Масонство Пушкина. Дух и буква - Великий Восток Народов России

Масонство Пушкина. Дух и буква

 

Ложа «Моцарт» N 85                      Тель-Авив                            08.02.2012

Как это ни смешно, но есть в жизни вещи, которые прекрасны, не смотря на то, что все их заездили банальными похвалами. К таким вот "вещам" относится для меня литература Пушкина. Я открыл его для себя поздно, ближе к 30, но раз открыв, уже не закрываю десятилетиями коричневые томики. Вот почему в теме "Пушкин и масонство" для меня, честно, важнее и интереснее сам Пушкин. Поэтому же, говоря о разных свидетельствах и мнениях по данному вопросу, я в центр рассуждений поставлю самого поэта, его стихи, дневники, письма, биографию и судьбу.

А мнений этих немало. Пушкина "хотят" все: честные и фанатичные литературоведы, масоны и антимасоны, евреи и русофилы. Творчество его столь обширно, что выдерживает самый широкий спектр мнений специалистов, а также любые спекуляции, вырванные из контекста.

Ну вот, для завязки и культурного шока я позволю себе процитировать несколько пассажей из книги Бориса Башилова "Пушкин и масонство", написанной в Аргентине в 50-е годы прошлого столетия. Во второй главе "Духовная победа Пушкина над вольтерьянством и масонством" читаем:

"Пушкин являющийся духовной вершиной своей эпохи — одновременно является символом победы русского духа над вольтерьянством и масонством. Если подавив заговор декабристов Имп. Николай I, тем самым одержал победу над силами стремившимися довести до логического конца начатое Петром I дело европеизации России, то к этому же самому времени самый выдающийся человек России — Пушкин одержал духовную победу над циклом масонских идей, во власти которых он одно время был".

Вся эта книга и другие восемь её томов, посвящённых масонству в России, пронизана такой непримиримой ненавистью и необъективностью, что не стоит серьёзного отношения. Важно другое: книга Башилова поднимает вопрос отношения Пушкина к масонству "по духу" (пусть и в отрицательном контексте). Именно этот вопрос, к которому мы вернёмся позже, ускользает от внимания многих современных исследователей, занимающихся восстановлением фактов "по букве" (что само по себе – история, но в случае Пушкина – явно недостаточно).

Итак, если не по духу – принимал или отвергал Пушкин идеи масонства, а по букве: был формально или не был поэт масоном, можно отметить целый ряд фактов, лежащих под исследовательским микроскопом исследователей. Так, Ескельи Зельцер выделяет четыре свидетельства о масонстве Пушкина (и все их отвергает):

  1. Дневниковая запись 1821 г., которой мы коснёмся ниже;
  2. Письмо Жуковскому 1826 г.

Письмо Василию Жуковскому было написано в 20-е числа января 1826 г. из Михайловского в Петербург.  Письмо это весьма интересно, как мне кажется, с психологической точки зрения. Меньше месяца прошло после провалившегося восстания декабристов. В Петербурге аресты ближайших друзей. Пушкин напуган за них и за себя. Он как бы оправдывается и перечисляет все свои грехи:

"В Кишеневе я был дружен с майором Раевским, с генералом Пущиным и Орловым. Я был масон в Кишиневской ложе, т. е. в той, за которую уничтожены в России все ложи. Я наконец был в связи с большею частью нынешних заговорщиков. Покойный император, сослав меня, мог упрекнуть меня только в безверии"…

— и дальше поэт уже совсем теряет лицо и просит:

"… Кажется можно сказать царю: Ваше Величество, если Пушкин не замешан, то нельзя ли наконец позволить ему возвратиться?"

Для нас главное значение этого письма именно в его покаянной откровенности. В такие минуты Пушкин вряд ли мог выдумывать или хвастаться свей принадлежностью к ордену.

  1. Пасквиль, присланный Пушкину накануне дуэли, где Пушкин объявляется членом ордена рогоносцев.  
  2. Перчатка, вложенная Вяземским в его гроб перед похоронами.

