Церемонии св. Иоанна в Древнем и Принятом Шотландском Уставе - Великий Восток Народов России

Церемонии св. Иоанна в Древнем и Принятом Шотландском Уставе

 

Мы работаем в Ложах Святого Иоанна. Для большинства Каменщиков это утверждение привычно и знакомо со дня Посвящения – мы знаем его наизусть по масонским Катехизисам, мы отмечаем дни Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова как праздники наших Святых Покровителей, мы ссылаемся на Пролог Иоанна как на основополагающий для всего Братства текст, значение которого далеко выходит за рамки одной конкретной религии.

С символической точки зрения, дни Солнцестояния, с которыми связаны церковные праздники Иоанновых дней, являются важнейшими моментами масонской традиции с глубокой древности. Чтобы увидеть это, достаточно посмотреть на ориентацию большинства величайших творений Каменщиков – соборы в Реймсе, Амьене, Руане и многие другие – чтобы увидеть, что они расположены по линии заката именно в эти дни – так чтобы заходящее солнце, видимое через открытые главные ворота в этот день освещало центр Лабиринта, располагавшегося в геометрическом центре всех этих Соборов и представлявшего геометрическое средоточие знаний, записанных, как в книге, в самой структуре Храма. Традиция такого расположения существует еще с дохристианских времен.

Если обратиться к письменной истории наших оперативных предшественников, источник «привилегированного» отношения к двум святым Иоаннам не столь очевиден. В средневековой Европе в качестве покровителей строительных братств чаще всего упоминались другие святые. В большинстве случаев, это Четверо Коронованных (Клавдий/Сивер, Симфориан/Сивериан, Касторий/Карпофор и Никострат/Викторин), особо почитаемые на землях Священной Римской Империи и в Британии. Во Франции это чаще свв. Блез и Людовик (в Париже), а также свв. Николай, Иосиф и Анна. В некоторых случаях упоминается также св. Фома, скульптуры которого во многих европейских церквях делаются с наугольником в руке. В католических же святцах Иоанн Креститель упомянут как покровитель обработчиков металлов, а Иоанн Евангелист – как защитник всех книжников, от писателей и теологов до копистов, типографов и переплетчиков. Казалось бы, ничего общего с каменщиками.
В то же время, интересно отметить, что св. Иоанн был покровителем Рыцарей Храма. Основатели Ордена получили в 1118 году посвящение от патриарха Феоклета, 67-го в цепи прямых последователей св. Иоанна Богослова. Храмовники, так же, как и современные Каменщики, считали своими покровителями обоих Иоаннов – и основным открытым орденским праздником был день Иоанна Крестителя, когда главные Иоанновы Огни Франции зажигались Командором Темплиеров. Интересно отметить, что эта традиция сохранилась до самой Французской Революции – естественно, после официального роспуска Ордена празднетство проходило под патронажем наследников темплиеров – рыцарей Мальты, и огонь зажигался главой Приората этого Ордена.

Интересно, что первое документальное упоминание св. Иоанна в связи с братствами Каменщиков относится к 1427 году (собрание генеральной Ассамблеи Каменщиков в Йорке, приуроченное ко дню св. Иоанна). Это всего пять лет после истечения традиционного стовосьмилетнего периода Молчания после процесса Жака де Моле. Конечно, это может быть и совпадением, но тогда это совпадение – одно из многих в цепи подобных ему. К примеру, практически в то же время, в 1430 году, в Кёльне регистрируется строительное братство св. Иоанна, которое по свидетельствам современников уже тогда принимало в свои ряды «спекулятивных» Братьев.

Что касается XVI и XVII веков сведений об иоанновских традициях сохранилось достаточно мало. Однако нужно отметить хорошо освещенную в архивах попытку разгона ежегодной ассамблеи Вольных Каменщиков в Йорке в 1561 году, которая закончилась, к слову, инициацией офицеров, коммандовавших попыткой разгона и взятием Братства под официальную защиту Елизаветой Первой после доклада вышеупомянутых офицеров. Ассамблея, о которой идет речь, была упомянута как ежегодная и проводилась в день св. Иоанна Богослова (то есть 27 декабря), что говорит о том, что и зимний Иоаннов праздник в масонстве уже тогда отмечался наравне с летним.

