Устав Эмулейшн – взгляд изнутри - Великий Восток Народов России

Устав Эмулейшн – взгляд изнутри

 


Вопреки распространенному заблуждению, «Emulation» как название Ритуала Единства, по которому работают Ложи стандартного устава Объединенной Великой Ложи Англии не является термином, характеризующим работы этого ритуала. Название это происходит от собственного имени первой в ОВЛА Ложи Наставления, The Emulation Lodge of Improvement. Таким образом, корректнее говорить об уставе стандарта Ложи Эмулейшн, а не просто об Уставе Эмулейшн. Строго говоря, даже сам термин «устав» не совсем применим к английской системе «синих» степеней. Слово Craft, «ремесло», характеризует их гораздо точнее. В отличие от «векторных» систем типа ДПШУ, английское масонство первых трех степеней абсолютно самодостаточно.
Ученик, принятый в Ложу английской системы, сразу «создается как масон» и обретает все основные права Каменщика, в том числе и право голоса. Дальнейшее «иерархическое» продвижение в Ложе определяется не столько личными качествами Брата, сколько внутренним ритмом работ, определяющим, насколько гармоничной будет работа строителя Храма на том или ином месте в Мастерской.

Гармония эта создается совместным с Братьями переживанием неизменного ритуала, передаваемого изустно. Начиная с первой работы, «представления инструментов», когда на первом после инициации заседании Ученик должен наизусть описать назначение и символический смысл основных инструментов своей степени, и вплоть до поста Досточтимого Мастера Ложи где Каменщик должен знать все ритуалы практически полностью, ритуал «пропитывает» каменщика и подспудно создает внутри него тот фундамент, на котором затем постепенно воздвигается внутренний Храм.

Таким образом, в английских Ложах лучше, чем во многих других, сохраняется изначальный принцип воздвижения общего здания совместными усилиями всех Братьев Ложи. При том, что изучение и заучивание ритуалов само по себе требует от каждого немалых индивидуальных усилий, основная работа все же ведется всей Ложей как единым целым – через ритуал, который, благодаря практически театральному исполнению, воспринимается каждым, как обращенный лично к нему – и через братское тепло ритуальных агап, которые дополняют и оттеняют почти религиозную строгость работ, и которые являются ничуть не менее важной частью жизни Ложи, чем собственно работы.

Устав Эмулейшн имеет много черт, сближающих его с исходными оперативными ритуалами, из которых сформировалась система Old Charges, давшая основу системе первой английской Великой Ложи 1717-1723 годов. При этом не надо забывать, что Устав возник как результат слияния «Древней» и «Новой» ветвей английского масонства, находившихся в постоянном конфликте с середины XVIII века. И слияние это произошло на условиях доминирования ритуальных особенностей «Древней» ветви, которая, вопреки своему названию, внесла за первые десятилетия своего существования многочисленные изменения и нововведения в ритуальную практику первых степеней Ремесла.

Как известно, после многочисленных «утечек» информации, первой и наиболее значительной из которых была публикация Massonry dissected, составленная неким Пришаром в 1730 году, Ложи, составившие впоследствии «Древнюю» ветвь, произвели значительные модификации символики и порядка проведения работ – в частности, изменив расположение колонн Храма (сделав колонну B ученической) и введя в степень Ученика некоторые архитектурные и строительные элементы, которые до этого раскрывались только в степени Подмастерья.

Большинство из этих изменений было сохранено при Объединении, произошедшем в 1813 году. Таким образом, структурно ритуалы Эмулейшн близки к аналогичным ритуалам ДПШУ, также принадлежащим к «Древней» системе. При этом, ввиду отсутствия в английской традиции единой системы «высших градусов», многие аспекты Мастерства, развернутые в филосовских градусах ДПШУ, в Эмулейшн раскрываются уже в «Синих» Ложах начиная с первой степени. Что же до исходной «оперативной» традиции, то из ныне действующих и достаточно широко распространенных систем ближе всего к исходной системе находится Традиционный Французский Устав, сохранивший практически без изменений символическую систему так называемой «Новой» английской ветви.

В отличие от того, что происходило в масонстве «континентальном», в Англии с самых первых лет работ спекулятивных Лож принцип изустной передачи заученных наизусть ритуалов был исключительно важен. Поэтому, в частности, в клятве при вступлении в Ложу подробно перечисляются запрещения на любую письменную передачу того, что происходит во время работ – этому аспекту уделяется гораздо больше внимания, чем в других известных ритуалах.

При том, что такой способ передачи традиции естественно обогащает восприятие работ, где каждый участник обязан помнить все детали своей роли, это в то же время создает определенные проблемы для передачи традиции – при изустной передаче неизбежно возникают разночтения и при достаточном количестве работающих Лож рано или поздно возникают местные версии ритуалов, и каждая Ложа с полным основанием считает свою версию самой аутентичной. Способов проверки априори до недавнего времени не существовало – по той простой причине, что воспроизведение ритуалов на бумаге – даже в целях заучивания – было прямо запрещено. Современные «послабления» существую не так давно – разрешение на печать ритуалов было дано советом бывших Досточтимых Emulation Lodge of Improvement только в 1960 году, причем ОВЛА не ратифицировала это разрешение до сих пор – оно действует де факто без официального одобрения.

