Был ли Пётр Первый масоном? - Великий Восток Народов России

Был ли Пётр Первый масоном?

 

Ложа «Моцарт» N 85          Тель-Авив          29. 06. 2011 

Заданный в названии вопрос – отнюдь не праздный. От ответа на него зависит начало отсчёта российской истории масонства. Но не только это. Положительный ответ на данный вопрос добавляет ещё один аргумент в пользу гипотезы о глубоких европейских корнях масонства ещё до его легализации в Англии в 1717 году. Напомним, что Пётр правил Россией с 1682 по 1725 год. 
Масонская принадлежность Петра Первого определяется, в основном, как легенда, существовавшая среди российских масонов с 18 века. Существует целая плеяда авторов, одинаково описывающих эту легенду и аккуратно ссылающихся на своих предшественников. Так, в книге(1) , изданной в 1916 году под редакцией известного исследователя масонства Г. Вернадского, объединены вместе, как единый труд, статьи Александра Николаевича Пыпина, посвящённые истории ордена и напечатанные с 1868 по 1872 годы. По словам автора (А.Н. Пыпин, 1916, с. 88), нет никаких документальных свидетельств о принадлежности Петра к Ордену, но существует две устные версии. По первой версии во время своего первого путешествия за границу в составе русского посольства, как простой офицер, в 1697-98 годах Пётр, будучи в Англии, был посвящён самим Кристофером Реном, архитектором Лондона и автором собора св. Павла. Согласно Пыпину, (а он, в свою очередь ссылается на более ранние источники) масонская ложа, мастером которой был Лефорт, была организована в Москве ещё в девяностые годы. Генерал-аншеф и приближённый Петра, шотландский дворянин Патрик (или Пётр) Гордон был первым, а сам Пётр якобы вторым смотрителем. По второй версии инициация Петра произошла только лишь в 1717 году во время его второй поездки за границу. После приезда он приказал открыть ложу в Кронштадте. В скобках надо сказать, что Александр Пыпин, в отличие от последующих историков, относился к масонству, как культурному казусу. На это справедливо указывал в своей резко критической статье Николай Бердяев(2), считающийся сегодня самым крупным российским философом 20 века. 
В статье Александра Семеки "Русское масонство в XVIII веке"(3) , которая издана в 1914 году в сборнике " Масонство в его прошлом и настоящем" , указывается почти дословно первая версия со ссылкой на статью Пыпина 1868 года. (В скобках необходимо отметить, что современные интернет- источники переписывают эту информацию также почти дословно, правда, не утруждая себя какими-либо ссылками).
Согласно обоим источникам, российские масоны, отдавая должное Петру, как основателю Ордена в Отечестве, на работах в ложах исполняли гимн: "Песнь Петру Великому", — сочинённый Державиным в 1778 году и опубликованный без подписи в "Санкт-Петербургском вестнике". Необходимо, однако, отметить, что в тексте песни, кроме славословия царю, нельзя найти ни одного намёка на его масонскую принадлежность Петра. Достаточно процитировать лишь последний куплет и припев:
О россы, славой лучезарны!
О род героев и собор!
Петру вы будьте благодарны,
Да ввек Петру гремит наш хор!