Традиция сохранилась до возникновения спекулятивного масонства, и 1717 году Великая Ложа Лондона, давшая начало современному Братству Вольных Каменщиков, была создана именно на ассамблее в день св. Иоанна Крестителя. В последующие годы ассамблеи также проводились в этот день, вплоть до 1725 года, когда торжественное собрание было перенесено на день Иоанна Евангелиста. Однако английское масонство все больше попадало под влияние протестантизма и упоминания католических святых и ассамблеи по случаю их праздников воспринимались Братьями все хуже и хуже. Последней ассамблеей Великой Ложи Лондона, приуроченной к дню св. Иоанна, было собрание 27 декабря 1728 года.

После этого, само упоминание св. Иоанна начало исчезать из практик английского масонства, вплоть до 1738 года, когда новая редакция Конституций Андерсона утвердила более «общую» ветхозаветную тематику как основу для масонского единства. Это решение вызвало много разногласий и стало одной из причин создания в 1753 году Великой Ложи «Древних» Масонов (Ancients). Конфликт «Новых» и «Древних» традиций завершился в 1813 году созданием Объединенной Великой Ложи Англии, и компромиссный вариант основополагающих текстов ссылался уже на «изначальную» редакцию Конституций 1723 года. Однако к этому времени традиция «Лож св. Иоанна» уже была нарушена и в Англии так называли исключительно Ложи, не входящие в английскую Великую Ложу, хотя и признанные ей.

Шотландская традиция, более близкая к масонству «Древних» (мы видим следы этого в наименовании Древнего и Принятого Шотландского Устава), в отличе от английской, сохранила исходные ссылки на свв. Иоаннов. Эта традиция была передана в Северную Америку, где Йоркский Устав и поныне работает под покровительством Святых Иоаннов, и во Францию, где все Ложи идентифицируют себя как Ложи Святого Иоанна, в том числе и во Французском Уставе, несмотря на то, что он ближе к традициям «Новых» масонов.

Истоки современных масонских праздников св. Иоанна следует искать прежде всего в масонстве французском. Во Франции традиция отмечать дни св. Иоанна, как летние, так и зимние, была сохранена и обогатилась многими новыми элементами на протяжении всего XVIII века. В начале века, праздники св. Иоанна соответствовали скорее современным генеральным Ассамблеям, с увеличением же количества Лож на местах в эти дни стали проводить работы, соответствующие скорее современным Инсталляциям Ложи. При этом традиционно в день Летнего Иоанна многие Ученики возводились в степень Подмастерья – это рассматривалось как восстановление оперативной традиции, по которой новые Подмастерья начинали свое странствие по ложам страны и континента, ведущее их по пути Мастерства.

Иоаннов праздник обычно начинался с мессы, на которой обязаны были присутствовать все Братья Ложи, и продолжался символическим банкетом. Торжественные работы Ложи, включающие инсталляцию новых Офицеров и посвящение Братьев в новые градусы, часто проводились на следующий день.

Французская революция нарушила эту традицию, однако Братья, желавшие сохранить дух Иоанновского масонства и знания, передаваемые в ключевые для каменщиков моменты Солнцестояний, постепенно сформировали на протяжении XIX века ритуалы праздников св. Иоанна в том виде, в каком мы их знаем сейчас.

Во Франции в Ложах ДПШУ в настоящее время имеют хождение три основных Иоанновских ритуала – Зимний ритуал Иоанна Евангелиста, Летний праздник Иоанна Крестителя и эзотерический Летний Иоанновский ритуал. Кроме этого, полная версия ритуального банкета в ДПШУ, слишком насыщенная для того, чтобы прводиться после каждого собрания, обычно имеет место после исполнения ритуала зимнего Иоанна. Интересно, что даже Французский Устав, крайне редко делающий ссылки на Святых Покровителей, тоже довольно часто проводит «полные агапы» в день св. Иоанна, хотя там символическая привязка гораздо менее очевидна.

