Легенда о Хираме Абифе - Великий Восток Народов России

Легенда о Хираме Абифе

 

Легенда о Хираме Абифе

(зодческая работа)

 

Легенда о Хираме: откуда и зачем by W.Bro.Chakravarthy Sampath Madhavan

 

Предисловие

 

 Легенда о Хираме – это сердце ритуала третьей степени. Хирам Абиф один из самых ярких персонажей, запечатленных в анналах масонства, а его история является выдающимся примером для всех Вольных Каменщиков. Будучи главным действующим лицом в драме ритуала, он мог бы, как справедливо ожидается, влететь торжественно на крыльях, но Хирам приходит из подземелья. Легенда о Хираме предстает в третьей степени внезапно, без малейшего намека на нее в предыдущих градусах. Ни Ученик, ни Подмастерье вообще ничего не знают о Хираме Абифе.

 

 Многие масонские исследователи пытались проследить происхождение легенды о Хираме Абифе, а также узнать, когда и для чего она была введена в наш ритуал. Однако существует очень мало доступных источников о внутренних работах лож 18 века, и даже в тех немногих, имеющиеся свидетельства крайне сложны, запутанны и фрагментарны. Наши знания о истории тех времен являются неполными и не достаточно ясными. Как утверждал Роберт Гулд:

 

 В высшей степени поэтому неизбежно, что все предположения об отдаленном прошлом братства основываются лишь на догадках и гипотезах, и выводы, которые из них следуют, будут с легкостью приняты на веру одними, но будут отброшены другими как иррациональные.

 

 В этой статье я попытался представить настолько, насколько это возможно, наиболее правдоподобное и связное происхождение Хирамической легенды и ее включение в традиции нашего Ремесла.

 

Хирам в Библии

 

 В Библии дважды упоминается о строительстве Храма царя Соломона – во Второй книге Паралипоменон и в Первой книге Царств. В соответствии со Второй книгой Паралипоменон (гл.2), Соломон просил у Хирама, царя Тирского, предоставить ему людей и материалы для строительства Храма, и также Соломон просил прислать ему особо одаренного зодчего.

 

Итак пришли мне человека, умеющего делать изделия из золота, и из серебра, и из меди, и из железа, и из пряжи пурпурового, багряного и яхонтового цвета, и знающего вырезывать резную работу, вместе с художниками, какие есть у меня в Иудее и в Иерусалиме (2Пар 2:7)

 

 На что царь Тирский ответил Соломону:

 

Итак я посылаю тебе человека умного, имеющего знания, Хирам-Авия,

 

сына одной женщины из дочерей Дановых, — а отец его Тирянин, — умеющего делать изделия из золота и из серебра, из меди, из железа, из камней и из дерев, из пряжи пурпурового, яхонтового цвета, и из виссона, и из багряницы, и вырезывать всякую резьбу, и исполнять все, что будет поручено ему вместе с художниками твоими и с художниками господина моего Давида, отца твоего.(2Пар 2:13,14)

 

 Из этого становится ясно, что Хирам считался искусным зодчим для того, чтоб ему доверили такую важную работу. Он упоминается как «Хирам Авий», и слово «Авий» значит «мой отец», обычно это слово упоминается в значении «мастер» (хозяин) и служит отличительным званием, вызывающим уважение.

 

 Соломон просил прислать зодчего умеющего работать с металлами, и в действительности этим и занимался Хирам. Он изготовил такие детали Храма, как: два медных столба, два венца, сетки плетеной работы и снурки в виде цепочек для венцов,  два ряда гранатовых яблок вокруг сетки, литое море из меди, десять медных подстав, а также десять медных умывальниц, лопатки, чаши, херувимы и прочую утварь (2Пар 3:15, 2Пар 4:16, 3Цар 7:15-45).