 

Я бы хотел построить основной анализ статьи вокруг дневниковой записи Пушкина 1821 г.:  "4 мая был я принят в масоны". В те годы, находясь в Кишинёве в ссылке, Пушкин много работает, ведёт активную светскую жизнь в офицерской и дворянской среде, волочится за женщинами, часто пишет в Петербург и ведёт довольно вялые записи в дневнике. Однако одной из важных характеристик того периода является то, что происходящие вокруг него события часто отражаются в стихах. Он много работает. Вообще за 1821 год написано более 100 стихотворений и поэм. Что же значительного написано 22-х-летним поэтом в те весенние месяцы 1821 года и сразу после них?

 

23 февраля закончен "Кавказский пленник"; в апреле написана скандальная "Гаврилиада"; весной 1821 года начат "Бахчисарайский фонтан"; "4 мая был я принят в масоны" (из дневника, 1821 год).

 

Между апрелем и августом 1821 г. написано единственное откровенно масонское произведение:

 

ГенералуПущину

В дыму, в крови, сквозь тучи стрел 
     Теперь твоя дорога; 
Но ты предвидишь свой удел, 
     Грядущий наш Квирога! 
И скоро, скоро смолкнет брань 
     Средь рабского народа, 
Ты молоток возьмешь во длань 
     И воззовешь: свобода! 
Хвалю тебя, о верный брат! 
     О каменщик почтенный! 
О Кишинев, о темный град! 
     Ликуй, им просвещенный!

 

В комментариях  к академическому собранию сочинений 1956 года, написано, что генерал Пущин Павел Сергеевич служил в Кишенёве командиром бригады  под началом генерала М.Ф.Орлова. Основал масонскую ложу "Овидий", в которой состоял Пушкин. По поводу основания ложи и написаны эти стихи. Из других источников следует, что ложу основал генерал Инзов, полномочный наместник царя по Бессарабской области, а Пущин стал её Мастером. (Историк масонства Леонид Мацих считает, что Павел Пестель, служивший в то время в Кишенёве, рекомендовал Пушкина в ложу).

 

В конце 1821 года Пушкиным написано стихотворение "Овидий", в котором Пушкин ищет параллели между судьбой изгнанного великого поэта и своей судьбой в кишинёвской ссылке. Это стихотворение и имя Овидия мне кажутся заслуживающими особого внимания.

 

Упоминание об Овидии мы встречаем и в стихотворении Чаадаеву, написанном в конце апреля, за две недели до 4 мая, даты приёма Пушкина в ложу.

 

"В стране, где я забыл тревоги прежних лет,

Где прах Овидиев пустынный мой сосед,

Где слава для меня предмет заботы малой,

Тебя недостаёт душе моей усталой"

 

Напомним, что Овидий, римский поэт конца первого века до н.э., был сослан императором Августом в черноморскую провинцию (ныне это побережье Румынии) за непристойное содержание поэмы "Наука любви". Находясь в ссылке, он много писал, в том числе "Скорбные элегии" и "Понтийские письма", где жаловался на свою судьбу и просил императора простить его и вернуть в Рим. (В скобках скажем, что многие стихи и письма Пушкина той поры удивительно схожи по содержанию).

 

Возможно ли, что друзья и поклонники Пушкина назвали ложу "Овидий", подчёркивая те же параллели? А значит, возможно ли, что косвенным образом имя ложи было избрано, как псевдоним Пушкина?

 

Кишинёвская ложа «Овидий» была учреждена под эгидой Великой Петербургской Ложи «Астрея», как полевая офицерская ложа. Будучи одной из двух Великих Лож России, "Астрея" просуществовала с 1815 по 1822 год. Она была закрыта, как и все масонские ложи России, указом императора Александра I в начале августа, то есть через год и два месяца после принятия Пушкина в орден.

