Если защита светскости является необходимостью существует ли риск сделать из неё догму? - Великий Восток Народов России

Если защита светскости является необходимостью существует ли риск сделать из неё догму?

 

Зодческая работа мастера Д:.Л:. «Астрея» №6032 Великого Востока Франции Льва Волкова (Lupusleo), 4 ноября 6013 г.

 

Любезные братья! Осмелюсь напомнить вам, что по-настоящему масонство расцветало именно тогда, когда быть масоном означало пребывать под дамокловым мечом суеверий непросвещенных масс и, вместе с тем, не иметь никакой материальной или карьерной выгоды от принадлежности к братству вольных каменщиков. Напротив, когда в обществе возникало массовое стремление вступить в масонство, когда оно притягивало к себе толпы невежественных служителей Маммоны, тогда братство находилось под истинно серьезной угрозой. Увы, нет никакой иной защиты от профанации масонства, кроме острейшего чувства свободы, равенства и братства, живущего в сердце каждого отдельного масона и жгущего его изнутри. В периоды настоящих конфликтов и потрясений нелегкий выбор чести приходится делать каждому в одиночку — и никакие авторитеты, институции и отвлеченные поучения здесь ничем не смогут помочь.

 

Догматизм и его родной брат фанатизм — это развращенные порождения поврежденного в корне общества, утратившего ощущения прекрасного и высокого, общества, в котором страх побеждает чувство благородства, а рабство духа вытесняет свободомыслие. Любая идеология несет в себе риск превратиться в чудовищного Молоха, пожирающего детей Земли, если человечность и частный, конкретный пример отходят на второй план. Это пожирание надо понимать не только буквально, но и символически, ибо мир наполнен людьми, которые больше похожи на спящих, чем на бодрствующих, — и с этим сонмом «живых мертвецов», ходячих зомби, нам ежедневно приходится, так или иначе, взаимодействовать.

 

Какими бы пафосными и экзальтированными словами не прикрывались действия демагогов, ощутить опасность отхода от подлинно масонских идеалов можно по следующим симптомам: наличии вождизма, избирательности в применении законов, неправого суда, несменяемости должностных лиц, травли тех, кто имеет мнение, отличное от мнения большинства, предательства отдельного человека во имя неких «высших» целей, боязни и удушения частной инициативы, нагнетания ненависти по отношению к «другому» (представителю другой страны, нации, расы, религии и т.д.). Тем не менее все перечисленное — это всего-навсего негативные проявления искаженной природы социального человека, которые вовсе не определяют дух масонства. Ибо масонство — не просто отсутствие пороков, но наличие живой любви к человеку в человеке и Великому Архитектору Вселенной, стремление понять План Храма и найти Утраченное Слово. Эта любовь и этот путь у каждого брата глубоко индивидуальны и личностны, и никаких общих рецептов и догм здесь быть не может.

 

Важно помнить, что у нас всегда есть легкий соблазн начать бичевать пороки современного общества, говорить об угрозах личности и свободе, но между тем, эти угрозы были и существовали всегда, с того самого времени, как Адам вкусил яблоко и попытался переложить вину за содеянное на свою жену Еву. Опасность догматизма никогда не приходит извне — она приходит изнутри нас, и наша главная задача — самим не стать догматиками и фанатиками, не стать рабами идеологии, не поддаться искусу ожесточенной борьбы с некими ужасными мракобесами, якобы угрожающими нам извне. Человек — существо постоянно изменяющееся, и фанатизм в делах религии или политики — это наносная болезнь, которая может и должна быть побеждена. В этом состоит актуальная задача масонства! Но также надо понимать, что главное наше поле битвы — это мы сами, и, прежде чем идти исправлять чужие недостатки, следует промыть свои собственные глаза, — как говорится: Medice, cura te ipsum!

 

Жизнь профана безответственна — он готов ежечасно повторять грехопадение, поддавшись искушению змея, лукавой женщины, корыстолюбивого друга, нечистоплотного политика, властолюбивого первосвященника и всех прочих, имя которым — легион. Проще всего встать в положение жертвы и сказать: на меня давили, меня заставили, у меня не было иного выбора. Между тем выбор почти всегда есть — он состоит в участии или в неучастии в травле слабого и гонимого, восхвалении тирана, поддержке человеконенавистнической идеологии. У нас всегда есть право, как минимум, отойти в сторону и не участвовать в том дурном, на что указывает нам наше сердце. Но этого, разумеется, мало, — куда важнее протянуть руку слабому, дать приют отверженному, накормить голодного, и сделать все это из любви к своему собрату, вынужденному, как и мы, нести бремя человеческих ограничений.

