Масонский смысл молчания Ученика вольного каменщика - Великий Восток Народов России

Масонский смысл молчания Ученика вольного каменщика

 

Ложа «Моцарт» N 85                      Тель-Авив                

 

А. Галич (из стихотворения "Старательский вальсок")


…Промолчи – попадешь в богачи! 
Промолчи, промолчи, промолчи! 
  
  
И не веря ни сердцу, ни разуму, 
Для надёжности спрятав глаза, 
Сколько раз мы молчали по-разному, 
Но не "против", конечно, а "за"! 
Где теперь крикуны и печальники? 
Отшумели и сгинули смолоду… 
А молчальники вышли в начальники, 
Потому что молчание – золото. 
  
  
Промолчи – попадешь в первачи! 
Промолчи, промолчи, промолчи! 
  
  
И теперь, когда стали мы первыми, 
Нас заела речей маета, 
Но под всеми словесными перлами 
Проступает пятном немота. 
Пусть другие кричат от отчаянья, 
От обиды, от боли, от голода! 
Мы – то знаем – доходней молчание, 
Потому что молчание – золото! 
  
  
Вот как просто попасть в богачи, 
Вот как просто попасть в первачи, 
Вот как просто попасть в палачи: 
Промолчи, промолчи, промолчи!

Прежде, чем говорить о масонском значении молчания, необходимо, на мой взгляд, разобраться с самим феноменом молчания, как средства человеческого общения. Молчание полно информации: содержательной и знаковой. С точки зрения содержания молчания, оно может передавать информацию несказанной, заставляющей работать мышление и воображение в экстремальном режиме. Молчание может передавать оценку происходящих событий, стимулировать их или тормозить. Знаковое же значение молчания гораздо разнообразнее и во многом зависит от культурного и даже религиозного контекста человеческой жизни. Стихотворение Александра Галича, ставшее каиновой печатью Советского режима, несёт в себе именно такое знаковое содержание. Молчание, как знак абсолютного подчинения. Здесь же мы видим и третье значение молчания – инструментальное. Молчание – также средство достижения желаемых целей. "Промолчи – попадёшь в богачи", первачи.

В "Энциклопедии афоризмов" Борохова, вышедшей в Москве в 1999 году, цитируется 64 афоризма, посвященных молчанию. Вот их краткий анализ, который кажется мне не лишённым интереса. 35 (более половины!) изречений относятся к молчанию, как свидетельству мудрости, добродетели, осторожности и искусности в общении. Здесь можно привести изречения из библии, а также среди многих других  Пифагора, Плутарха, Сенеку, Монтескье и Ларошфуко. В шести изречениях (Ф. Бэкона, Лабрюера, Ницше, де Голя, Нагибина и Губермана) считают молчание лже-добродетелью. Здесь уместна цитата из Бэкона: "Молчание – добродетель дураков".

 Пять мыслителей относятся к молчанию, как к форме резкой критики, и четверо, как к средству сокрытия глупости. Среди нескольких редко встречающихся характеристик можно отметить и высказывание римского мыслителя права второго века нашей эры Секста Помпония о молчании, как о средстве обучения: "Если не умеешь говорить, научись слушать". Мы ещё вернёмся к этой цитате.

 Пока же я хотел бы проанализировать несколько философских работ, посвящённых молчанию и вышедших в свет в течение последних 100 лет.

Начать бы хотелось с цитаты известного в 20-м веке философа Людвига Вингенштейна: «О чем невозможно говорить, о том следует молчать» — таков последний афоризм его знаменитого «Логико-философского трактата», который вышел в свет в 1921 году и который редко кем из современников был понят до конца. Современные  филологи Михаил Эпштейн и Жаннета Вардзинашвили трактуют это изречение через мысль неопифагорейца Аполлония Тианского: «…молчание тоже есть логос», т.е. слово.  Ими проводится идея «двух языков» – языка звучащего и «язык молчания».

Известный в последние 20 лет и недавно умерший российский философ Бибихин идёт в своём анализе молчания дальше его понимания, как второго языка. По его мнению, подтверждение которому он находит не только у Вингенштейна, но и у Хайдеггера, молчание есть подход вплотную к границе того состояния души или мысли, которое слово в принципе в состоянии выразить. В общем, это и есть одна из главных мыслей современной философии познания об ограниченности познания средствами человеческой речи. Квинтэссенция этой мысли выражена в известной всем формулировке: "Мысль высказанная есть ложь".  