 

 Так как же столь искусный зодчий по металлу вдруг оказался известен как мастер каменщик? Альберт Маккей предлагает следующее интересное объяснение:

 

В оригинальном еврейском тексте книги Паралипоменон профессия Хирама Абифа называется Khoresh nekhoshet, что в буквальном смысле значит «рабочий по меди»… Старые исследователи и современные масонские писатели заблуждались думая, что Хирам был каменщиком или архитектором. Эта ошибка возникла из-за неточного английского перевода Библии, где Хирам упоминался как «опытный в работе по изделиям из золота, серебра, меди, железа, камня и дерева». В оригинале стоят слова Baabanimvebagnelsim, т.е. по драгоценным камням и дереву различных видов, иными словами, Хирам был не только медником, но и гранильщиком камней и резчиком по дереву. Неверный перевод этих слов, выполненный в единственном числе, вполне мог породить предположения, что Хирам был каменщиком.

 

 Есть и другие неточности в сведениях, приводимых двумя библейскими текстами. Во Второй книге Паралипоменон Хирам указывается, как сын женщины из дочерей Дана, а его отец – родом из Тира, в то время как Первая книга Царств говорит, что он был сыном вдовы из колена Нафтали, а его отец тирянин, был работником по меди. Кроме того, согласно Паралипоменон, Хирам был направлен в Иерусалим царем Тирским, когда Соломон приступил к строительству Храма. Однако в книге Царств утверждается, что царь Соломон взял к себе Хирама из Тира, когда Храм уже был завершен.

 

 Хотя большинство масонских историков обходят стороной эти расхождения, как незначительные, однако некоторые считают иначе и предполагают, что это могли быть два разных человека – возможно, отец и сын, что подтверждает смерть Хирама. Первый был мастером, который мог работать по любому металлу, и который, возможно, умер до того, как его работа была завершена. А второй – был его сыном (чья мать овдовела), который мог работать только по меди. Указывается, что Соломон именно послал за Хирамом из Тира, а не просто призвал его (то есть Соломон послал своих людей, чтобы благополучно доставить Хирама из-за несчастья, случившегося с его отцом) для завершения работ, оставшихся неоконченными из-за смерти его отца.

 

 Но как бы то ни было, давайте рассмотрим Хирама, упоминающегося в нашей масонской истории.

 

Хирам Абиф в масонской традиции

 

 Самая ранняя фактическая информация, которую мы имеем по истории Вольных Каменщиков, отражена в коллекции документов, известных как «Книга Древних Уставов» масонства. Рукопись Региус 1390 г. и Манускрипт Мэтью Кука 1410 – самые ранние документы из этой коллекции. В 18 веке уже существует 130 вариантов с использованием этих документов. Мы встречаемся с первым упоминанием Хирама Абифа в Манускрипте Кука. В нем говорится:

 

В строительстве Храма во времена Соломона, как указано в Библии, в Третьей книге Царств, в пятой главе, Соломон привлек к работе восемьдесят тысяч каменосеков. И сын царя Тирского был поставлен начальствовать над ними.

 

 Здесь некий Адонирам поставлен начальником ливанских рабочих, он также является ответственным за подати. Впоследствии Адонирама забьют до смерти камнями, а затем ошибочно свяжут его с Хирамом Абифом. Буквальное значение имени Адонирам – «Господин (Lord, Adon) Хирам», однако Господина Хирама (Адонирама) ошибочно считать сыном царя Тирского. Почти во всех последующих манускриптах, кажется, слово Адон было искажено. Адонирам начинает упоминаться как Аман, Амон, Адон.

 

 Первое упоминание Хирамической легенды, в том числе убийства, открытия и извлечения тела Хирама, появляется в 1730 году у Самуэля Причарда в его работе «Масонство в разрезе». Однако непосредственно само имя Хирама Абифа впервые упоминается в Книге Конституций Джеймса Андерсона в 1723 г., в которой сообщается:

 

Царь Тирский послал к царю Соломону своего тезку Хирама Абифа, начальника архитекторов… мудрый царь Соломон был Великим Мастером ложи в Иерусалиме, а царь Хирам Тирский – Великим Мастером ложи в Тире, и Хирам Абиф был Мастером Работ.

 

 Во втором издании Конституции Андерсона, опубликованном в 1738 году, уже упоминается о смерти Хирама Абифа:

 

Их радость вскоре была омрачена внезапной смертью их дорогого мастера Хирама Абифа, которого они достойно похоронили в Ложе рядом с Храмом, согласно древнему обычаю.

