Лучезарная Дельта - Всевидящее Око. - Великий Восток Народов России

Лучезарная Дельта – Всевидящее Око.

 

Зодческая работа брата Д.Л. "Федор Ушаков" №36

 

 

Вот, око Господне над боящимися Его
и уповающими на милость Его

Пс.32:18

 

Непонятное становится ближе, если наделить его телесными свойствами. Так отдельные органы человеческого тела становятся символами и пиктограммами. Сердце обозначает любовь, руки – помощь, а глаза – наблюдение. Но кто за нами наблюдает? Люди всегда были уверены, что за ними неусыпно и неустанно следит Око всевидящего Бога.

Признаки одного и того же предмета могут разным людям видеться по-разному. Нам необходимо всегда помнить об этом, задаваясь вопросом: «В чем масонская Истина?». Смысл символизма в том, чтобы из одного и того же символа каждый извлек что-то свое, больше или меньше, в зависимости от собственных ума и образованности, личных черт и нравственных устоев.

Треугольник равнобедренный или равносторонний, с глазом или без него, «всевидящее око», «око провидения», «лучезарная дельта», в любом случае это был знак, напоминание нам о незримой вездесущности Бога, о том, что Он наблюдает за нами с небес. Лучезарная дельта распространенный с эпохи Возрождения христианский символ, обозначающий Св. Троицу – триединство Отца, Сына и Святого Духа, символ Божественного Промысла. Треугольник – самая устойчивая геометрическая фигура, как нерушимые догмы и вера в него, открытый глаз – как символ нашей души, частичка Бога живущей в каждом из нас.

В братстве треугольная звезда с вписанным в нее глазом – это Лучезарная Дельта. Лучезарная Дельта обычно располагается в восточной части храма, а по обеим сторонам ее находятся Солнце (ближе к югу) и Луна (ближе к северу). Лучезарная Дельта – треугольник с помещенным внутрь ее оком- знаком просвещенности или принципа сознания, иначе, всевидящее око, постоянно присутствующее на всех работах ложи, создающее энергетику присутствия Высшего существа при проведении ритуальных работ, постоянное излучение- утверждение бытия. Математическая точка, не имеющая размеров, но находящаяся повсюду, заполняет безграничность пространства. Это также символ осознания и внимания, причем внимания взаимного, внимания, которое проявляет Высшее Существо к каждому из братьев, внимания, которое каждый брат должен проявлять по отношению к миру. Лучезарная Дельта напоминает нам о том, что у каждого масона есть его собственная масонская звезда, которая светит ему в трудах и направляет в поисках. Лучезарная Дельта – главный масонский символ первого градуса, степени ученика.

Око Божье – попытка иконописцев, если не изобразить, то хотя бы обозначить присутствие Бога Отца. Наверное, потому эта иконография так прижилась. Ведь как изобразить неизобразимое? Только через знаки.

Всевидящее око – достаточно древний символ, масоны всего лишь взяли его на вооружение и слегка "переосмыслили". Он достаточно широко распространен у католиков, есть фреска в монастыре на Синае, где так же изображена дельта. В христианстве чаще всего интерпретируется как символ Бога-отца или Троицы. В Россию "всевидящее око" пришло в 18 веке.

Треугольник один из наиболее мощных символов, символ поверхности вообще.

В общем смысле линейные треугольники могут обозначать триады богов и другие тройственные понятия: Небо, Земля, Человек; Отец, мать, дитя; Человек как тело, душа, дух; Три стихии Воздух, Вода, Земля.

«Поверхность состоит из треугольников» – Платон. Равносторонний треугольник символизирует завершение.

В сакральной геометрии форма равностороннего треугольника есть символический образ Бога, в котором узнающий, узнаваемое, узнаваемый – одно и то же: 3 в 1 и 1 в 3.

Равносторонний треугольник – символ полной гармонии и полного равновесия.

Равносторонний треугольник также может рассматриваться в качестве символа солнца, так как солнце – это источник жизни, тепла и света.

Равносторонний треугольник, направленный вершиной вверх, называется треугольник эволюции. Это мужской и солнечный знак, символизирующий божество, огонь, жизнь, духовный мир.. Это также троица любви, истины мудрости. Треугольник красного цвета означает королевское величие.