 

Но вот, скептические доводы современных исследователей ставят под сомнение сам факт масонства Пушкина. Тот же Ескельи Зельцер пишет:

"Действительно, юноша-Пушкин писал о принятии в члены ложи Овидий 4 мая 1821 года. Однако, ложа в это время еще не была официально учреждена; оттого невозможно поверить, чтобы предписываемая уставом церемония посвящения могла иметь место".

"Несмотря на получение диплома несколькими месяцами позже, нет никаких свидетельств, подтверждающих начало регулярных работ ложи. Более того, по справедливому замечанию В. Сахарова, в списках ложи имени Пушкина нет".

На одном из масонских сайтов можно найти следующую весьма расхожую версию "немасонства" Пушкина:

 

"В то время ложа «Овидий» работала как временная в ожидании официальной инсталляции, которой так не состоялось. Более того, во время посвящения в масонские тайны болгарского архимандрита Ефрема, жившего тогда в Кишиневе, произошел скандал, после которого о ней пошла нехорошая слава.

 

Ложа собиралась в доме на площади у старого собора, который был огорожен только железной решеткой. В те времена Молдавия была местом, где спасались от турецкого гнета греки и болгары, и у собора постоянно толпились беженцы. Как-то раз они увидели, что в этот дом вошел архимандрит Ефрем, а через некоторое время его вывели под руки с завязанными глазами, провели по двору и втолкнули в подвал. Толпившимся на площади почудилось, что священник в опасности. Толпа ворвалась в дом, проникла в подвал, где шла церемония принятия архимандрита в масонское братство, и «освободила» его. Уже утром эта история обсуждалась во всех кишиневских кофейнях, и очень скоро о случившемся узнали в Санкт-Петербурге и Москве".

 

Этот же эпизод описывает Башилов в своём уже упоминавшемся выше опусе об антимасонстве Пушкина. При этом он ссылается на биографа Пушкина Тыркову-Вильямс, автора двухтомной биографии поэта "Жизнь Пушкина":

 

"Кишиневские масоны, — сообщает Тыркова Вильямс в своей книге "Жизнь Пушкина" (Том I, стр. 258), — действовали довольно открыто. Посвящая в братья болгарского архимандрита Ефрема, его с завязанными глазами повели через двор в подвал. Ложа "Овидий" помещалась в доме Кацака, на главной площади, всегда полной народу. Болгары увидев, что их архимандрита, связанного куда то ведут и бросились спасать его от "судилища дьявольского".

 

Продолжая цитировать сайт masonic.narod.ru:

Это, видимо, и была одна из причин, по которой ложа «Овидий» так не дождалась официального признания. В ноябре 1921 года она была вынуждена прекратить работы. Таким образом, посвящение Пушкина в масонство было как бы неофициальным, хотя и проходило с соблюдением всех тонкостей ритуала. К тому же 1 августа 1922 года Александр I подписал указ о запрете масонских лож и всех тайных обществ вообще. Но еще до этого уже не работавшая ложа «Овидий» была разгромлена. Когда генерал Пущин написал прошение об отпуске, он получил в ответ приказ об отставке, а на просьбу позволить выехать лечиться на европейские курорты получил резкий отказ. Вскоре после этого был арестован майор В.Ф.Раевский, также состоявший в ложе «Овидий». После этого члены ложи почли за благо не встречаться более, а сам А.Пушкин считал, что именно из-за ложи «Овидий» царь наложил на масонство запрет. 

 

Но «неправильное» членство в кишиневской ложе было не единственной попыткой поэта стать членом братства. В сентябре 1818 года он подавал прошение о приеме в ложу «Трех добродетелей» в Санкт-Петербурге, но ему было отказано. Поэтому, говоря о формальной стороне, можно утверждать, что А.Пушкин в масонство так принят и не был". 

 

В одной из своих статей на эту тему Виталий Сахаров, известный исследователь этого вопроса, ссылается на десятки изданных современных источников, подтверждающих, так или иначе, все цитируемые выше версии.