    Неси на небо гласы, ветр:
    Бессмертен ты, Великий Петр! (4)
Так, или иначе, но и Пыпин, и Семека и за ними другие датируют рождение масонства в России только лишь 1731 годом.
И все же, изложенные версии любопытны и достойны внимания исследователя. Прежде всего, необходимо обратиться к наиболее близким к эпохе источникам. Так, Александр Сергеевич Пушкин в своей "Истории Петра" исследовал историю великого царя и, главное, его первое путешествие в Европу подробно, чуть ли не по дням. В тексте – обилие ссылок и прямых цитат из работ историков 18 века. Материалы эти Пушкин собирал с 1832 года до самой смерти в 1837. В части, посвящённой путешествию Петра в 1697-98 годах, имеются подробные данные о встречах Петра с державными особами Европейских государств. Они перемежаются в изложении А.С. с рассказами о его учебе и работе в качестве плотника на верфях и прочее. Вполне в духе сотканного временем и великодержавным шовинизмом образом царя – реформатора. Но никаких намёков масонского содержания. Ну, разве что, — упоминание о графе Шереметьеве, который поехал в Италию и на Мальту вместо Петра, и был посвящён в Мальтийские рыцари, не смотря на его православие и наличие семьи.
Карамзин, Соловьев… — ничего, что заслуживало бы внимания с масонской точки зрения. Казалось бы, можно на этом и ограничиться. Но в поле моего зрения попала статья историка Роберта Коллиса (5) "Вольное каменщичество и оккультизм при дворе Петра Великого", вышедшая в 2006 году в голландском академическом журнале по истории эзотерики и оккультизма "Ариес" или Козерог. В статье обсуждается возможная принадлежность Петра к Ордену, которая основана на двух описанных нами выше устных традициях, но больше всего на анализе сохранившихся в Эрмитаже артефактов и на анализе личностей в ближайшем окружении царя. 
В ходе подготовки предыдущей работы о масонских символах в изобразительном искусстве, мне посчастливилось открыть для себя произведения художников, как первоисточник исторической информации. В частности, когда речь идёт о символах и знаках, размещённых в изображённом сюжете. Это и заставило углубиться в поиск с головой.
В статье Коллиса, в частности, речь идёт о трёхгранной личной печати Петра, которой он достоверно пользовался с 1714 года, и которая была изготовлена скульптором Ф.-Х. Беккером в1711 или 1712 годах. Коллис даёт фотографию оттиска печати и ссылку на книгу Сапунова и Ухановой "Культура и искусство России XVIII века". Поиск привёл к тому, что данная книга – не целостное произведение, а представляет собой сборник статей. Статья, посвященная рассматриваемому вопросу, написана неким В.Ю. Матвеевым . Поскольку электронного варианта текста найти не удалось, я привожу собранные из разных источников иллюстрации (Рис. 1, 2) и описание печати, данное Матвеевым(6) в другой статье, датированной 2004 годом: 
"Вероятно, в 1711-1712 гг. для Петра I была исполнена еще одна трехсторонняя печать, которая по свидетельству лица, видевшего ее, была подвешена к карманным часам царя. На одной стороне печати был представлен государственный герб под тремя коронами; грудной щиток с изображением ездока, знак ордена Андрея Первозванного подвешен к щиту без цепи. На другой стороне: «всевидящее око», под ним рука, выходящая из облаков и держащая корону, по краю надпись: «Dat et Aufert» (Даю и награждаю»). Символ этот носит несомненный благопожелательный характер. Наибольший интерес представляет третья сторона этой печати. На ней изображен сам Петр I с резцом и киянкой в руках, с короной на голове и мантией на плечах. Петр I высекает из камня статую России, представленную в виде женщины со скипетром и державой в руках, короной на голове, в мантии на плечах. Справа (на оттиске) видна часть триумфальной арки в виде двух колонн, слева — корабль в открытом море; в небе плывут облака и помещено изображение «всевидящего ока» с заключенным внутри именем Иеговы; над всей сценой надпись «Adiuvante» (7). 
Матвеев и другие российские исследователи, не владея, по-видимому, знаниями масонской символики, трактуют изображения на трёх гранях печати, как религиозные и национальные символы. Это относится и к треугольнику, излучающему свет с надписью "Иегова", и к колоннам, в которых видят только часть триумфальной арки, и в женской скульптуре, в которой видят символ "матушки России". Масонское толкование третьей грани печати находим у Коллиса(8) : 
"На печати царь изображён, с теслом и зубилом в руках и в короне на голове. … Справа близко видны две классические колонны; в небе облако и изображение "всевидящего ока" содержащего написанное на иврите имя божие יהווה, а над ним латинское изречение "Aliuvante". Это означает "С божьей помощью" и символизирует всевышнее санкционированную миссию царя "Царя-Масона" ваяющего свою страну для её великолепия".

http://i073.radikal.ru/1106/50/18df5dc9ac64.jpghttp://i077.radikal.ru/1106/bf/d1da6cf0d7a2.jpg

Рис. 1. Оттиск третьей стороны личной печати Петра Первого (Collis, 2006: 2) и её графическое воспроизводство (авторство не установлено).