Равносторонний треугольник, направленный вершиной вниз, называется треугольником инволюции. Это лунный символ и имеет символику женского начала, плодовитости, воды, природы, тела и всего физического. Символизирует Великую Мать как родительницу, божественную милость.

В дохристианские времена философ Ксенократ рассматривал равносторонний треугольник как символ божественного, равнобедренный как демонический, а разносторонний как «человеческий», т.е. несовершенный.

В философской системе Пифагора греческая буква «дельта» из-за ее треугольной формы, считается символом создания космоса.

В Древнем Китае треугольник являлся символом женского начала, а с подвешенными мечами символизировал восстановление. В тибетском тантризме комбинация двух равносторонних треугольников в виде гексаграммы представлял собой «проникновение в женственное мужского огня».

В Древнем Египте символизировал Триаду: Озирис как начало, Исида как середина или хранилище, а Гор как завершение. Рука египтян – это союз огня и воды, мужчины и женщины.

В древнемексиканских рукописях треугольный символ является знаком понятия «год».

В индуизме это символ женской животной силы – Дурги.

У викингов треугольник это – власть, слава, честь.

В еврейской каббале в книге Зогар («Книга сияния») приводится сентенция: «На небесах оба глаза бога и его лоб образуют треугольник, а их отражение образует треугольник в водах ».

Треугольник вершиной вниз — вода, женский принцип, а также Луна в египетском иероглифе. Вершиной вверх — мужской принцип, огонь, небесные силы.

В алхимии треугольник являлся символом стихии: вода – обращенный вершиной вниз, огонь – обращенный вершиной вверх, земля – обращенный усеченной вершиной вниз, воздух – обращенный усеченной вершиной вверх.

Символ Треугольника (Дельты) имеются повсюду: начало, середина, конец; дух, душа, тело; мысль, воля, действие и т.д.

Три элемента Дельты: принцип утверждения, восприимчивость (женский принцип) и примирение, как нейтрализующая сила. Все виды движения в мире происходят под воздействием трех сил: положительных, отрицательных и направляющих (нейтрализующих).

Всевидящее Око (Глаз Бога) – символ подключения к высшим силам.

Око Божие: символ видения, физического или духовного зрения, а также наблюдения, в сочетании со Светом – прозрения. Может означать незримое присутствие или участие Божие в делах спрашивающего. Око – Символизирует всеведение, всевидящее око, способность к интуитивному видению. Око олицетворяет всех солнечных богов, обладающих оплодотворяющей силой солнца, которая воплощается в боге-царе. Платон называет Око главным солнечным инструментом. С одной стороны, это мистический Око, свет, озарение, знание, ум, бдительность, защита, стабильность и целеустремленность, но с другой – ограничение видимого.

Применительно к ритуальной архитектуре, Око – это направленное к небесам отверстие в своде храма, собора, постройки или любого другого традиционно созданного центра мира, представляющее собой солярную дверь, открывающую доступ к небесным мирам.

У американских индейцев это Око Великого Духа и всеведения.

У буддистов Око символизирует свет и мудрость. Третий глаз Будды, пылающая жемчужина, – это духовное сознание и трансцендентная мудрость.

В кельтском эпосе Око, символизирующее злые намерения и зависть, противопоставляется доброму сердцу, благородству и состраданию.

В китайской и японской символике левый глаз – Солнце, правый – Луна.

В христианстве Око символизирует всевидящего Бога, всеведение, силу, свет. Свет тела – это глаз (Матф, , 6:22). Семь глаз Апокалипсиса – это семь Божьих духов. Око в треугольнике олицетворяет Главу Божью; а в треугольнике, окруженном сияющим кругом, – ее бесконечную святость.

У египтян Око имеет чрезвычайно сложный символизм – Око Гора, Атшет, всевидящий. Предполагалось, что это Полярная звезда и символ озарения, Око разума. Правый глаз – это Солнце, Ра и Озирис, левый – это Луна и Изида. Око Pa – это также Урей. Око Гора мог быть связан с луной и ее фазами и, в то же время, символизировать приношения богам в храмах.