День св. Иоанна Евангелиста считается во французском масонстве, особенно в ДПШУ, праздником Учеников. Обычно в декабре Ложи не проводят регулярных работ, но получают вместо этого разрешение от Великой Ложи на проведение экстраординарного собрания, посвященного зимнему дню Святого Иоанна. На этом собрании исполняется зимний Иоаннов ритуал с чествованием Учеников, и после собрания проводится полный ритуальный банкет. Иоанновы работы открываются в трех градусах, при этом символика, затрагиваемая ритуалом, далеко выходит за рамки обычных ритуальных тем, давая широкую перспективу, относящуюся в обычное время скорее к компетенции высших градусов ДПШУ.

Апостол Иоанн назван вместе с Яковом «Боанергом» (арамейское רגישבני, дети грома), и многие масонские авторы именно с этим связывают традицию проведения первого странствия Ученика под громовые раскаты. Молния символизирует получение Учениками силы свыше, той Силы, о которой говорит название колонны B. Гром вообще традиционно рассматривается как предвестник Божественного Откровения – и явленное Богословом послание здесь может рассматриваться именно в этом контексте.

Праздник в день Иоанна Крестителя обычно бывает открытым. На него приглашают семьи и друзей Каменщиков, в особенности тех, кого Братья считают перспективными кандидатами на вступление в Орден. Если зимний Иоанн – праздник эзотерический, позволяющий Братьям углубиться насколько это только возможно в Тайную Доктрину, то летний праздник – день передачи Света и открытия в мир. В этот день Подмастерья уходили из Ложи, чтобы начать свой путь совершенствования. Ложа открывается в будущее – открывается обещанием прочного фундамента для строительства, данным именем колонны J.
Огни св. Иоанна связывают нас с цепью всех традиций циклического времени, существующих испокон веков – и позволяют приобщить к этим традициям тех из наших близких, кто не может присоединиться к нам в Братстве или кто еще не пришел к нему, но находится в пути. Иоанновы празднетства всегда дают перспективу – приоткрывают для профанов источник масонского Света, дают символическим Каменщикам вкус к Совершенствованию – а тем, за спиной у кого уже лежит длинный масонский путь напоминают, что только свежесть взгляда Ученика и открытость миру Подмастерья могут позволить нам в конце концов увидеть Свет – круг замыкается и начинается снова.

Очень немногие Ложи во Франции практикуют также и закрытый ритуал на ближайшем к открытому Иоаннову празднетству заседании. Это относительное пренебрежение вполне понятно – при весьма напряженном графике работ провести практически подряд два богатых и достаточно сложных ритуала – задача непростая. Однако содержание летнего ритуала стоит затраченных усилий.

Эзотерический праздник Крестителя – это день Подмастерьев – момент, когда они покидают материнскую Ложу, чтобы странствуя по миру, создавать свой Шедевр и готовиться к Мастерству. Ритуал этот логически завершает начатое Иоанном Зимним – и дополняет цветовую символику Совершенствования – от черного к зеленому – обозначенную этим ритуалом, цветами Воли и Созидания – от красного к синему. В отличие от зимнего, летний закрытый ритуал совершается только в двух градусах – Мастерам необходимо все время работ, чтобы проинструктировать Подмастерьев и подготовить их к их нелегкому пути.

