Кто мы? Откуда мы? Куда мы идём? - Великий Восток Народов России

Кто мы? Откуда мы? Куда мы идём?

 

Главная проблема масонства от самых истоков и по сей день — перманентный кризис идентичности, стремление дать ответы на вопросы: Кто мы? Откуда мы? Куда мы идем?

Одна из причин неопределенности — в причинах и поводах создания спекулятивного братства. Историческая канва: Англия и Франция 1620 — 1720 гг. Абсолютизм и тенденции к централизации власти, Иаков I и Людовик XIII, конфликт Карла I с парламентом, религиозные войны, Английская революция, эпоха протектората, реставрация, Славная революция, якобиты. Общая усталость от войн и конфликтов, потребность во внеконфессиональной и внепартийной структуре для объединения интеллектуальных кругов и интеллектуальной и эколномической элит.

Необходимость создания нового пространства с новыми правилами игры. Правила доминируют над целью и сутью, отсюда многовариантность подходов к оценке целей и сути, определений и видов-типов-родов.

Все определения носят негативный характер — от противного — и являются номинальными (что означает / может означать это слово?), а не реальными (что собой представляет это явление?), в основном, генетическими (описательными по сходству с подобными и образу действия).

 

Масонство — не религия:

 

— признаки религии (учение, путь спасения, догматика, космогония-космология, пантеон, клир, писание, ритуал);

 

— Альберт Пайк: «все градусы Д.: и П.: Ш.: У.: могут быть получены добрыми людьми любой национальности и любого вероисповедания; и любой градус, который не придерживается этого правила, который присваивается только людям той или иной веры, — не есть масонство (ибо оно носит вселенский характер), а есть нечто другое, с характером избирательным, а следовательно, исповедующее нетерпимость… У всех древних народов были общее для всех понятие о Боге и единая религия, предназначенная для просвещенных, образованных и разумных избранных; для простого же народа религии были другие… учение о Боге было эзотерическим: они [жрецы] не передавали его всем подряд, избирая для этого самых достойных, с их точки зрения, людей… Система передачи этого знания… именовалась по-разному, а в наше время мы знаем ее под названием «масонство», или «вольное каменщичество».

 

— Великий Национальный Восток Испании (Конституции 1890): «Это ни позитивистская религия, ни философская школа, ни политическая партия. Оно отвергает любую элитарность, и его учение и принципы универсальны, поскольку в основах своих оно совпадает с догмами, принципами и доктринами всех религий, всех школ, всех партий. Оно признает и провозглашает космическую гармонию, созданную и поддерживаемую Великим Архитектором Вселенной. Великий Архитектор Вселенной есть извечная причина, примордиальный закон и высшее право Вселенной. Он вечен и вечно действует… [масонство] имеет своей целью дальнейшее развитие цивилизации, способствует очищению сердца, взращивая добродетель и борясь с пороком; культивирует честь и рассеивает заблуждения и невежество, пропагандируя просвещение для всех социальных классов».

 

Масонство — не партия.

 

— скорее надпартийная и междупартийная группа для общения в кулуарах (см. в начале об истоках), хотя время вносит коррективы, интенсивность перемен в сторону политизации зависит от страны и периода ее истории.

 

Масонство — не оккультная организация

 

— введение и разграничение определений мистицизма, метафизики, эзотерики, оккультизма, теургии, магии: признание наличия духовной реальности, контакта с ней, воздействия на нее.

 

— Мэнли Холл: «Масонство – это организация, построенная на опыте. Каждый камень есть последовательная ступень в раскрытии сознания. Святилища Масонства обрамлены гностическими драгоценностями тысячелетий; его ритуалы звучат словами осведомленных провидцев и просветленных мудрецов. Сотни религий принесли свою мудрость к его алтарю. Искусства и науки сделали неоценимый вклад в его символизм. Это больше чем вера, это – факт. Масонство представляет собой университет, преподающий гуманитарные науки и науку о душе всем, кто прислушается к его словам… Кафедры этого университета являют собой научные центры; его колонны подпирают свод универсального образования не только в материалистической, но и в духовной областях. На его чертежных досках начертаны священные истины всех наций и народностей, и великая Реальность осенила способных понять их священные глубины. Поистине Масонство есть то самое «нечто», которое все народы искали в веках. Масонство представляет собой общий знаменатель, а также всеобщее наследие человеческого устремления ввысь».

