Единство этического и эстетического в масонстве - Великий Восток Народов России

Единство этического и эстетического в масонстве

 

Ложа «Моцарт» N 85                      Тель-Авив                             

 

"Удивительна связь между этикой и эстетикой. Одно без другого теряет свою природу и жизненность. Номинально можно назвать эстетическое чувство формой, а этическое — содержанием человека. Мало того, что вместе они наполняют друг друга смыслом, этот симбиоз становится основой личности. Этическое и эстетическое являются частями одной оценочной системы, системы координат, где они становятся абсциссой и ординатой. Где-то на пересечении этического и эстетического формируется тот камертон, который выполняет функцию начала отсчета. Эстетическое чувство, как и этическое, вне подобной связи лишается всякого смысла, перестает быть мерой". (подправленная цитата из неведомого интернет-философа).

Связь между этикой и эстетикой можно трактовать однозначно, как это делалось в древности или неоднозначно, как это делается в эстетическом сознании современности.

Однозначная связь:

— Эстетика фашизма в фильме "17 мгновений весны" (цитата из статьи израильсокй журналистки Майи Каганской: "Любуясь красотой нацистских мундиров и принимая эстетитку фашизма вообще, человек вольно или невольно признаёт его этические ценности").

Неоднозначная связь:

— Внешний образ "плохого" и "хорошего" в литературе, театре и кинематографе (Пример- уродство, соседствующее с благородной душой – "Сирано де Бержерак").

 

Философские истоки однозначной трактовки связи между этикой и эстетикой:

1.      Пифагорийская школа

В этой части я основываюсь на источниках из Интернета, а так же на главе "Жизнь и философия Пифагора" из масонской и эзотерической энциклопедии Мэнли Хола. 

Пифагорейцы считали, что необходимым условием для достижения мировой гармонии являлось единство этического и эстетического начал в душе человека, выражаемого в гармонии души и тела. Но главный символ этого единства — выражение всего сущего через число.

Достаточность и необходимость числа для выражения всего сущего определила в пифагорийстве принцип умеренности, скромности и спокойного переживания прекрасного. Всё подчинено великому музыкальному ритму вселенной. У всего на свете своё место, всему установлен идеальный порядок, который нужно понять и выразить через число. Наивысшим выражением чисельных зависимостей пространства является симметрия геометрических форм. В пифагорийской школе выделяли пять симметричных геометрических тел: тетраэдр – пирмида составленная из четырёх равносторонних треугольников; кубоктаэдр– восьмигранник из равносторонних треугольников; икосаэдр – двацатигранник их правильных треугольников, образующих четыре правильтых пятиганника и додекаэдр – фигура из двенадцати правильных пятиугольников. В совершенстве своём (если увеличивать количество граней до бесконечности) всё приходило к шару – идеальной форме бытия. Треугольник, однако, составлял основу всех построений ибо из трёх частей по Пифагору состоит всё сущее.

Вслушиваясь в музыку вселенной, починяясь её гармонии, а значит сообразуясь с эстетикой внешнего мира, человек формирует, воспитывает, отшлифовыет до идеала свои мысли и поведение. Этот принцип молчаливой вдумчивости виден в основах построения пифагорийского  братства. Пифагорейский  аскетизм  для  новичка  сводился,  прежде  всего,  к  обету  молчания.  “Первое  упражнение  мудреца, —  свидетельствует  Апулей, — состояло  у  Пифагора  в  том,  чтобы  до  конца  смирить  свой  язык  и  слова,  те  самые  слова,  что  поэты  называют  летучими,  заключить,  ощипав  перья,  за  белой  стеною  зубов.  Иначе  говоря,  вот  к  чему  сводились  начатки  мудрости:  научиться  размышлять,  разучиться  болтать”.

Масонство считает школу важнейшим Пифагора промежуточным этапом в передаче вековой эстафеты мудрости и морали от египетских, вавилонских и зораострических мистерий до строителей Соломонова храма, тамплиеров, розенкрейцеров и алхимиков и ранних масонских лож Шотландии и Англии. Вот почему так важно знать и соблюдать её главные принципы.

2.      Конфуцианство

В этой части я основываюсь на выдержках из книги американского философа Робета Эно "Конфуцианское сотворение небесного":

<v:formulas></v:formulas>

Интересно, что Конфуций — 551-479 до.н.э.- был современником Пифагора – 580 – 500 до н.э. (по другим источникам: 572 – 490). Одним из практически ориентированных направлений конфуцианства, относящееся к эпохе северной династии Zhou(1045- 221 до н.э.) был так называемый европейскими философами "Руизм". Слова "Ру тао", означающие "Путь Конфуция" отождествлялись не только с образом мышления и жизни Конфуция, но также и с группой людей, относящихся к высшим сословиям китайского общества того времени. Люди, живущие по правилам Ру, были элитой, интеллигенцией, "комильфо". Одним из путей руизма было проповедовало этики человеческих отношений посредством ритуала, музыки и специальной гимнастики. Этические нормы не объяснялись, а выражались посредством ритуального поведения, сообразованного с музыкальным ритмом и особым образом построенных искуссных и искусственных движений.

Завершая этот краткий обзор, посвящённый едиству этического и эстетического, представляется важным отметить одно общее положение: Эстетика ритуала не объяснет его этику, а лишь делает её более привлекательной и удобной для восприятия и запоминания. Запомнив символ, мы запоминаем поведенческую норму, ассоциированную с этим символом.

Масонство – древний орден, основанный на ритуале. Именно ритуал, где этическое и эстетическое не может быть разделено в принципе, обязывает внимательно изучить и понять корни этого единства. В практическом же плане единство этического и эстетического должно выражаться, как минимум в следующем:

1)      Все братья едины, сходятся на работу для общих целей, должны отличать себя от профанов по внешнему виду и отличать друг-друга согласно иерархии. Поэтому форма масонской одежды и регалии, которые они обязаны носить, должны быть безукоризнены и точно соответствовать предписаниям.

2)      В каждом движении и жесте масона в храме во время работы символически заложено глубокое этическое содержание. Не может быть небрежности и необязательности в поведении масона во время работы. 

Новости

16 марта 6024 заседание Великой Ложи «Северная Звезда» Великого Востока Народов России.
13.03.2024
Заседание Великой Ложи «Пифагор» В.В.Н.Р. 17 февраля 6024 года, в 12-00
15.02.2024
23 декабря 6023 года заседание Великой Ложи «Большая Медведица» В.В.Н.Р.
19.12.2023
11 ноября 6023 г. — заседание Великой Ложи «Северная Звезда» Великого Востока Народов России.
08.11.2023
Взаимное признание Gran Logia Simbólica Española (Великая Символическая Ложа Испании)
26.05.2023
Взаимное признание Grand Universal Lodge of Bulgaria
26.05.2023
Взаимное признание Gran Logia del Norte de Colombia (Великая Ложа Северной Колумбии)
26.05.2023
Взаимное признание Grand Orient de Canaan (Великий Восток Ханаана, Ливан)
26.05.2023
17-21 мая 2023 Стамбул. 61-ая Международная Ассамблея либеральных масонских послушаний CLIPSAS
26.05.2023
27 мая 6023 года заседание Великой Ложи «Северная Звезда»
24.05.2023