Более, чем через 25 лет после Вингенштейна немецкий теолог Макс Пикард в своей работе "Мир молчания" подошёл к анализу этого феномена с религиозной точки зрения. Природа по мнению Пикарда живет и умирает в молчании (здесь имеется в виду не отсутствие звуков, а отсутствие речи). Молчание было свойственно человеку от природы, пока бог ни одарил его способностью говорить, дав толчок развитию сознания. Этим даром божьим современный человек злоупотребляет. Вот почему молчание есть благо совершенствования сознания в наиболее естественной человеку природной форме.

Одна из фундаментальных работ, стоящих несколько в стороне от философии познания и посвящённых молчанию с точки зрения философии культуры и религии, принадлежит американке Алисе Грин. Изданная в 1940 году под названием "Философия молчания", эта книга представляет собой подробный анализ религиозных обетов молчания, привнесенных в современные религии различными древними мистическими учениями. С точки зрения большинства мистических учений молчание, есть путь к сосредоточению на внутреннем мире. Доведенное до абсолюта, оно путь к откровению, к открытию сверх логических истин, к приближению к истине через транс, когда душа на время покидает тело и входит в контакт с высшими силами.

Конечно, в данном коротком сообщении невозможно провести уж очень глубокий анализ феномена молчания. Это тема для диссертации, как минимум. Это только прикосновение к самым известным воззрениям. Но и на их основе можно остановиться и подвести итоги, которые, я надеюсь, помогут нам более осмысленно понять масонскую традицию, требующую молчания от Ученика- вольного каменщика.  

  1. Молчание есть способ познания мира: с помощью мышления и внутренней речи или с помощью сознательной остановки рассуждения на грани того, что можно почувствовать, но невозможно выразить.
  2. Чувственная сторона молчания приводит нас к её мистическому пониманию: молчание – сосредоточение – прорыв к истине через откровение, спущенное высшей силой. Традиция молчания в масонстве восходит и от его мистической составляющей (о которой так много пишет Ден Браун и "говорили большевики" и фашисты)
  3. Молчание есть форма поведения в обществе, а значит, моральная категория. Как форма поведения оно может быть возведено в добродетель или низвергнуто в область лицемерия, унизительной критики или рабской покорности. В этом аспекте оценка молчания зависит от принятых  в сообществе норм. Среди вольных каменщиков молчание вообще ценится высоко, ибо основы масонства закладывались в тот исторический период, когда и влияли на него мысли из Библии, Пифагора, Плутарха, Сенеки, Монтескье и Ларошфуко.
  4. Молчание есть выражение человеком своего "я" по отношению к отношениям иерархии избранного сообщества. В этом смысле оно несёт в себе знаковую (или семиотическую) нагрузку. В иерархических структурах молчание есть отличительная черта самого нижнего ранга и, в то же время, самого высшего ранга. Говорят средние и "средне-высокие". С этой точки зрения самый высокий ранг в ложе занимает не Мастер, Бывший Мастер. Он произносит всего одну фразу, характеризующую величие должности Мастера.

И здесь, в завершение, можно вновь вернуться к изречению Секста Помпония о молчании, как о средстве обучения: "Если не умеешь говорить, научись слушать". Масонская доктрина построена на выражении высших и неизменных моральных законов и норм человечества с помощью аллегорий и символов. С этой точки зрения Ученик – это масон, не владеющий языком этих аллегорий и символов. Я понимаю "слушай", как "учись". Твой жизненный опыт продвинул тебя в течение десятилетий очень далеко. Но это только кажется, что на него можно с уверенность опереться и использовать в деле вольных каменщиков. На самом деле масонская работа только в самом начале и состоит она в том, чтобы молча, то есть слушая, то есть учась, расшифровать для себя эти символы и аллегории и потом уже следовать, заложенным в них истинам.


 Борохов, Э. (1999) "Энциклопедия афоризмов". М.: Изд. АСТ, с. 276-278 

 Людвиг Вингенштейн (1889-1951) – австрийский философ, логик и математик, представитель аналитической философии. В "Логико-философском трактате" (1921) под влиянием Рассела выдвинул концепцию логического анализа языка.

  Эпштейн, М. Слово и молчание в русской культуре. Философские комментарии. Звезда, 2005, 10

 Вардзинашвили, Ж. Тбилисский государственный университет экономических отношений. Персональный сайт. http://vjanetta.narod.ru/page_6.htm

  (1) Бибихин, В.В. Язык философии. М.: Языки славянской культуры, 2002,- 416 с. (2) Бибихин, В.В. Витгенштейн: Смена аспекта. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2005,- 556 с.

 Picard, Max. (1948) The World of Silence. Chicago: Regnery, 1989. (U.S. ed., English translation)

  Greene, Alice Borchard. The Philosophy of Silence.New York: Richard R. Smith, 1940.