 

Продолжая тему "буквы" принадлежности Пушкина к ордену, можно задать вопрос, который, как ни странно, отсутствует в источниках, доступных мне в наших Палестинах: "А если предположить, что Пушкина так и не приняли в масоны формально, почему такое могло случиться?". После анализа особенностей Шведского устава, по которому работали все ложи, находящиеся в рамках Великой Ложи "Астрея", можно заключить, что таких оснований было предостаточно. Строгие "нравы" Шведского устава предполагают чисто христианскую религиозную направленность ордена и безусловную веру в бога. Верность царю самодержцу – второй оплот. Элитарность и строгая иерархия – третий (по данным историка Тиры Соколовской, в русской версии Шведского устава, начиная с четвертого градуса, масон должен был быть дворянином в четвёртом поколении, по меньшей мере). В этой связи невозможно не вспомнить и Английский устав, который был основой Шведского, но считается более мягким и демократичным. И всё же, после обязательной веры в бога, второе требование Английского устава непреклонно: кандидат в масоны должен быть свободным человеком.

 

А теперь давайте, каждый, представим себя на месте Великого Мастера Великой Ложи "Астрея" графа Мусина-Пушкина. Масонство всё время балансирует на грани между лояльностью официальной позиции и брожением и вольнодумством высших офицеров, хлебнувших "глоток свободы" во время наполеоновских войн. Царь, будучи сам в молодости масоном, всё больше отдаляется от ордена, видя в нём угрозу самодержавию. И тут, как прыщ на носу, возникает новая офицерская ложа в Кишенёве, объединяющая самых вольнодумно настроенных офицеров и названная "Овидий" с открытым намёком на изгнанного поэта. Чуть ли ни в его честь.  И ложа эта принимает в свои ряды Пушкина, сосланного на юг за нелояльность к трону, сатирические эпиграммы на царя и его свиту, Пушкина – бретёра и безбожника, дамского волокиту, Пушкина – поднадзорного ссыльного и, наконец, Пушкина – потомка раба по материнской линии! Думается, на то время это было уже слишком. Если добавить скандальное происшествие с посвящением болгарского архимандрита (во что, если честно, слабо верится, чисто по ритуальным подробностям), можно себе представить превентивные меры, предпринятые Великой Ложей: и непризнание "Овидия", и доклады в царскую канцелярию о том, что такой ложи просто нет, и невключение Пушкина в какие-либо списки. Пушкин был уже, по-видимому, настолько значительной и даже скандальной фигурой, что проще было закрыть ложу, чем не принять его официально в орден.

 

Но оставим "букву" Пушкинского масонства. Пора вернуться к духовной связи поэта с орденом. С этой точки зрения сомнений в масонстве Пушкина просто быть не может. Его отец Сергей Львович, дядя Василий Львович и ближайшие друзья дома Пушкиных были масонами. Знаменитый Лицей, куда, согласно Тынянову, Александра устроили друзья Василия Львовича, весь поголовно был или масонским, или розенкрецеровским, или мартинистским: от ректора до последнего преподавателя.

 

Среди друзей Пушкина, ставших или не ставших потом декабристами, подавляющее большинство были масоны. Идеи просвещения, справедливости, равенства, братства светят через всё творчество этих людей или их публицистическую деятельность. Достаточно вспомнить Чаадаева, Вяземского, Дельвига, Кюхельбеккера, братьев Раевских, Пущина, Пестеля и десятки других. Все они были близкими друзьями поэта и не просто снисходили до дружбы с Обезьяной (это его лицейская кличка), но и искали её.

Характерна запись в дневнике Пушкина от 26 мая 1821 года, сделанная вскоре после вступления в ложу.

"Поутру был у меня Алексеев. Обедал у Инзова. После обеда приехали ко мне Пущин, Алексеев и Пестель…"           

То есть не он 22-летний юнец гоняется за благосклонностью овеянных славой друзей, а они, боевые офицеры, прошедшие наполеоновскую войну приходят к нему в гости. Наместник царя, генерал Инзов, зовёт ссыльного коллежского асессора на обед.