Летний Иоанновский ритуал, известный в России, не совсем вписывается в эту картину. Происхождение его (как и большинства подобных ритуалов) отследить достаточно сложно, но некоторые текстологические и ритуальные особенности позволяют сделать следующие выводы. Вероятнее всего, этот ритуал создавался в конце XVIII или в начале XIX века как попытка ввести обобщенную и упрощенную практику Иоанновых празднетств, отсылающую нас к ритуалам, больше напоминающим церемонии инсталляции, как это практиковалось на заре спекулятивного масонства. Вероятно, это также попытка создать «обобщенный» ритуал, который мог бы практиковаться в обеих системах тогдашнего Великого Востока Франции – Шотландской и Французской. При этом явно чувствуется влияние именно Французского Устава – достаточно упомянуть хотя бы совершенно нетипичную для ДПШУ синюю подушку, появляющуюся в определенный момент. Некоторая «социальная» окраска ритуала также больше похожа на относительно поздние ритуальные эксперименты Великого Востока, приведшие к концу XIX века к отходу от основных принципов регулярности. При всем этом, ритуал остается крайне интересным историческим документом, который однакоже должен рассматриваться в контексте своей эпохи и системы «синих» Лож тогдашнего ВВФ. Ритуалы же, принятые во Франции, переводы которых прилагаются к этой работе, носят явный отпечаток влияния ДПШУ как тридцатитрехградусной системы.

В контексте почитания Иоаннов – Крестителя и Богослова, интересно упомянуть св. Иоанна Иерусалимского (или Дародателя), которого некоторые авторы ставят в ряд с двумя Святыми Покровителями. При всем интересе, который представляет фигура этого служителя Церкви времен Крестовых походов, его привязка к масонским традициям скорее всего является следствием обычного недоразумения. Как уже упоминалось, Иоанновские традиции Каменщиков тесно связаны с аналогичными традициями Темплиеров, наследники которых – Рыцари Мальты – именовались Иерусалимскими Рыцарями Святого Иоанна – что по-французски звучит так же, как Рыцари Святого Иоанна Иерусалимского.

Это упоминание носит характер скорее анекдотический. Оно при этом подводит нас к исключительно важной теме – третьему лику Иоанна. В нашей традиции Иоанн Креститель и Иоанн Богослов рассматриваются как части единой и неразделимой системы. В этом смысле хорошо понятно то, что многие считают Иоанновскую традицию в некотором роде применением к иудео-христианскому контексту символа двуликого Януса, открывающего и закрывающего двери годовых циклов.
Однако чистый дуализм чужд нашей эзотерической традиции. Из взаимодополняющих противоположностей обязательно должно возникнуть что-то третье. У Иоаннов должен быть третий лик. И он действительно возникает – на середине восходящей дороги от Евангелиста к Крестителю – в следующий за Равноденствием праздник Пасхи – день завершения Исхода и возвращения Слова, день, когда мистический Цветок распускается на перекрестии многих древних традиций этого мира.

Символы Каменщиков неисчерпаемы по определению. Символизм, связанный с днями Святых Иоаннов, может быть расширен до рамок всей нашей символики, и более того. Не будем забывать, что Циркуль очерчивает Круг, расширяющийся до Бесконечности. И опирается этот Круг на колонны дней Иоанна. Ритуалы помогают нам на этом пути – им и слово.

Н-Ш. З.
Март 2009

Новости

16 марта 6024 заседание Великой Ложи «Северная Звезда» Великого Востока Народов России.
13.03.2024
Заседание Великой Ложи «Пифагор» В.В.Н.Р. 17 февраля 6024 года, в 12-00
15.02.2024
23 декабря 6023 года заседание Великой Ложи «Большая Медведица» В.В.Н.Р.
19.12.2023
11 ноября 6023 г. — заседание Великой Ложи «Северная Звезда» Великого Востока Народов России.
08.11.2023
Взаимное признание Gran Logia Simbólica Española (Великая Символическая Ложа Испании)
26.05.2023
Взаимное признание Grand Universal Lodge of Bulgaria
26.05.2023
Взаимное признание Gran Logia del Norte de Colombia (Великая Ложа Северной Колумбии)
26.05.2023
Взаимное признание Grand Orient de Canaan (Великий Восток Ханаана, Ливан)
26.05.2023
17-21 мая 2023 Стамбул. 61-ая Международная Ассамблея либеральных масонских послушаний CLIPSAS
26.05.2023
27 мая 6023 года заседание Великой Ложи «Северная Звезда»
24.05.2023