 

 И это первое известное указание о смерти Хирама Абифа.

 

Происхождение легенды о Хираме

 

 Вопрос, который естественно возникает – как из таких столь скудных сведений происходит развитие легенды о строителе, и как эта легенда превратилась в драму, в которой даже неизвестен ее главный герой?

 

 Большинство масонских исследователей считают, что Хирамическая легенда это просто своеобразная адаптация легенды об Осирисе с масонским и библейским контекстами. Джон Феллоуз полагает, что «История Хирама это одна из версий мифов об Адонисе и Астрате, Цереры и Персефоны, Осириса и Исиды».

 

 Ниже кратко расскажем легенду об Осирисе:

 

Осирис был мудрым и великодушным царем Египта, который был убит своим ревнивым братом Сетом. Этот злой брат затем разрезал тело Осириса на части и разбросал их по всему Египту. У Осириса была верная жена Исида, которая вместе со своей сестрой Нефтидой собрала вместе все части его тела. Используя свои магические способности, Исида срастила их между собой, однако Осирис уже больше не мог жить, как другие боги. Поэтому он стал правителем подземного мира. Гор, сын Осириса и Исиды с головой сокола, убил своего дядю Сета в бою и стал правителем Египта. Гор родился уже после смерти Осириса, и поэтому его также называют сыном вдовы.

 

 Феллоуз достаточно категорично утверждает, что подобие этой легенды с хирамической столь точно, что не допускает никаких сомнений в их тождественности.

 

 Теперь мы можем сделать небольшое отступление, чтобы кратко обсудить структуру Ремесла и развитие ритуала в 17 и 18 веках.

 

Переход от оперативного масонства к спекулятивному.

 

 До 17-го века масонство было в основном оперативным и состояло из трех классов или рангов (но не степеней): класса Мастеров, которые заключали контракты и принимали заказы на строительство у работодателей; класса Подмастерий, которые работали по найму на этих Мастеров, и класса Учеников, которых обучали строительному искусству. После семи лет, Ученик должен был представить свою мастерски выполненную работу в качестве доказательства своего профессионализма, после чего его принимали как Мастера и как Товарища по Ремеслу (Подмастерье). Эта церемония принятия является основой нашего ритуала.

 

 В те дни Подмастерья следовали за своей работой, переходя от одной строительной площадки к другой. Когда строительство завершалось, они отправлялись в путешествия иногда на значительные расстояния в поисках другого места работы. Поскольку они были мало знакомы друг с другом или с Мастерами, последним было достаточно того, что работник не был грубияном, но был просто способным для выполнения квалифицированной работы. Также работник должен был быть обеспечен тем, что получал в Гильдии, это было необходимым условием в те дни. Таким образом, ложи были сформированы на каждой строительной площадке для совместных встреч, когда это было необходимо и для принятия в них новых Учеников и Подмастерьев. Кирилл Батем (CyrilBatham) писал:

 

Собрания лож по всей стране проводились не столь регулярно, как требовалось, и, пожалуй, ложи в те дни не существовали слишком долго, а неформальные встречи членов Цеха проводились с единственной целью – для инициирования их друзей. Не осталось ничего, кроме кратких упоминаний об их обрядах, и к сожалению для масонских историков, братья тех дней были обязаны хранить строжайшую тайну обо всех аспектах масонства и ничего не придавать письму, если только в этом не было особой необходимости.

 

 Но так как потребность в возведении больших строений, таких как соборы, замки и дворцы, стала все меньше, масоны начали селиться в городах, где они были заняты в строительстве обычных зданий. Затем они сформировали то, что бр. Нуп (Knoop) называл «территориальными ложами». После того, как ложи окончательно осели в городах, к членству в них стали допускаться и не строители. Таким образом, в 17 веке полным ходом шел процесс преобразования оперативного масонства в спекулятивное. Так, Хаген (Hughan) указывает следующее:

 

В 17 веке оперативные Масоны были наиболее благоприятны для развития в их среде умозрительных (спекулятивных) групп, и их прием в ложи поощрялся до такой степени, что иногда ложи состояли почти исключительно из братьев никоим образом не связанных со строительством.