 

В замечательной статье Мережковского о Пушкине даётся ключ к понимаю этого интеллектуального чуда:

"Однажды, встретив у Смирновой Гоголя, который с жадностью слушал разговор Пушкина и от времени до времени заносил слышанное в карманную книжку, Жуковский сказал: "Ты записываешь, что говорит Пушкин. И прекрасно делаешь. Попроси Александру Осиповну показать тебе ее заметки, потому что каждое слово Пушкина драгоценно. Когда ему было восемнадцать лет, он думал, как тридцатилетний человек: ум его созрел гораздо раньше, чем его характер. Это часто поражало нас с Вяземским, когда он был еще в лицее".

 

Неразрывную духовную связь Пушкина с идеями русского масонства того времени показывает стихотворение, написанное вскоре после окончания лицея и известное всем нам со школы. Привожу лишь последний отрывок.

 

Чаадаеву

"…

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

 

Но это ранний Пушкин, 19-летний. А что же потом? В уже цитированной выше книге Башилова "Пушкин и масоны" автор утверждает: "К моменту подавления масонского заговора декабристов национальное миросозерцание в лице Пушкина побеждает духовно масонство. Пушкин к этому времени отвергает весь цикл политических идей, взлелеянных масонством, и порывает с самим масонством".

А вот стихотворение, написанное в начале 1827 года и переданное Пушкиным осуждённым декабристам, отправлявшимся в Сибирь на каторгу, через друзей. Оно тоже очень известно. Оно, думается, и ставит точку в дискуссии о духовной близости поэта с декабристским движением, ставшим частью идеологии российского масонства в первой четверти 19 века:

Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.

Несчастью верная сестра,
Надежда в мрачном подземелье
Разбудит бодрость и веселье,
Придет желанная пора:

Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.

Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут — и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.

 

Последняя строка говорят посвящённому больше, чем все девять томов Башилова.

 

И все же, закончить эту короткую работу мне хотелось бы замечанием о том, что Пушкин – явление, которое невозможно уместить ни в какую доктрину, как бы широка и универсальна она ни была. Воспитанный духом и философией масонства начала 19-го века, живущий этими идеалами, но не принятый по "букве" масонского ордена, Пушкин, как загадочно улыбающийся сфинкс, остаётся над всеми и сам по себе, и масонский орден России может лишь гордиться его мимолётным к себе прикосновением.

Бог говорит устами великих поэтов, а лучшее, что говорит бог – это о любви:

Я вас люблю, — хоть я бешусь,
Хоть это труд и стыд напрасный,
И в этой глупости несчастной
У ваших ног я признаюсь!
Мне не к лицу и не по летам…
Пора, пора мне быть умней!
Но узнаю по всем приметам
Болезнь любви в душе моей:
Без вас мне скучно, — я зеваю;
При вас мне грустно, — я терплю;
И, мочи нет, сказать желаю,
Мой ангел, как я вас люблю!
Когда я слышу из гостиной
Ваш легкий шаг, иль платья шум,
Иль голос девственный, невинный,
Я вдруг теряю весь свой ум.
Вы улыбнетесь, — мне отрада;
Вы отвернетесь, — мне тоска;
За день мучения — награда
Мне ваша бледная рука.
Когда за пяльцами прилежно
Сидите вы, склонясь небрежно,
Глаза и кудри опустя, —
Я в умиленьи, молча, нежно
Любуюсь вами, как дитя!..
Сказать ли вам мое несчастье,
Мою ревнивую печаль,
Когда гулять, порой в ненастье.
Вы собираетеся в даль?
И ваши слезы в одиночку,
И речи в уголку вдвоем,
И путешествия в Опочку,
И фортепьяно вечерком?..
Алина! сжальтесь надо мною.
Не смею требовать любви.
Быть может, за грехи мои,
Мой ангел, я любви не стою!
Но притворитесь! Этот взгляд
Всё может выразить так чудно!
Ах, обмануть меня не трудно!..
Я сам обманываться рад!