В Древней Греции Око символизирует Аполлона, наблюдателя небес, Солнце, которое также является Око Зевса (Юпитера).

У индусов Око – третий глаз Шивы (жемчужина в середине лба) представляет собой духовное сознание, трансцендентную мудрость. Глаз Варуны – это солнце.

В иранской мифологии Добрый Пастырь Йима обладает солнечным Око и секретом бессмертия.

В исламе Око сердца является духовным центром, местом абсолютного интеллекта и просветления.

У народов Океании солнце – это большое глазное яблоко. Платон считал, что у души имеется глаз, и ему одному видима Истина.

В шумеро-семитской мифологии глаз олицетворяет Владыку Священного Ока Эа или Энки, где он символизирует мудрость, всезнание, бодрствование.

У финикийцев Кронос имел два открытых и два закрытых глаза, что означает постоянное бодрствование.

Третий Глаз – Третий глаз Шивы или Будды, сияющая точка или пылающая жемчужина в середине лба. Символизирует единство, равновесие, видение вещей такими, как они есть, освобождение от дуальности и пар противоположностей, трансцендентная мудрость, кристаллизация света, духовное сознание, просветление. Это ни в коем случае не физический феномен.

Око является символом бдительности, ясновидения, всеведения. С ним связываются свет и мудрость, а также энергия, сила, могущая выступать в качестве созидательной и разрушительной. Уподобляясь солнцу, источнику света, который является символом разума и духа, глаз наделяется функцией духовного видения, понимания. Это также образ провидения; так, например, в иудаизме всевидящее око — воплощение Промысла Божьего. В различных традициях солнце часто описывается как «глаз неба» (или божества неба).

В архаических представлениях луна и солнце — это глаза неба; при этом нередко солнце воспринимается как благой, а луна — дурной глаз.

Символ всевидящего ока, хорошо известный по убранству христианских храмов, масонских лож и даже по Большой Печати США, изображенной на однодолларовой банкноте, принято соотносить с глазом Гора, но еще раньше око принадлежало древнеегипетской богине истины и правосудия Маат. Слово "Маа" подразумевало "видеть", его иероглифом служил глаз. В мифе об убийстве, расчленении и воскрешении Осириса именно глазу как таковому принадлежит главная спасительная роль. Знаменитое око, символ власти и оружие против демонов, когда-то принадлежало Ра. Исида хитростью выманила его у бога и даровала своему сыну Гору, чтобы тот мог отомстить за отца. Но Сету в поединке удалось вырвать глаз у брата, расчленить его на 64 части и разбросать по всему Египту. Бог Тот, славный своим знанием, сумел не только восстановить глаз, но и придать ему новое свойство – воскрешать мертвых. Гор пожертвовал свой глаз отцу, и он, проглотив волшебное око, воскрес.

Поэтому амулеты в виде глаза с охраняющей его королевской коброй, называемые уджат, клали в погребальные пелены мумии – и умерший, отождествляемый с Осирисом, воскресал в Загробном Царстве. На протяжении всего Династического Периода на гробах, саркофагах и других атрибутах погребения рисовали или вырезали «два глаза» – уджатти. Их также изображали на носу лодок. И до сих пор лодочники по всему Средиземноморью верят, что, если на их лодках не будут нарисованы глаза наподобие уджатти, лодка обязательно собьется с курса.

В греческой традиции солнце предстает как «всевидящий глаз Зевса» (Гомер); у Макробия — как «глаз Юпитера»; в германской мифологии — как «глаз Вотана (Одина)».

Многоглазие обладает двойственным значением. Во-первых, наличие множества глаз передает божественное всеведение. Древнеиндийское божество неба, глава богов Индра называется тысячеглазым (в данном случае звезды ночного неба уподобляются глазам).