 

 Это привело в 18 веке к окончательному приобретению масонством спекулятивного характера. Альберт Маккей говорит:

 

Эти два аспекта Масонства продолжали существовать вместе в течение очень долгого периода времени. Но в конце концов по причине увеличения влияния спекулятивного элемента, а также вследствие интеллектуального прогресса, произошло их полное разъединение. Деятели культуры и науки, которые находились в постоянном общении с оперативными объединениями, часто испытывали недовольство от общества ремесленников, утративших, как архитекторы, большую часть своего мастерства… Первый разрыв произошел в Англии 1717 году, когда была организована Великая Ложа «Свободных и Принятых Каменщиков»…. Через девятнадцать лет после этого аналогично была организована Великая Ложа Шотландии.

 

Развитие системы трех степеней

 

 Мы ранее увидели, что в начале 17 века ритуал состоял из простой церемонии принятия в ученики, и что из-за неграмотности и тайности, существует всего лишь несколько записей о характере этой церемонии. Многие масонские ученые считают, что было две церемонии. Г. Спет (G.W. Speth) заявляет, что:

 

Ученик становился Масоном посредством некоторой церемонии, носившей секретный характер, и получал при этом определенные знаки и слова, служившие ему в последующем для признания. В конце  сервитута переход ученика в ряды свободных ремесленников, искусных мастеровых и товарищей по братству отмечался еще одной тайной церемонией, во время которой ему сообщались новые опознавательные слова и знаки. Именно в этой церемонии содержатся основы настоящей третьей степени.

 

 Эта теория подтверждается Эдинбургским Манускриптом Регистрационной Палаты от 1696 г, который был найден в Управлении государственной отчетностью в Эдинбурге. Он содержит самые ранние описания церемоний и катехизисов двух степеней.

 

 Теперь давайте перейдем к возникновению Великой Ложи в 1717 году.

 

 Мы точно знаем, что в то время существовали две степени, вторая и самая старшая из них называлась Мастер и Собрат по Ремеслу (Fellow-Craft)[1]. Основание Великой Ложи также дает нам понять, что переход от оперативного ремесла к спекулятивному стал доминирующим. Со временем простые ритуалы оперативных каменщиков перестали считаться подходящими для нового Ордена, и поэтому они были постепенно заменены на ритуалы более сложные и более соответствующими  особенностям Спекулятивного Масонства. Как утверждал Альберт Маккей:

 

Создание Великой Ложи…. Спекулятивных Каменщиков…. сделало окончательным переход от полностью оперативного к полностью спекулятивному Масонству благодаря разработке степеней и развития более философского ритуала, составленного, как это всегда и предполагалось, Дезагюлье и Андерсоном.

 

 Изначальная (оперативная) первая степень была разделена на две части, а вторая (оперативная) степень стала третьей. Система трех степеней появилась в результате последовательного процесса происходившего между 1717 и 1730 годами, и тогда ритуал превратился из простой церемонии по передаче секретов ремесла в сложную философскую систему аллегорий и символизма. Эта эволюция от примитивных церемоний и катехизисов к красивым и сложным ритуалам продолжается и по сей день – через времена создания Союза «Древних» и «Современных» в 1813 году и формирования «Постоянной Ложи» (“StabilityLodgeofInstruction”) в 1817 году и «Ложи Эмулейшн» (“EmulationLodgeofImprovement”) в 1823 году.

 

Хирамическая легенда в ритуале

 

 Первое упоминание о присвоении третьей степени относится к 1724 году в Лондоне. Но вероятно Хирамическая легенда не являлась частью ритуала того времени. Как мы видели ранее, в Конституции Андерсона 1723 года ничего не говорится о трагедии Хирама, и только пятнадцать лет спустя во второй Конституции Андерсона от 1738 года, упоминаются три убийцы Архитектора. Это убедительное доказательство того, что Хирамическая легенда стала частью масонской традиции между 1723 и 1738 годами, и не ранее. Так, Фред Пик (FredPick) и Норман Найт (NormanKnight) в своей «Краткой истории Масонства» (“ThePocketHistoryofFreemasonry”) сообщают, что:

 

Вполне вероятно, что прежде чем Масонство наконец остановилась на легенде о строительстве Храма царя Соломона…. были испытаны другие легенды небольшими группами масон в отдельных частях страны.