 Борис Башилов (Б.П. Юркевич) – (1908-1970) русский писатель, эмигрант и активный участник бело- эмигрантского движения. Живя в Аргентине с конца 40-х годов,  написал девятитомное сочинение "История Русского масонства". Книга "Пушкин и масонство" входит в седьмой том. (Я благодарен брату А.П. за то, что он познакомил меня с этим изданием). http://www.magister.msk.ru/library/history/mason/bashil14.htm

 Зельцер, Е. (2001) Был ли Пушкин масоном? Независимыйальманах"Лебедь" № 216 http://www.lebed.com

 ПушкинА.С. Письма. Полное собрание сочинений в десяти томах. Том 10. М.: Академия Наук, 1958,- с. 198-199

 Пушкин А.С. Автобиографическая и историческая проза. Полное собрание сочинений в десяти томах. Том 8. М.: Академия Наук, 1958  — с.18

 Пушкин А.С. Стихотворения 1820-1826 гг. Полное собрание сочинений в десяти томах. Том 2. М.: Академия Наук, 1956,- с. 57

  Там же, Примечания, — с. 404

  Там же, — с. 51

  Зельцер, Е. (2001) Был ли Пушкин масоном?…

  www.masonic.narod.ru

Башилов, Б."История Русского масонства". Книга "Пушкин и масонство". Т. VII, гл. III. Электронный вариант: http://www.magister.msk.ru/library/history/mason/bashil14.htm

Ариадна Владимировна Тыркова-Вильямс (1869-1962), русская эмигрантка, биограф Пушкина. Первый том биографии был издан в 1929 г. в Париже. Второй —  только в 1948 году там же: Тыркова-Вильямс, А.В. Жизнь Пушкина, в 2 т. М.: Молодая гвардия, 2007. — 972 с.

Соколовская Т.О. Масонские системы. В кн. Масонство в его прошлом и настоящем, 1915, т. 2, — с. 52-79 Репринт. М.: СП "ИКПА", 1991.

Вспомним, что в США на 2008 год только 41 из 51 Великих Лож разных штатов признают Афро-Американские ложи Prince – Holl. Великая Ложа Англии не признавала их вплоть до 60-х годов 20 века.

Пушкин А.С. Автобиографическая и историческая проза. Полное собрание сочинений в десяти томах. Том 8. М.: Академия Наук, 1958  — с.18

Дмитрий Сергеевич Мережковский (1865 – 1941) – русский писатель и философ. Статья "Пушкин" была написана в 1909 году. Я благодарен брату И.Л. за указание на эту статью.

Башилов, Б. (Б.П. Юркевич) "История Русского масонства". Т. VII "Пушкин и масонство". Электронный вариант: http://www.magister.msk.ru/library/history/mason/bashil14.htm

Сравнениенемоё- Пастернака

Новости

16 марта 6024 заседание Великой Ложи «Северная Звезда» Великого Востока Народов России.
13.03.2024
Заседание Великой Ложи «Пифагор» В.В.Н.Р. 17 февраля 6024 года, в 12-00
15.02.2024
23 декабря 6023 года заседание Великой Ложи «Большая Медведица» В.В.Н.Р.
19.12.2023
11 ноября 6023 г. — заседание Великой Ложи «Северная Звезда» Великого Востока Народов России.
08.11.2023
Взаимное признание Gran Logia Simbólica Española (Великая Символическая Ложа Испании)
26.05.2023
Взаимное признание Grand Universal Lodge of Bulgaria
26.05.2023
Взаимное признание Gran Logia del Norte de Colombia (Великая Ложа Северной Колумбии)
26.05.2023
Взаимное признание Grand Orient de Canaan (Великий Восток Ханаана, Ливан)
26.05.2023
17-21 мая 2023 Стамбул. 61-ая Международная Ассамблея либеральных масонских послушаний CLIPSAS
26.05.2023
27 мая 6023 года заседание Великой Ложи «Северная Звезда»
24.05.2023