Интересно отметить, что данная печать стала основой памятной медали, выпущенной в 1721 году(9) . Тогда Россия праздновала установление Нистадского мира после 21 одного года ведения Великой Северной войны против Балтийских стран. В треугольнике всевидящего ока вместо имени "Иегова" появились три цифры "7", масонское значение которых посвящённым не нужно объяснять. К колоннам добавилась арка, напоминающая последующие изображения Храма Соломонова в табеле второго градуса. Две колонны, море и корабль, бывшие фоном на печати 1711 года и сохранённые на медали – это мотивы, которые мы находим также в знаменитой гравюре, открывающей сочинение Френсиса Бэкона 1620 года " Novum organum scientiarum" (Новый инструмент для наук). Сочинение это, как и всю оккультную деятельность Бэкона, связывают с розенкрейцеровским просвещением, которое по широко принятому мнению было одним из важных источников масонства. Корабль, отправляющийся в открытое море, был символом прогресса.

http://s007.radikal.ru/i301/1106/1a/783867264154.png

Рис. 2. Оттиск второй стороны личной печати Петра Первого (10). На ней изображена рука, выходящая из облака и держащая корону, над ней "Всевидящее Око" и надпись на латыни: "Dat et Aufert" — "Даю и награждаю"
То, что эти явно масонские печати относятся к значительно более позднему периоду с 1714 до 1721 года, косвенно работает на вторую версию о том, что, если и стал Пётр масоном, то только после второй поездки по Европе. Но неожиданный факт, ломающий эту версию, находим у русского историка Брикнера(11) , опубликовавшего также в начале XX века в 1908 году иллюстрированную историю Петра Великого. Брикнер пишет: "Оригинальна печать, которою пользовался Пётр во время путешествия. Она изображала его собственный портрет, окружённый всякими инструментами: циркулем, молотком, пилою и т.д. Кругом надпись: "аз бо есьм в чину учимых, и учащих мя требую". (А.Г.Брикнер, 1908, с. 166). На современном русском языке это означает: "Я нахожусь в статусе ученика и ищу себе учителей".

Как вы думаете, о каком же путешествии идёт речь? Да все о том же первом путешествии в Европу 1697-98 годов, во время которого Пётр, по первой версии якобы, был принят в Орден, и во время которого он уже в реальности путешествовал с печатью, содержащей масонские символы. На печати (Рис. 3) строительные инструменты присутствуют вперемешку со столярными инструментами так же, как в символической гравюре Дюрера "Меланхолия" конца 15 века, считающейся неоспоримо масонской.

Заключение
Трудно заключить однозначно, был ли Пётр масоном. Но, если и был, то, по всей вероятности, был принят в орден ещё до первого путешествия в Европу в конце 17-го века. В таком случае, ложа в Немецкой Слободе должна была уже существовать. Организовать её сразу после возвращения было бы нереально. По данным А.С. Пушкина посольство вернулось в августе1698 года в связи со вторым стрелецким бунтом. Все последующие месяцы Пётр был занят судами и казнями над стрельцами, а начало 1699 года провёл в Воронеже(12) . Он и его окружение были заняты осадой Азова в войне с Турками. В тот же период Лефорт долго болел и умер 1 марта 1699 года в Москве. (По словам Пушкина, Пётр заплакал и сказал: "Я потерял лучшего друга, и в то время, как он более был мне нужен"(13). ). В довершение, второе в "ложе" лицо Пётр Гордон, который по версии был первым смотрителем, умер в ноябре того же 1699 года. 
Рассматривая первую версию, необходимо опираться не только на приведенный анализ артефактов, но и, следуя методологии исторического исследования, на анализ социальной среды, в которой Пётр существовал. Всем известен факт его духовного взросления в Немецкой Слободе под влиянием Лефорта и других иностранцев. Лефорт был главой русского посольства, в составе которого Пётр почти инкогнито совершал своё первой путешествие в Европу. И Пушкин, и Брикнер неоднократно указывают, какое почтение Пётр оказывал Лефорту. На одной из ассамблей он ему прислуживал за столом. По приезде из-за границы в Москву в 1698 году он сначала проводил Лефорта домой, а лишь потом вернулся сам в Кремль. Я думаю, если принять первую версию частично, то вполне возможно, что ещё в начале 1690-х годов в Немецкой Слободе уже действовала масонская ложа, куда царь был принят в качестве ученика до поездки. Тогда становится понятным его странное желание выглядеть везде простым плотником, мореходом, учеником артиллерии, демонстрируемое всюду желание учиться и совершенствовать себя. Становятся понятными символика и девиз на первой печати 1697 года, где он объявляет себя учеником. Ко всему, даты смерти Лефорта и Гордона в (1699 год) указывают на то, что если и была ложа, то ещё до первого путешествия в Европу. 
Не исключено также, что обе версии верны. Ведь вторая относит начало масонской деятельности Петра к периоду, отстоящему на 15 лет от смерти Лефорта и Гордона. Возможно, второе путешествие и легализация английских лож, придали второе дыхание масонским настроениям царя. Новые люди окружали его.
В 1700-е годы по данным того же Коллиса (Collis, 2006) роль Лефорта и Гордона, как ближайшего духовного окружения Петра занимают четыре фигуры, безусловно связанные с масонством и оккультизмом. Речь идёт о Якове Брюсе, Феофане Прокоповиче, Роберте Эрскине и Семёне Нарышкине. Но о них должна быть написана отдельная работа. 