 

 Мы столкнемся с одной из таких альтернативных легенд в Манускрипте Грэма (GrahamMS) от 1726, детали которой мы подробно рассмотрим в следующем разделе этой статьи.

 

 Пока вернемся к вопросу о том, была ли Хирамическая легенда введена составителями новых ритуалов, или она существовала в строительных гильдиях за некоторое время до образования Великой Ложи? Гулд думает, что:

 

Если бы легенда об убийстве Хирама Абиффа существовала бы в традиции Ремесла с первых его дней, то тогда не только можно было бы найти намеки на нее в литературе Ордена, но и она бы тогда появилась и в более ранних степенях, и тогда бы ее внезапное появление в третьей степени не вызывало бы столько удивления у всех тех, кто считает Масонство последовательно развивающимся явлением.

 

 Хаген (Hughan) также придерживается мнения, что с точки зрения ритуала Хирам Абифф не был известен до возникновения третьей степени, что не может быть обнаружено ранее 1723 года.

 

 Однако существует и другое направление мысли, которая утверждает, что Братья, которые спустя несколько лет разделились на «Древних» и «Современных» не позволили бы ввести в масонство принципиально новую легенду. Возможно, что какая-то часть этой истории о Хираме была известна масонам еще до периода разделения. Например, мы можем прочитать, что при инсталляции герцога Монтегю в качестве Гроссмейстера в 1721 году и Джона Била в качестве Заместителя Гроссмейстера, последний был инсталлирован на кресло Хирама Абифа слева от Гроссмейстера.

 

 Эту часть нашей дискуссии я хотел бы закончить цитатой Гулда:

 

Не просто определить, когда же именно легенда о смерти Хирама была впервые включена в наши древние традиции, однако, по моему мнению, это должно было произойти где-то между 1723 и 1729 годами, и я более склонен назвать 1725 год как наиболее вероятную дату ее введения.

 

 – но с тем условием, что это не исключает возможности того, что сама легенда или какая-то ее часть возможно были известны Братьям еще до того времени.

 

Легенда Ноя и Манускрипт Грэма

 

 В предыдущем разделе мы упоминали Манускрипт Грэма 1726 года. Это имеет особое значение для изучения развития нашего Ритуала, потому что этот Манускрипт дает весьма четкие указания на царя Соломона и Хирама Абифа, а также на строительство Храма:

 

Четыреста восемьдесят лет спустя после того как Дети Израилевы покинули земли Египетские, в четвертый год царствования Соломона над Израилем, Соломон приступил к строительству Дома Господня…. Теперь мы читаем в 13-ом стихе, 7-ой главы Первой книги Царств, что Соломон послал за Хирамом из Тира, и что он был сыном вдовы из колена Нафтали, а его отец был работником по бронзе из Тира…. И пришел он (Хирам) к царю Соломону и производил для него все отделочные работы.

 

 Но  данный Манускрипт не продолжает далее развивать легенду нашей третьей степени, в которой Хирам является центральной фигурой. Вместо этого он дает практически все составные части легенды, в которой Ной становится главным действующим лицом за 1300 лет до постройки Храма царя Соломона. По словам Койла  (H.W.Coil):

 

В соответствии с нашей традицией, а также с еще несколькими указаниями Священного Писания, Сим, Хам и Иафет пошли на могилу их отца Ноя, чтобы попытаться выяснить что-либо об истинном секрете, которым обладал этот знаменитый  проповедник, ибо все необходимое для нового мира заключалось в Ноевом Ковчеге. Эти три человека решили, что даже если они не обнаружат этого, то первое, что они найдут, будет, несомненно, тем самым тайным знамением, каковое они получили бы как от самого Бога. Так, они пришли к гробу, но ничего не обнаружили, кроме почти разложившегося тела. Они ухватили тело за палец, но он отошел, затем, они взяли его за сустав, но и сустав отделился, то же произошло и с запястьем, и с локтем. Так они пытались вытащить мертвое тело, поддерживая его ногой к ноге, колено к колену, грудью к груди, щекой к щеке и рукой за спину, при этом рыдая: «О, Отец, помоги!», как если бы они говорили: «О, Отец Небесный помоги нам сейчас, когда наш отец земной уже не может помочь!» Так они положили обратно мертвое тело, и, не зная, что делать, один из них сказал: «Уже отделился костный мозг (marrowinthebone)», второй сказал: «Кости уже иссохли», а третий ответил: «Смердит (stinketh)». Таким образом, они дали имя тому, что ныне известно как Масонство.