Интересно, что следы системы исключительно изустной передачи видны в английских Ложах до сих пор – в некоторых Мастерских, возраст которых исчисляется многими десятилетиями, а иногда и веками, посетитель наверняка услышит, что Ложа работает по английскому уставу, но не в стандарте Emulation – накопившиеся при устной передаче разночтения бережно сохраняются как памятник цепи передачи Мастерства от Каменщика к Каменщику.

Проблема точности изустной передачи встала сразу после Объединения 1813 года – с большим трудом согласованный ритуал Единства нужно было сохранить в неизменном виде и передать всем Ложам только что созданной Объединенной Великой Ложи Англии. При этом запрещение на любую письменную передачу по-прежнему оставалось в силе. Для решения этого вопроса была проделана громадная теоретическая и организационная работа. В январе 1818 года была создана первая в истории Ложа Наставления, Perseverance Lodge (Ложа Усердие), и через десять лет после Объединения, 2 октября 1823 года, ее члены сформировали вышеупомянутую Emulation Lodge of Improvement – официальную Ложу – хранительницу традиции, задачей которой было сохранение в неизменном виде и передача ритуала с точностью до последней запятой, если конечно это выражение может быть применимо к чисто изустной передаче. 

С момента основания и до сегодняшнего дня это Ложа собирается каждую пятницу и проводит репетиции различных церемоний английского Ритуала Единства. Ложа принимает в качестве действительных и аффилиированных членов исключительно Мастеров, задачей которых затем становится передача ритуала в первозданной чистоте другим Братям своих провинций и юрисдикций. Для провинции или страны, практикующей английский Ритуал, счтается хорошим тоном иметь аффилиированную в Emulation Ложу или хотя бы Брата-корреспондента, посещающего эту Ложу и способного затем принять участие в передаче традиции дальше по братской Цепи.

Надо отметить, что в середине и в конце XX века, а именно в 1964 и 1986 годах в ритуал были внесены значительные изменения в части, касающейся символических кар, упоминаемых в Клятве, дабы сделать ритуалы более приспособленными к современной ментальности. Несмотря на это, стандарт ритуала, практикуемый Ложей Emulation, остался очень близок к букве и духу исходных оперативных систем и может рассматриваться как эталон того, что есть собственно масонская работа для Лож степеней от Ученика до Мастера.

В отличие от многих «континентальных» уставов, ритуал Эмулейшн избежал влияний «эзотерических» и алхимических элементов, внесенных в XVIII веке в системы, давшие впоследствии такие уставы как ДПШУ. Аналогично, в отличие от Исправленного Шотландского Устава, рыцарская и христианская тематика не проникла там в собственно каменщицкие степени, оставшись в исключительном ведении «побочных» орденов, использующих масонство как «подготовительную» фазу, но не входящих в систему масонского «ремесла».

Отдельно следует упомянуть ложи Священного Царственного Свода Иерусалимского, или Королевскую Арку. Эта система, являющаяся в некотором роде продолжением степени Мастера, помогает Каменщику позиционировать смысл своих работ в Библейском, точнее в Ветхозаветном, контексте. Ложи Свода никоим образом не являются «четвертым градусом» системы Эмулейшн – это отдельная концепция, дополняющая степень Мастера и в этом качестве упомянутая в Ландмарках. В континентальных юрисдикциях Царственный Свод хоть и сохранил тесную связь с английской «материнской» системой, но в то же время и стал местом собраний, общения и совершенствования регулярных Мастеров самых различных уставов и традиций.
Особняком стоят в английской системе «побочные» степени, самыми известными из которых являются Марка, Криптик и Рыцари Храма. В отличие от американской системы, известной как Устав Йорк, в Англии эти степени не являются частью какой-то иерархической лестницы «высших степеней», а образуют отдельную независимую и слабо иерархизированную систему, не имеющую прямого отношения к собственно масонству, хотя и сохраняющую с ним дружественные отношения и принимающую в свои ряды исключительно Мастеров Каменщиков.

Следуя традиции английских Лож, не буду здесь вдаваться в подробности ритуальных практик стандарта Эмулейшн. Лучший и едва ли не единственный реально действенный способ понять и проникнуться духом ритуала Единства – это посещение Лож, работающих по этому ритуалу. Путь это долгий и сложный – но результат стоит затраченных усилий. Пропустив через себя ритуал, поняв на уровне подсознания его глубинный смысл, каждый сможет вжиться в атмосферу братского тепла и взаимной поддержки, царящую в английских Ложах. И в конце ритуального банкета, повторить по древней традиции вместе со всеми Братьями – «рады встрече, расходимся с грустью и с радостью встретимся вновь».

Н.-Ш. З.
Париж-Шамбери, май 2009