Милосердное буддийское божество Гуаньинь (Каннон в Японии) наделяется тысячей глаз, благодаря которым оно узнает о несчастьях людей. В видении Иезекииля «многоочитость» предстает как выражение всеведения. Аналогичное значение закрепляется за апокалиптическим образом животных, исполненных очей. Три глаза Шивы соотносятся с тремя его функциями в качестве верховного божества: созидание, сохранение и разрушение. В китайской мифологии четырьмя глазами (в качестве знака особой прозорливости) обладает герой Цанцзе. У Данте мудрость наделяется третьим глазом — ибо она зрит прошлое, настоящее и будущее. Известна суфийская метафора мистического видения: «глаза его стали лицом, и все тело стало глазами, обращенными к образу Бога» (Ахмад аль-Газали).

Одноглазие, подобно другим формам физического уродства, связывается со злом; как правило, оно является атрибутом хронических персонажей. В античной мифологии циклопы не единственные представители одноглазых существ — у Плиния упоминаются одноглазые аримаспы, добывающие либо похищающие у грифонов золото на золотых рудниках. В восточнославянской мифологии фигурирует такой персонаж, как Лихо Одноглазое. С другой стороны, скандинавский Один отдал глаз в обмен на внутреннее зрение — мудрость.

Поскольку зрение, традиционно, воспринимается как атрибут всех живых существ, слепота может рассматриваться как знак иного, загробного существования — слепой человек как бы погружается в вечный мрак небытия; в египетской Книге мертвых сказано: «Вижу, значит, живу». С другой стороны, слепота может выступать в качестве знака высшего видения. Греческий Тиресий был ослеплен Афиной за то, что увидел обнаженную богиню во время омовения, однако взамен она наделила его пророческим даром. В Библии слабая глазами Лия наделяется способностью внутреннего зрения. Эти мотивы косвенным образом подчеркивают идею о невозможности проникновения телесным оком в подлинную суть вещей, о бессилии зрения, глаз в отношении высших истин бытия.

Глаз, взгляд может связываться с созиданием. В одном из мифов индуистской традиции

Кришна породил все живое силой своего взгляда. В своем негативном аспекте образ глаза может рассматриваться в качестве средоточия силы, могущей быть опасной для живых существ. В шумерской мифологии неоднократно возникает образ «взгляда смерти». Сходный образ имеется в греческой мифологии, где Гадес, бог преисподней, изображался с головой, повернутой назад, поскольку взгляд Гадеса считался смертельным и его следовало избегать. Греческие горгоны своим взглядом превращали человека в камень. Своим третьим глазом Шива испепелил бога Каму за то, что тот отвлекал его от медитации. В обыденной речи представление о разрушительной силе взгляда закрепилось в выражениях «испепеляющий взгляд», «дурной глаз», а также «сглазить».

Лучезарной дельты и Всевидящего ока – все вышеперечисленные трактовки символов бесспорно правильны на все 100% , но все это можно объединить одним единственным словом – МАСОНСТВО.

И не братство выбрало этот символ, символ ГОСПОДА БОГА, символ его благодати – это ГОСПОДЬ одарил нас своим причастием.

Франкмасонство является старейшим и самым широко распространенным братским Орденом на Земле в настоящее время за счет своей нерушимой веры в Бога.

Масонство не в каком-то отдельном атрибуте, не в ритуале. Оно не в ложе, не в организации. Скорее, оно в образе мыслей, образе жизни, в пути к совершенству. Считать его чем-то меньшим, – значит, действовать как нерегулярный масон.

Братство даст тебе ровно столько, сколько ты дашь ему сам. Эту фразу так часто повторяют, что она уже поистерлась от времени и постоянного использования. Однако и сейчас она так же верна, как и в тот миг, когда впервые слетела с неизвестно чьих губ. Чеки можно выписывать только в том случае, если ранее положил в банк какую-то сумму. На братскую любовь можно рассчитывать только в том случае, если готов ее дарить.

Да будет с нами БОГ.

Литература:

У.Л.Уилмхерст «Масонское посвящение»

В.М.Рошаль «Энциклопедия символов»

С.Карпачев «Масоны.Словарь»

С.Карпачев «Путеводитель по масонским тайнам»

С.Карпачев «Тайны масонских орденов: Ритуалы "вольных каменщиков"»

Р.Генон «Символы Священной науки»

Рыбалка А., Синельников А. «Интервью с масоном. Правда и легенды истории масонства»

Д.Л. "Федор Ушаков" №36