Заметки о легенде третьего градуса - Великий Восток Народов России

Заметки о легенде третьего градуса

 

Автор Бр.'.A.'.

 

В Конституциях Андерсена (1723 г.) нет упоминания об убийстве Хирама, зато в них упоминаются Ной и его сыновья в качестве истинных масонов. В Констиуциях 1738 г. уже говорится о трех убийцах, которые убили Князя архитекторов. Первая запись о посвящении в третий градус относится к 1724. По мнению ряда исследователей, первоначально легендой третьего градуса была легенда о Ное. Легенда Хирама заменила легенду Ноя между 1723 и 1738 г. В записи об инсталляции Герцога Монтегю в качестве Великого Мастера в 1721 году упоминается, что д-р. Джон Бил был «инсталлирован в кресло Хирама Абиффа». Однако из этого упоминания нельзя сделать каких-либо выводов о том, какое значение в ритуале имела легенда Хирама и какой вид она имела. В Манускрпте Грэхэма (1726 г.) легенда Ноя излагается следующим образом: «Мы знаем это из традиции и также об этом говорится в Писании, что Шем, Хам и Иафет направились к могиле их отца Ноя, чтобы найти что-нибудь о нем, что помогло бы им обнаружить подлинный секрет, которым владел этот славный проповедник, благодаря которому все вещи необходимые для нового мира были в Ковчеге с Ноем. При этом, эти три человека согласились, что если они не найдут саму эту вещь, то первая вещь, которую они найдут, будет содержать для них секрет. Они не сомневались в этом, но твердо верили, что Бог устроит так, что они найдут именно то, что будет для них истинным секретом, как если бы они получили этот секрет от самого Бога. Итак они придя к могиле не нашли ничего, кроме мертвого тела, уже разложившегося. Когда они взялись за палец, он отвалился, так же отвалились сустав за суставом запястье и локоть. Приложив ногу к ноге, колено к колену, грудь к груди, щеку к щеке и руку к спине они подняли мертвое тело и поддерживая его возопили «помоги, о Отец». Подразумевая при этом: «О, Отец Небесный, помоги нам сейчас, потому что наш земной отец не может». Потом они снова положили мертвое тело и, не зная что делать, один из них сказал: еще есть мозг в кости», и второй сказал «Но кость сухая», и третий сказал: «Он воняет». После этого они согласились дать ему имя, которое известно Франкмасонству по сей день». Новая тема, которая возникает в хирамической легенде по сравнению с легендой о Ное – это тема убийства Хирама.

В связи с обоими вариантами легенды третьего градуса будет разумно будет вспомнить об иконографической традиции макабре. В это традиции сложившейся к 14 веку символом смерти являлся разлагающийся труп, кишащий червями. Филипп Арье пишет в книге «Человек перед лицом смерти»: «Именно наполовину разложившийся труп станет наиболее частым типом изображения смерти. Такого мертвеца можно увидеть уже около 1320 г. на стенах нижней базилики в Ассизи, работы одного из учеников Джотто. Это главный персонаж иконографии macabre с 14 по16 век» (с.126). Согласно этому автору, сцены макабре «призваны напомнить о неминуемости конца бренной жизни («memento mori», помни о смерти), и о равенстве всех живущих перед смертью». (С. 130) Тема равенства перед смертью прослеживается в известном масонском изображении «Кто был дурак, кто мудрец, кто нищий, кто император ?» На этой картине изображены четыре черепа и лежащие перед ними атрибуты дурака, мудреца, нищего и императора. Невозможно определить, к какой из мертвых голов какой атрибут относится. Помимо собственно изображений, тематика макабре имела, начиная с 14 века сценические воплощения. Представления с соответствующими сюжетами ставились, в церквях и служили иллюстрациями к проповедям о неизбежности смерти и необходимости подготовки к переходу в загробный мир и суду. Смерть в этих представлениях изображалась в виде трупа или скелета. Важную роль в декорациях этих представлений играла дверь или могила, в которой исчезали жертвы смерти . Здесь мы можем видеть достаточно прозрачные ассоциации с табелем третьего градуса. Эти представление оказали влияние на английские моралистические пьесы 15 века «Обыватель» и «Житейская гордость».

Новости

Заседание Великой женской Ложи «Большая медведица » 11 мая 6024 года, в 12-00
30.04.2024
16 марта 6024 заседание Великой Ложи «Северная Звезда» Великого Востока Народов России.
13.03.2024
Заседание Великой Ложи «Пифагор» В.В.Н.Р. 17 февраля 6024 года, в 12-00
15.02.2024
23 декабря 6023 года заседание Великой Ложи «Большая Медведица» В.В.Н.Р.
19.12.2023
11 ноября 6023 г. — заседание Великой Ложи «Северная Звезда» Великого Востока Народов России.
08.11.2023
Взаимное признание Gran Logia Simbólica Española (Великая Символическая Ложа Испании)
26.05.2023
Взаимное признание Grand Universal Lodge of Bulgaria
26.05.2023
Взаимное признание Gran Logia del Norte de Colombia (Великая Ложа Северной Колумбии)
26.05.2023
Взаимное признание Grand Orient de Canaan (Великий Восток Ханаана, Ливан)
26.05.2023
17-21 мая 2023 Стамбул. 61-ая Международная Ассамблея либеральных масонских послушаний CLIPSAS
26.05.2023