 

 Мы не можем не заметить, что в этой легенде есть несколько деталей, которые почти полностью идентичны с некоторыми элементами Хирамической легенды. Андерсон в Книге Конституций от 1723 года называет Ноя и его трех сыновей «истинными Масонами». Это, возможно, указывает на то, что легенда о Ное употреблялась в те времена, и также это служит намеком на включение этой легенды в ритуал, предусмотренный Андерсоном и Дезагюлье для третьей степени.

 

Синопсис

 

 Подводя итог этой небольшой статьи, вполне логично предположить, что:

 Хирам Абиф упоминается в Библии и в Конституциях Андерсона, и так же встречается под разными именами в «Древних Уставах»

 Хирамическая легенда это вариант легенды об Осирисе

 Масонство к 1717 стало преимущественно, если не полностью, спекулятивным

 До 1717 года существовало две степени, и ритуал второй степени содержал элементы современной третьей

 Система из трех степеней была, вероятно, изобретена в 1724 году Дезагюлье, который наполнил ритуал философским и этическим содержанием

 Легенда о Ное употреблялась, когда была введена система из трех степеней, однако позже она была заменена на Хирамическую легенду

 

Причины введения Хирамической легенды

 

 Давайте теперь обсудим причины, по которым легенда о зодчем-строителе была введена в масонский ритуал. Мы знаем, что три степени, которые подразумевались Дезагюлье, представляли собой рождение и детство, зрелость и развитость,  старость, смерть и бессмертие души соответственно. Символизм третьей степени достаточно ярко выражается в 12-ой главе Книги Екклесиаста, в которой говорится: «помни Создателя твоего в дни юности твоей, доколе не пришли тяжелые дни и не наступили годы, о которых ты будешь говорить: "нет мне удовольствия в них!"». То есть в старости, оглядываясь на прожитую жизнь, мы должны сознавать, что она была прожита не зря, и что все наши обязанности полностью выполнены, и поэтому мы можем созерцать свой конец спокойно и без страха, уверенные в том, что погибнет только тело, в то время, как душа бессмертна. Великий урок третьей степени заключается в том, что

 

(Природа) приуготавливает тебя размышлениями о последнем часе существования, и этими размышлениями, сопровождающими тебя на протяжении всей жизни, она подводит тебя, наконец, к твоей смерти.

 

 Но также не надо бояться смерти, ибо душа бессмертна:

 

… в этом бренном теле воплощен бессмертный жизненный принцип….

 

 Я думаю, что это предложение было бы полным и более соответствовало контексту учения, если б было бы завершено фразой: «который будет существовать, даже когда у вас уже не останется времени»,  однако ритуал завершает это предложение словами: «и Властелин Жизни позволит нам попрать ногами Князя Ужаса»

 

 Негодование, жестокость, глубокое возмущение в этих словах резко диссонируют с уравновешенным духом третьей степени.

 

 Теперь давайте обратимся к Манускрипту Грэма, к легенде о Ное. Она полностью созвучна и наглядно иллюстрирует послание Третьей Степени:

 У нас есть древний и уважаемый патриарх, которого похоронили после жизни, наполненной великими свершениями

 Легенда о Ное берет свое начало в Библии, и, по сути, она старше, чем история о Храме Соломона

 Она была передана во всех Древних Уставах, и хорошо известна в «Искусстве»

 В легенде о Ное есть все элементы истории о Хираме Абифе

 Она использовалась в Третьей Степени прежде чем была введена Хирамическая легенда

 

 Теперь возникает важный вопрос: почему легенда о Ное была заменена легендой о Хираме Абифе? Обе они достаточно похожи. Но Хирамическая легенда заменила легенду о Ное, очевидно, потому, что в ней присутствовали те элементы, которых не было в прежней истории, а именно, предательство, насильственная смерть, мученичество и месть.