 

Масонство — не «третье место» или английский клуб.

— несмотря на большой пласт чисто клубных традиций в организационной структуре

 

Англо-саксконские определения – в основном, описательные, социальные, континентальные определения – в основном, эзотерические, духовные, предписательные.

 

Типология масонства по территориальным (приблизительным и размытым) характеристикам:

 

— англо-саксонское социальное,

 

— средиземноморское и южноамериканское политическое,

 

— немецкое мистическое,

 

— скандинавское церковное и государственное.

 

Социальные определения (горизонталь, плоскость):

 

ВВФ (1907): «Масонство есть универсальное объединение, основанное на солидарности. Во всех ложах масоны должны поддерживать друг друга, даже в случае угрозы для жизни. Масонство имеет целью моральное объединение человечества для постоянного улучшения духовного и материального состояния людей. Его девиз: Свобода, Равенство, Братство».

 

Самуэль Хемминг (1ВС ОВЛА): «…нравственно-этическая система, скрытая в аллегориях и иллюстрируемая символами… масонство — это братство, чьими основными принципами являются братская любовь, помощь ближнему (милосердие) и приверженность истине (Brotherly Love, Relief and Truth)».

 

Фостер Бейли: «Масонство, это образ жизни, и назначение его — нести духовные блага всем: как масонам, так и немасонам».

 

БСЭ: «Франкмасонство (от франц. franc maсon — вольный каменщик), религиозно-этическое движение, возникло в начале XVIII в. в Великобритании. Название, организация (объединение в ложи), традиции заимствованы от средневековых цехов (братств) строителей-каменщиков, отчасти от рыцарских и мистических орденов. Масоны стремились создать тайную всемирную организацию с целью мирного объединения человечества в религиозном братском союзе».

 

Великий Восток Испании (1934): «Масонство — универсальная философско-прогрессистская организация, которая воспитывает в своих членах любовь к истине, к основам универсальной морали, к наукам и искусствам; пытается развить в сердце своих членов чувства самоотречения и милосердия, религиозной и идеологической терпимости, семейного долга; склоняется к устранению расовой ненависти, национальных антагонизмов, разделяющих мнений, вер и интересов, объединяя своих членов узами солидарности и нежным чувством взаимной связи».

 

Конституция ВЛР: «Масонство – это свободное сообщество независимых людей безотносительно к их вероисповеданию, стремящееся к практическому достижению идеалов мира, любви и братства».

 

Т. Джексон: «Это братство, предназначенное для того, чтобы брать хороших людей и делать их лучше. Но масонство и значительно больше этого. Более чем все остальное, оно для меня идеал, а не какая-то осязаемая и четко определенная структура с заранее прописаннымии целями. Я вообще сомневаюсь, что масонству можно дать определение, потому что дать определение — значит, ограничить, а как мы можем ограничить идеал?».

. Эзотерические определения (вертикаль Зенит-Надир, душа-Бог):

 

Конституции Андерсона: «Франкмасонство имеет целью объединение людей, которые без его помощи были бы разделены. Оно ломает все социальные, идеологические и профессиональные условности. Оно сплавляет, исполняя таким образом дело Гермеса: устранить все препятствия и понудить людей и богов к общению».

 

Дермотт (Ахиман Резон): «По чести и по совести, считаю долгом своим рекомендовать Франкмасонство как наилучшее Лекарство для искоренения… всех Пороков, а также его регулярные Ложи – как единственные собрания, где Люди (самым приятным и невиннейшим образом) могут совместно выслушивать, понимать и изучать Долг свой пред Богом и пред Ближними своими, причем, всё это – без обильных злобных и язвительных Слов, долгих Споров и ожесточенных Дебатов, возникших меж впавших в грех Заблуждения народов тысячелетия тому назад и вместо того, чтобы объединять всех людей в священный единый Союз служителей Господа и Собратьев в единой Семье, разделивших их на разнообразные толки и компании, начиная от времен Башни Вавилонской, и речь здесь идет не только о языках».