 

Светскость, к которой мы все начали привыкать за последние 20 с лишним лет, прошедшие с момента распада Советского Союза и крушения коммунистической идеологии, есть ничто иное как иллюзия. Большинство из нас родились в тоталитарном обществе и с молоком матери всосали стереотипы, свойственные предыдущим поколениям. Но дело, конечно, не в ужасном двадцатом веке, в котором было и много хорошего, гораздо важнее, что мы родились с теми оковами духа, с которыми рождается почти всякий смертный. Масонство — и есть та школа, которая позволяет более эффективно бороться с этими внутренними ограничениями, нежели официальная религия, которая больше способствует внешнему благочестию и смирению, нежели внутреннему очищению и жизненному становлению в качестве мастера своего дела. В масонстве всякий должен, прежде всего, учиться, а не учить и отдавать приказы, точить и шлифовать свой камень, не требуя за это никакой награды кроме радости участия в ритуальных работах Ложи.

 

Очередное возрождение масонских лож в России в начале 1990-х годов принесло немало надежд, ибо российские масоны в конце 18 — начале 20 вв. сделали очень много для духовного просвещения элит и народа. Между тем, если трезво посмотреть на нынешнюю ситуацию, то мы увидим, что российское масонство по-прежнему стоит в самом начале своего пути: влияние его на общественные процессы в России ничтожно, численность членов всех масонских и парамасонских российских послушаний всевозможного толка колеблется в пределах около тысячи человек (на страну с более чем 140-миллионным населением это крайне мало!). Но дело, разумеется, не в количестве, а в качестве российского братства. Расколы, которые будоражат российских масонов, каждые 5-7 лет, — это не так уж плохо, поскольку выбор и конкуренция всегда и всем шли только на пользу, — гораздо хуже формы, в которых эти расколы проходят. Конечно, проще всего сказать, что масон из другого послушания — ненастоящий масон, что только мое масонство истинное и правильное, но не такого ли рода догмы отравляют и жизнь в профанском мире? Не те же ли самые язвы искажают образ традиционных религий и целых наций? Никто из нас не мыслит свое существование без внутренних принципов и морали, но не важнее ли этих принципов и этой морали отношения с другим человеком, с другим братом? И если масоны подчас не могут договориться друг с другом так, чтобы в радости приступить к работе над Храмом, то можно ли винить профанский мир в том, что он не принимает ценностей и идеалов масонства?

 

Защита светскости, а это слово содержит в себе главную драгоценность масонства — «свет», состоит, главным образом, в постоянной работе над собой, ибо просвещение, прежде всего, направлено на высвобождение духовного и интеллектуального потенциала человека. Как писал в 1784 году Иммануил Кант: «Просвещение — это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине — это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого. Sapere aude! — имей мужество пользоваться собственным умом! — таков, следовательно, девиз Просвещения».

 

Риск превратить свой частный опыт в догму, которая будет навязываться остальным, есть всегда, но до тех пор, пока дышит хотя бы один истинный масон, гидра догматизма не получит абсолютного всевластия, а тьма невежества не поглотит свет знания. Ибо власть догматизма не существует сама по себе — она существует только внутри человека, питаемая его страстями и желаниями, — из человека она исходит и человеком же она истребляется.

 

Нам в свою очередь лишь остается повторить вслед за Горацием, Кантом и адептами Ордена Золотой Зари основополагающий принцип светскости: «Sapere aude»!

 

Я сказал.

Новости

16 марта 6024 заседание Великой Ложи «Северная Звезда» Великого Востока Народов России.
13.03.2024
Заседание Великой Ложи «Пифагор» В.В.Н.Р. 17 февраля 6024 года, в 12-00
15.02.2024
23 декабря 6023 года заседание Великой Ложи «Большая Медведица» В.В.Н.Р.
19.12.2023
11 ноября 6023 г. — заседание Великой Ложи «Северная Звезда» Великого Востока Народов России.
08.11.2023
Взаимное признание Gran Logia Simbólica Española (Великая Символическая Ложа Испании)
26.05.2023
Взаимное признание Grand Universal Lodge of Bulgaria
26.05.2023
Взаимное признание Gran Logia del Norte de Colombia (Великая Ложа Северной Колумбии)
26.05.2023
Взаимное признание Grand Orient de Canaan (Великий Восток Ханаана, Ливан)
26.05.2023
17-21 мая 2023 Стамбул. 61-ая Международная Ассамблея либеральных масонских послушаний CLIPSAS
26.05.2023
27 мая 6023 года заседание Великой Ложи «Северная Звезда»
24.05.2023