 

 Когда мы учим смотреть в лицо смерти спокойно, помня о том, что душа бессмертна, где же тогда скорбь о смерти и месть за нее? По правде сказать, именно это противоречие побудило меня к изучению этой темы, и я считаю, что в ответе на этот вопрос мы найдем причину введения Хирамической легенды в наш ритуал.

 

Краткая история Англии и Шотландии в 17 и 18 веках

 

 Мы упоминали ранее, что масонские исследователи пытались проследить происхождение Хирамической легенды, и выяснить, почему она была введена в наш ритуал. Они выдвинули множество теорий, некоторые из них перечислим ниже:

 Настоящая смерть Хирама Абифа

 Легенда об Осирисе

 Изгнание Адама из Рая

 Вступление Ноя в Ковчег

 Смерть и Воскресение Христа

 Убийство Томаса Бекета[2]

 Преследование тамплиеров и смерть Жака Де Моле

 Казнь Карла I

 Выдумка якобитов, чтобы помочь дому Стюартов

 Наследие Древности

 

 Из вышеперечисленного я бы хотел обратить внимание на казнь Карла I. Это было катастрофическим событием с элементами насильственной мученической смерти и мести. Это событие вызвало сильное негодование.

 

 На данном этапе мы обратим беглый взгляд на историю королевского дома Стюартов в те бурные годы начла 17 века. Находясь в самом расцвете династия Стюартов правила в Англии и Шотландии, но в 1746 году благосостояние династии было окончательно утеряно в кровавом сражении при Каллодене.

 

 На протяжении более 300 лет Шотландии приходилось постоянно бороться за свою независимость от Англии. Но по иронии судьбы, в 1603 году шотландский король Яков VIвзошел на английский престол, как Яков I, объединив два королевства. После его смерти в 1625 году, его сын Карл стал королем. Но в 1649 году, после гражданской войны, Карл был осужден Парламентом и затем обезглавлен. Цареубийство достаточно болезненно переживалось народом, потому что народ в значительной степени в сердце оставался роялистом, о чем свидетельствует тот факт, что после 11-летнего правления страной Парламентом, монархия была вновь восстановлена. Карл II, изгнанный сын умершего короля взошел на престол, и его брат Яков IIстал его преемником. Яков попытался восстановить королевские прерогативы и поддержал католическую веру. В 1688 Парламент вынуждает Якова отречься от престола в пользу его дочери-протестантки Марии и ее мужа Вильгельма, тем самым предотвращая наследование престола сыном Якова I, католиком Яковом Френсисом Эдуардом, также позже известным как Старый Претендент. Это произошло в ходе так называемой Славной Революции. Яков IIумрет в изгнании во Франции в 1701 году. Старый Претендент и его сын известный также как Красавчик принц Чарльз или Молодой Претендент предприняли несколько попыток вернуть себе трон Англии, и их сторонники были названы якобитами. Произошло два главных восстания якобитов. Первое восстание было предпринято Старым Претендентом в 1715 году при значительной поддержки Шотландии, однако из-за неумелого руководства восстание оказалось подавленным. Второе восстание произошло в 1745 году под руководством Красавчика принца Чарльза, но и оно было плохо спланировано и якобиты были безжалостно перебиты при Каллодене. Это был конец якобитского движения.