 

Рамзай: «…Орден наш надлежит считать не возрожденными Вакханалиями, но напротив, Орденом, основанным в отдаленной древности и возрожденным в Святой Земле предками нашими во имя возвращения памяти о возвышеннейших истинах, коим только есть место среди радостей человеческого общества».

 

А. Пайк: «Масонство — это связная цепь аллегорий, служащих способами передачи великих по своему значению нравственных и религиозных уроков».

 

А. Уэйт: «Я определил спекулятивное масонство как иероглифический образ воссоединения души с Богом… я так толкую теософский смысл утверждения, содержащегося в катехизисе ученика, — что масонство есть прекрасная система нравственности, скрытая за аллегориями и проясняемая символами. Первое утверждение вовсе не противоречит второму… Они говорят о нравственности на элементарном уровне, как если бы она сводилась лишь к общественно приемлемому поведению. Все это только первый шаг на пути к науке, которую мистик Томас Воган определил однажды как «и древнюю, и вечную».

 

— отдельно в этом ряду стоит определение Фридриха II Прусского: «Масонство есть великое ничто».

 

Хуан Карлос Даса: «Масонство не определяет само себя как какой-нибудь «-изм»; Масонство не есть масонизм. Масонство есть некое «непрекращающееся прояснение», которое производится путем сложного метода, основанного на самосозерцании, работе с символами, воспитании определенных социальных и жизненных навыков, интериоризации основных общечеловеческих ценностей, поиске союза противоположных идеологических концепций, личностном росте, способности действовать сообща и т.д. Фундаментом же масонства является инициация, иначе говоря некое внутреннее восхождение, которое мы и подразумеваем под «самостроительством», как его описывали древние братства каменщиков: «То, что сотворяешь ты, сотворяет и тебя самого».

 

Великий Восток Испании (1934): «Масонство — это духовное движение, в котором уместно присутствие всех тенденций и убеждений, способствующих моральному и материальному росту человечества. Франкмасонство не представляет какую-либо определенную социальную или политическую тенденцию. Его миссия — изучать проблемы, с которыми сталкивается человечество, видя путь их решения в идеале братства. Франкмасонство объявляет основой своей работы высший и идеальный принцип, который известен как Великий Архитектор Вселенной. Масонство не пропагандирует и не борется с каким-кибо религиозным течением, а также не может, не должно и не хочет посредством догматов устанавливать границы для свободного поиска истины в определениях Первопричины… Первая его черта – культивирование определенного этоса, ключевой нормой которого является религиозная и политическая толерантность, вторая – символизм, использование синтетических моделей (символов) в качестве формы знания и инструментов познания (прежде всего, самопознания)».

 

 

— идея Просвещения и самопросвещения.

 

— Кант: «Просвещение — это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине — это такое, причина, которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого. Sapere aude! — имей мужество пользоваться собственным умом! — таков, следовательно, девиз Просвещения».

 

— масонство как носитель просвещения — это и носитель порядка, оно выводит к Порядку из Хаоса. Масонство есть следование долгу, а все остальное — потом, это движение, направленное на структурирование дискурса. (Россия же и русский менталитет на протяжении всей своей известной истории занимались практически только тем, что дискурс деструктурировали: а) непрерывный анализ, разложение и преломление через себя, б) совершеннейший внутренний анархизм и восприятие любого порядка как насилия. Поэтому любые законы для России — «демонски», а судьба масонства — всегда быть анклавом для чужаков в своей стране, сторонников просвещения и порядка, которые при этом отлично понимают, что они — анклав и гетто. Отсюда и специфический менталитет.