http://s59.radikal.ru/i166/1106/67/4dd682b3c1d9.jpg

Рис. 3. Печати Петра во время первого путешествия в Европу (А.Г.Брикнер, 1908, с. 201) 

Безусловно, моя короткая лекция содержит в конце сплошные вопросы и не претендует на статус законченного исследования. Она лишь приглашение братьям включиться в научный поиск.

Примечания:

1 Пыпин А.Н. Русское масонство. XVIII и первая четверть XIX века /под ред. Г. Вернадского. Петроград: Огни, 1916.
    
2 Бердяев Н. По поводу новой книги о масонстве. — Биржевые ведомости. — 16 сент. 1916. — №15813. Воспроизведено по изданию: Бердяев Н. Мутные лики. М.: Канон, 2004. С. 128-131

3 Семека А.В. Русское масонство в XVIII веке: В кн. Масонство в его прошлом и настоящем /под ред. С. Мильгунова. М.: Задруга, 1914, с. 124-174 

4 СочиненияДержавина. СПб., 1808. Ч. 1. с. 221-225. http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=5979

5 Collis, R. (2006) Freemasonry and the occult at the court of Peter the Great. Aries 6: 1-26

6 Матвеев, В. Ю. К истории возникновения и развития сюжета "Петр I, высекающий статую России". В кн. Культура и искусство России XVIII века : новые материалы и исслед. : сб. ст. / Гос. Эрмитаж, [Отд. истории рус. культуры ; науч. ред. Б. В. Сапунов, И. Н. Уханова]. — Л. : Искусство, Ленингр. отд-ние, 1981. С.26-43

7 Матвеев В.Ю. (2004) Эмблематика личных печатей Петра I, Геральдика сегодня http://sovet.geraldika.ru/print/6074

8 Collis, R. (2006: 1-2)/ Перевод с английского мой (Ф.Л.)

9 Collis, R. (2006: 4-5)

10 Козакевич, А. и др. Символы, святыни и награды Российской державы, часть 1, 2004. http://lib.rus.ec/b/119276

11 Брикнер А.Г. Иллюстрированная история Петра Великаго. СпБ.: Изд. П.П.Сойкина, 1908, том 1.

12 Пушкин А.С. История Петра. Подготовительные тексты, ПСС, М.: изд. Академии Наук СССР, 1958, том 9, с. 77

13 Там же.

 

 

Новости

16 марта 6024 заседание Великой Ложи «Северная Звезда» Великого Востока Народов России.
13.03.2024
Заседание Великой Ложи «Пифагор» В.В.Н.Р. 17 февраля 6024 года, в 12-00
15.02.2024
23 декабря 6023 года заседание Великой Ложи «Большая Медведица» В.В.Н.Р.
19.12.2023
11 ноября 6023 г. — заседание Великой Ложи «Северная Звезда» Великого Востока Народов России.
08.11.2023
Взаимное признание Gran Logia Simbólica Española (Великая Символическая Ложа Испании)
26.05.2023
Взаимное признание Grand Universal Lodge of Bulgaria
26.05.2023
Взаимное признание Gran Logia del Norte de Colombia (Великая Ложа Северной Колумбии)
26.05.2023
Взаимное признание Grand Orient de Canaan (Великий Восток Ханаана, Ливан)
26.05.2023
17-21 мая 2023 Стамбул. 61-ая Международная Ассамблея либеральных масонских послушаний CLIPSAS
26.05.2023
27 мая 6023 года заседание Великой Ложи «Северная Звезда»
24.05.2023