миллионами братьев в земной жизни, в проявленном мире, здесь на Земле.

Масоны полагают, что все люди, несмотря на различия в их общественном положении и в одаренности, обладают равными правами и обязанностями. Они долгом своим почитают самим вести себя в соответствии с этой убежденностью и побуждать всех окружающих относиться к ближним своим по-братски, с любовью и уважением, на основе всеобщего равенства и братства.

Масоны принимают в Братство только людей свободных и добрых нравов, намеревающихся активно работать во имя своего духовного и нравственного совершенствования. Они не делят своих посвященных в зависимости от их веры, расы, национальности или общественного положения.

В Словаре масонских терминов под редакцией Серкова, в перечне российских масонов мною была найдена статья о моем земляке, уроженце соседней с моей деревни Бурмистрова Тимофея Сергеевича, мордвина по национальности, выходца из простой крестьянской семьи, наглядно иллюстрирующая принцип равенства в масонстве.

Бурмистров Тимофей Сергеевич, родился 8 июня 1890 года в деревне Лесное Цыбаево Темниковского уезда Тамбовской губернии. Православный. Из крестьянской семьи. Получил домашнее образование, сдал экстерном экзамены в гимназии за 6 классов. До 1912 года путешествовал, побывал в Америке, затем занимался автомобильным делом в России. В 1914 году призван рядовым на Балканский фронт, затем поступил добровольцем в Иностранный легион французской армии. В 1919-1921 годах работал при американском Красном Кресте, жил в Албании, Константинополе, Крыму; затем жил в Париже, работал шофером такси у Свидерского, шофером-механиком, управляющим гаражом. Женат.

Новости

Заседание Великой Ложи «Пифагор» В.В.Н.Р. 17 февраля 6024 года, в 12-00
15.02.2024
23 декабря 6023 года заседание Великой Ложи «Большая Медведица» В.В.Н.Р.
19.12.2023
11 ноября 6023 г. — заседание Великой Ложи «Северная Звезда» Великого Востока Народов России.
08.11.2023
Взаимное признание Gran Logia Simbólica Española (Великая Символическая Ложа Испании)
26.05.2023
Взаимное признание Grand Universal Lodge of Bulgaria
26.05.2023
Взаимное признание Gran Logia del Norte de Colombia (Великая Ложа Северной Колумбии)
26.05.2023
Взаимное признание Grand Orient de Canaan (Великий Восток Ханаана, Ливан)
26.05.2023
17-21 мая 2023 Стамбул. 61-ая Международная Ассамблея либеральных масонских послушаний CLIPSAS
26.05.2023
27 мая 6023 года заседание Великой Ложи «Северная Звезда»
24.05.2023
Заседание Великой Ложи «Пифагор» В.В.Н.Р. 25 марта 6023
20.03.2023