 

ВВФ (1965): «Орден Вольных и Принятых Каменщиков есть сообщество мудрых и добродетельных людей, чьей целью является жить в совершенном равенстве и быть связанными тесными узами взаимного уважения, доверия и дружества, при этом именуя друг друга братьями, а также побуждать друг друга к претворению в жизнь всех добродетелей».

 

Дж. Уорд: «Масонство является величайшим приключением, поиском Чего-то, что было утрачено; другими словами, мистическим Поиском (Quest), стремлением души познать Господа и достигнуть союза с Ним».

 

У. Уилмсхерст: «Церемония посвящения направлена на то, чтобы возвести кандидата «на первую ступень учения и знания о самом себе, которое, если он будет верно следовать ему и практиковать его в частной жизни, прояснит и выведет его сознание из естественного состояния тьмы во Свет».

 

А. Пайк: «Орден Вольных и Принятых Каменщиков является, или, по крайней мере, должен являться сообществом разумных, образованных, добродетельных, беспристрастных, великодушных и целеустремленных людей, почитающих друг друга свободными, равными и братьями, связанных братским торжественным обязательством оказывать друг другу всяческое вспомоществование.

Также франкмасонство является системой, или школой, не только нравственности, но также и политической и религиозной философии, обычно содержащейся в его аллегориях и явленной в его символах. А также, поскольку оно содержит внутри своей системы, некоторые рыцарские степени, оно является еще и рыцарским орденом, что налагает на его членов обязательство исполнять высший долг и высшее предназначение человека, гражданина, патриота и воина.

Таким образом, настоящее и полное определение Вольного Каменщичества Древнего и Принятого Шотландского Устава должно выглядеть так: это шаг на пути к Свету; постоянное – на протяжении посвящения во все его степени – устремление к возвышению в себе то Божественное, что содержится в каждом человеке, духовной части составной его природы, его разума и нравственного чувства, дабы позволить им подчинить и преодолеть земные, животные и низменные свойства этой составной природы, а именно страсти и чувственные порывы».

 

М. Осоргин: «…масонство — вовсе не система нравственных положений, и не метод познания, и не наука о жизни и даже, собственно, не ученик. Идеальное масонство есть душевное состояние человека, деятельно стремящегося к истине и знающего, что истина недостижима… Масонство есть религия, но не есть церковь, и мы никогда не говорим, что спастись может только тот, кто принял внешнее посвящение и кто вошел официально в наши ряды; но всех, кто кажется нам способными к строительству Храма, мы стараемся видеть среди нас, потому что практика братского общения и символическая поэзия нашего братства, существующего столетия, облегчает путь высоким духовным достижениям…

…масонство не есть общество избранников высокой мысли и совершенных человеков; оно – арена духовного подвижничества средних, так называемых порядочных людей, способных культивировать в своей среде чувства человечности и искать большее, чем дает им профанная жизнь. В человеческом муравейнике мы не воины и не полицейские, а рабочие муравьи, верующие в соборное строительство, сильные не гением единиц, а общением деятельных воль.

1. Масонство есть тайный союз посвященного познания.

2. Его мастерские – лаборатория миропонимания, а не арена деятельности.

3. Его метод – искусство.

4. Его отличительная черта –символизм и преемственность традиций.

5. За пределами мастерских масон делается профаном, на практике личной и общественной деятельности приеняющим гуманистические идеи Братства: отрицание насилия и все формы взаимопомощи.

Таким образом, девиз масонства: отвержение всего профанного в масонстве и применение в профанстве масонских идей.

Братство Вольных Каменщиков есть общество людей, соединенными силами ищущих истину. Его цель – познание Природы, т.е. сущности вещей, причины и задачи нашего бытия, внутреннего смысла нашей жизни. Для достижения этой цели оно хочет пользоваться всеми средствами и всеми методами познания, от научного опыта до чисто интуитивных постижений, превышающихсилы человеческого разума, — будь это поэзия, искусство или религиозное откровение. Эту свою деятельность Братство называет Королевским или Царственным Искусством».

