Десять наставлений брату, готовящему лекцию (зодческую работу) - Великий Восток Народов России

Десять наставлений брату, готовящему лекцию (зодческую работу)

 

Ложа «Моцарт» N 85                      Тель-Авив                 

 

1. Лекция или зодческая работа – это сообщение, обобщающее  знания других людей по избранной теме, которое может сопровождаться собственным мнением автора.

Отличие лекции от зодческой работы не только в длительности доклада, но и в объёме и значимости изученного материала и мере высказывания собственного мнения. Именно поэтому до присвоения третьего градуса вольный каменщик, как правило, выступает в ложе только с зодческими работами, а не с лекциями. В свою очередь, зодческая работа – это реферат, т.е. обобщение нескольких надёжных источников, сделанное своими словами и окрашенное личным отношением. В любой работе собственное мнение автора должно быть отделено от информации из источников.

2. Лекция в ходе работы ложи может быть посвящена только теме, расширяющей знания в масонской науке.

Для того, чтобы сказать что-то другим братьям, нужно понять для себя точно в какой области масонской науки лекция будет строиться и какой вид работы для этого нужно провести. Можно выделить три основных направления масонского знания: 1) Символика и ритуалы вольных каменщиков в обязательной связи с моральными нормами, скрытыми этой символикой; 2) Научная история масонства и биографии великих вольных каменщиков; 3) Историческая традиция масонства и её эзотерические корни. Например: тема табеля первого градуса относится к первому направлению; история Йоркского устава – ко второму, а гипотетическая связь тамплиеров с современным масонством – к третьему.

                 

3. Лекция должна опираться на надёжную информацию.

Надёжной информация может считаться, если она получена и сверена сразу по нескольким источникам: книгам, статьям в масонских журналах или неопубликованным работам пользующихся признанным авторитетом других братьев с их разрешения. С источниками из интернета нужно соблюдать осторожность. Надёжными могут считаться материалы, помещённые в сайты национальных лож или электронные энциклопедии вольных каменщиков. Свободные интернет – форумы, где каждый может вольно высказывать свои мысли, любопытны, но, как правило, не являются источником надёжной информации. Ссылки на источники получения информации в тексте написанном и произнесенном, – обязательны. Очень важно и очень трудно найти главные источники по теме: книги тех, на кого ссылаются все. Поэтому начинать, как правило, нужно с энциклопедий.

 

 

4. Лекция должна быть интересна и понятна большинству слушателей.

Для того, чтобы хоть несколько конкретизировать это положение, представьте, что это, примерно, восемь человек из 10. Всегда будет один, который вас не поймёт и один, кто знает предмет глубже и точнее вас. Ориентируясь на первого, вы обрекаете остальных на зевоту и скуку. Ориентируясь на признание второго, вы теряете большинство, которое вас не поймёт, и будет этим раздражено.

5. Интересная лекция опирается на законы драматургии

Есть, однако, смысловые отличия. Если в драме действие развивается по схеме: "Экспозиция – нарастание действия – конфликт – кульминация", в лекции этим частям соответствуют: 1. Экспозиция: Характеристика избранной темы в ряду других тем и её общий интерес для масонской науки; 2. Нарастание действия: Кто и что об этом писал или говорил; 3. Конфликт: Какой частный вопрос темы составляет главную загадку или интерес с точки зрения автора; 4. Кульминация: Какое решение, гипотезу или интерпретацию этого вопроса автор предлагает.

 

6. Сильная лекция всегда обнажает  только часть знаний автора по избранной теме

Если знания лектора по обсуждаемому вопросу основательны, это даёт ему возможность выделить только самые главные аспекты раскрываемой темы. За каждым из них скрывается множество подробностей, которые нужно иметь мужество исключить из лекции, чтобы её не перетяжелить. Вообще в ходе лекции рекомендуется касаться не более, чем трёх аспектов, изучаемой темы, а в реферате освещать один, отдельно взятый вопрос. Это только кажется, что несказанное пропадает. Прочный запас невысказанных знаний автора помогает ему глубоко и интересно отвечать на вопросы и возражения в ходе дискуссии после лекции.  

7. Лекция в ложе относится к категории коротких лекций.

Короткая лекция всегда недоговаривает. Она пробуждает любопытство слушателя и желание самому изучить вопрос глубже. Для того, чтобы не нарушать ход работы в ложе и оставить 15 минут на вопросы и дискуссию, она никогда не должна превышать 30 минут, а зодческая работа – 10 минут. Соизмерение времени чтения лекции с листа и количества страниц таково: одна страница текста, напечатанная через два интервала в размере шрифта 12 (это примерно 250 слов) равна 2,5 минутам неспешного чтения. Учитывая замедление темпа чтения по мере усталости, можно рекомендовать, как оптимальный, размер лекции: до 2700 слов, а зодческой работы – до 900 слов. В ложе "Моцарт" практикуется синхронный перевод лекций. В случае, если лекция сопровождается таким переводом, её необходимо сократить ещё на треть.

8. Если лекция сопровождается показом слайдов с помощью компьютерных устройств, её не рекомендуется читать с листа

Здесь мера, ограничивающая время доклада, – не количество страниц, а количество слайдов, вокруг которых ведётся рассказ. 30-минутная лекция не может быть рассчитана больше, чем на 15 слайдов. Оптимальным количеством можно считать 10 слайдов (в среднем по три минуты доклада на каждый). Самое трудное здесь – отбор картинок и введение компактного текста. Есть устная традиция-рекомендация лекторам: на одном слайде – не больше 6 строк; в каждой строке – не больше шести слов.

9. Лекция читается для слушателей, помни о них

Здесь уместны следующие замечания:

– Подготовься хорошо к докладу, отрепетируй его несколько раз, чтобы чувствовать себя свободно и быть уверенным, что ты не превышаешь регламент. Превышение регламента сообщения – это нарушение масонской этики.

– Даже, если читаешь, поднимай взгляд от листа трижды по мере чтения страницы: прямо перед собой, налево и направо;

– Не спеши и выговаривай слова ясно и достаточно громко

– Если применяешь в лекции редкие термины, позаботься их объяснить или не применяй совсем.

– Если говоришь свободно без листа, держи в руке указку, фломастер или карандаш. Это очень помогает естественной жестикуляции.

 

10.  Если лектор не волнуется перед выступлением, его лекция никогда не будет хороша