 

Хирамическая легенда и казнь Карла I

 

 Теперь следует подчеркнуть, что здесь и далее имеются только косвенные доказательства, а также наши доводы о том, что Масонство приобретает преимущественно спекулятивный характер в середине 17 века. С этой оговоркой давайте вернемся к Хирамической легенде и казни Карла I. К середине 17-го века Масонство приобрело власть и престиж. Многие видные масоны, такие как Роберт Мюррей, Иниго Джонс, Элиас Эшмол,  Николас Стоун и многие другие – были убежденными роялистами. Вполне вероятно, что сын умершего короля, находясь в изгнании во Франции, находился в контакте со своими сторонниками, и что они в целях безопасности, сохраняя тайну, встречались в Ложе для продвижения своих проектов. По понятным причинам эти проекты были скрыты от других членов Цеха. Было выдвинуто предположение, что Хирамическая легенда, возможно, была введена в ритуал с тем, чтоб усилить преданность роялистов. По словам Хекстолла (Hextall), Хирамическая легенда была:

 

Рассчитана для того, чтоб напомнить масонам-роялистам самым решительным образом об убийстве их короля и о тех, событиях, которые должны за этим последовать в будущем.

 

 В своей «Истории Трех Великих Лож», Ребольд (Rebold) поддерживает эту теорию и предполагает, что спекулятивные масоны Англии и Шотландии изобрели две высших степени и придали Масонству полностью политический характер, и что эти масоны были людьми власти и высокого положения, и это через их влияние, Карл IIполучил возможность восстановить престол в 1660 году.

 

 Профессор Робинсон в своей работе «Доказательства заговора», также развивает подобные мысли:

 

Не исключено, что тайный характер этих собраний был желателен для роялистов, т.к. это давало возможность для проведения их встреч. Ритуал степени Мастера, кажется, был сформирован, или, возможно, взят из каких-то оригинальных источников с тем, чтоб озвучить кандидату политические принципы в присутствии всех Братьев. Этот ритуал просто отражал смерть короля.

 

 Рагон в своей работе «Ортодоксальное Масонство» идет еще дальше. Он утверждает, что Эшмол и другие братья отказались от простой инициации и установили новые степени. Он также говорит, что степень Подмастерья была сформирована в 1648 году, и через короткое время после этого появилась степень Мастера, и что после обезглавливания короля Карла I, Эшмол, сторонник Стюартов, произвел ряд серьезных изменений в этой Третьей и последней степени.

 

 Доктор Джордж Оливер в своей посмертной работе «Противоречия в Масонстве» (“TheDiscrepanciesofFreemasonry”) утверждает, что

 

Были некоторые лекции, используемые в Искусстве в 17-ом веке, оригинал которых принадлежащий почерку Эшмола, был передан Андерсону, когда тот составлял «Книгу Конституций».

 

 Существует еще один факт, что придает еще большую правдоподобность этой теории. В 1720 году несколько ценных рукописей, касающихся Лож, правил, уставов, тайн и обычаев масонов (в частности, одна из которых была написана Николасом Стоуном) были слишком поспешно сожжены некоторыми щепетильными Братьями якобы с той целью, чтоб эти бумаги не попали в чужие руки. Уничтожения последовали после просьбы Великого Мастера Пейна[3]о том, что до Великой Ложи должны быть доведены все старые писания и записи о братстве, касающиеся его обычаев древних времен. Престон также отмечает:

 

Много записей Братства были потеряны в ходе Революции, и не мало их слишком легко сжигается и в наше время некоторыми щепетильными братьями из-за страха сделать открытия, наносящих ущерб интересам Масонства.

 

 Таким образом, существуют достаточные доказательства, чтобы признать, что казнь короля Карла Iбыла возможной причиной, введения Хирамической легенды, к которой, возможно, приложил руку Элиас Эшмол. Но даже если именно из-за этого легенда была введена в наш ритуал, то все же не оставалось никаких оснований для продолжения ее использования, так как Восстановление монархии было достигнуто в 1660 году. Поэтому было бы вполне разумно предположить, что распространение Хирамической легенды было приостановлено после Реставрации, но однако ее использование было вновь возобновлено после 1715 года, как этого требовали интересы якобитов.

 

 

 

 

 

 

[1]FellowCraft– название второй степени, Подмастерье.

 

[2]Томас Бекет – (1118-1170гг.) одна из ключевых фигур в английской истории XII века, первоначально канцлер Генриха II, затем архиепископ Кентерберийский. Вступил в конфликт с Генрихом II и был убит по наущению короля на ступенях алтаря Кентерберийского собора.

 

[3]Второй Великий Мастер Первой Великой Ложи Англии в 1718 г. и затем переизбранный снова в 1720 г.