 

У. Уилмсхерст: «Под масонским посвящением я подразумеваю, конечно же, не просто ритуал приема в Орден, но само умозрительное франкмасонство (охватывающее как рядовой состав Братства, так и высшие его ступени), рассматриваемое как особый метод интеллектуального наставления и духовного руководства — метод, предлагающий своим искренним и старательным приверженцам сразу и концепцию жизни, и правильный ее образ, и путь к дальнейшему совершенствованию и приближение к истинной жизни (и даже вхождение в нее) и к сверхъестественному Свету высшего порядка… масонство, по самой сути своей, представляет собою поиск… сверхъестественного Света… Эта морально-этическая система представляет собой систематизированный и драматизированный метод морального совершенствования и философского наставления, основанный на древней традиции и давно утвердившейся практике. Этим методом как раз и является посвящение. Вся его схема и практика основаны на аллегории и символах; и долг каждого франкмасона — научиться интерпретировать и понимать их, дабы использовать потом заложенный в них смысл во благо себе и окружающим. Только так и можно постичь смысл существования всей системы; и если масону это не удается, он так и будет пребывать во тьме (к чему намеренно предрасполагает сама система) и не сможет понять подлинное значение и секреты Ордена, пусть даже формально он остается его членом».

 

Типология по субъективному восприятию членами братства:

 

— содружество: всеобщее и безусловное равенство, братская любовь и взаимная поддержка (дружеская и материальная), главные занятия – обсуждение профессиональных вопросов и «fraternalmerry-making».

 

— церковь: теория о наличии в корнях масонства некой особенной религиозной доктрины, учения или веры. Некоторой частью самих масонов Братство рассматривается как глубоко законспирированная секта, несущая свое учение в сокровенном виде сквозь века (теории Бейджента-Ли-Линкольна и Найта-Ломаса и пр.)

 

— партия: с первых лет открытого существования и распространения масонства в Европе его никуда не отпускали от себя политические реалии, и в разное время оно действительно – в силу своей всеядности – объединяло людей разнообразных политических устремлений, в силу чего оно всегда оставалось под подозрением в политической активности. Но масонство как политическая сила не функционально. Иначе пришлось бы признать, что оно глупо и бессильно, а это не так.

 

— ковен: эзотерическое многообразие масонских традиций представляет собой не связное и не единое цельное учение, а совокупность весьма эклектичных напластований философских и теологических идей XVII – XIX веков, которые не могли не конфликтовать между собой, приводя к дроблению как идеологии, так и структуры Ордена.

 

— пустыня: убеждение некоторых братьев в том, что масонство есть совокупность личностей, одиноких на своем духовном пути, созданная специально в целях предоставления им площадки для обмена духовным опытом, наподобие интернет-форума.

 

Масонство объединяет в своих ложах носителей всех перечисленных и, возможно, каких-либо не перечисленных здесь воззрений, при этом самим фактом своего существования доказав свое право на жизнь. Ибо в сути своей оно есть лишь только Путь и Метод.

Новости

16 марта 6024 заседание Великой Ложи «Северная Звезда» Великого Востока Народов России.
13.03.2024
Заседание Великой Ложи «Пифагор» В.В.Н.Р. 17 февраля 6024 года, в 12-00
15.02.2024
23 декабря 6023 года заседание Великой Ложи «Большая Медведица» В.В.Н.Р.
19.12.2023
11 ноября 6023 г. — заседание Великой Ложи «Северная Звезда» Великого Востока Народов России.
08.11.2023
Взаимное признание Gran Logia Simbólica Española (Великая Символическая Ложа Испании)
26.05.2023
Взаимное признание Grand Universal Lodge of Bulgaria
26.05.2023
Взаимное признание Gran Logia del Norte de Colombia (Великая Ложа Северной Колумбии)
26.05.2023
Взаимное признание Grand Orient de Canaan (Великий Восток Ханаана, Ливан)
26.05.2023
17-21 мая 2023 Стамбул. 61-ая Международная Ассамблея либеральных масонских послушаний CLIPSAS
26.05.2023
27 мая 6023 года заседание Великой Ложи «Северная Звезда»
24.05.2023