В третьей степени отмечается убийство Хирама Абиффа, который был главным архитектором Храма и одним из наших трех Древних Великих Мастеров. Хирам был убит тремя рабочими, которым он отказался открыть слово Мастера. Потеря этого слова и замена его другим намекает нам на воскресение убитого к жизни, хотя в Йоркском Уставе рассказывается, что Хирама извлекли из могилы, только лишь чтоб похоронить его снова. Это были самые заурядные события настолько, насколько бывают заурядными убийство, открытие тела и наказание убийц. Символическое Масонство или Масонство трех первых степеней, единственный наследник мистерий, не сообщает нам истинное слово Мастера. Но мы можем открыть его в нашем Уставе, в других современных степенях. Это достаточно очевидно, что третья степень слишком повреждена, изуродована и наполовину стерта, но и сама по себе неудачная замена последней степени является одной из самых больших загадок. Говоря открыто, мы можем даже утверждать, что ничего не преподаем в этой степени, а если говорить аллегорично, то легенда этой степени является одной из самых несовершенных аллегорий.
Как столь заурядные события оказались достойными внимания столь многих просвещенных людей средь всех народов на протяжении многих веков? Какой интерес они составляют для нас? Прошло уже 3000 лет со времен Соломона, а по всей Европе и Америке и во многих других частях света до сих пор со знаками скорби отмечают смерть простого архитектора, который даже почти не упоминался в истории, в то время, как также умирало множество гораздо более известных философов и магов. Был ли Хирам подобно Сократу, одним из тех благодетелей рода человеческого, чье имя напоминает нам о самых выдающихся достоинствах и заслугах? Мы открываем хроники народов и нигде не можем отыскать его имя. Ни один историк не упоминает его. Хирам не был евреем или архитектором, но финикийцем и плавильщиком меди и других металлов. Весь его род занятий был связан с Храмом и ограничивался отливкой металлических изделий, которые должны были украшать его. Это все, что может добавить Масонская традиция, что не противоречило бы библейским Писаниям. Также в Писаниях не говорится о его смерти, Хирам упоминается лишь как умелый зодчий по металлам. Также в Писаниях нигде не указывается, что Хирам общался с царем Соломоном, или, что он не был язычником, держащимся своей родной финикийской веры.
В чем же тогда заключалась связь между этими тремя персонажами (Соломоном, Хирамом Тирским и Хирамом Абиффом)? Возможно, что кроме обычного союза соседних монархов, они были посвящены в Мистерии, практиковавшиеся в Финикии, в которую те попали через Палестину из Египта. Масонская легенда самостийна и не поддерживается историей и другими традициями.
В это невозможно поверить, что знание этого события такого несущественного и так несовершенно изложенного играет ведущую роль в степени Мастера. Драма, очевидно, является аллегорией, которую мы должны здесь рассмотреть и объяснить , и кажется, она намекает на более глубокие истины.
В течение многих веков и повсюду масоны отмечали смерть Хирама. Это событие, следовательно, представляло интерес для всего мира, а не только для конкретной нации, секты, ордена или кружка. Оно не относится к какому-то конкретному периоду времени, религии или каким-то отдельным людям. Это не аллегория о смерти Христа, ибо слишком мало в этом сходства, это аллегория также не является отсылкой к смерти Жака де Моле или Карла I, а также не является историей о гонении первых христиан или иудеев.
Среди всех древних народов существовали аналоги этой аллегории, и все они ссылаются на один великий первоначальный факт. Чтобы узнать их скрытый смысл, подобно многим иероглифическим письменам, нужен ключ, и этот ключ дают нам Мистерии древности.
Во всех Мистериях существовала двойная доктрина. Так было во всем мире: среди брахманов из Индии, среди друидов Германии и Галии, в Мемфисе, в Самофракии и Элевсине, так было у евреев и ранних христиан, а также в мистериях Цереры и Благих Богинь. Везде мы видим, что символы имеют материальное значение и имеют двойное толкование: одно буквальное, как бы материал, находящийся в пределах понимания обыкновенных умов, и другое – возвышенное, философское, доступное только тем гениям, которые в подготовительной степени постигли скрытый смысл аллегорий.
Повсюду на Востоке, колыбели религий и аллегорий, мы видим, что в древние времена под разными именами воспроизводится та же идея: Бог, Верховное Существо или необыкновенный человек убит, а после он воскресает к новой чудесной жизни. Везде мы встречаемся с воспоминаниями о великих и трагических событиях: преступление или грех, повергающий людей в горе и скорби, которые, однако, вскоре сменяются восторженной радостью.
Степень Мастера это всего лишь бледное отражение древнего посвящения, аллегорическая драма которого была изуродована и сделалась тривиальной, так что в настоящее время требуется весь опыт хорошо образованного Мастера, чтобы придать смысл толкованию искаженным иероглифам этой прекрасной степени.
Мы с готовностью признаем в Хираме, Великом Мастере вольных каменщиков, Осириса от Египтян, Митру персов, Вакха греков и Атиса фригийцев, чьи страсть, смерть и воскрешение были почитаемы среди этих народов соответственно. И астрономически он являлся эмблемой Солнца, символом марта (возрождения), Солнце, которое отклоняется по отношению к южной области, побеждается темнотой, которая в тех же аллегориях представляется как гений зла. Затем Солнце возвращается в северной области, побеждая темноту и поднимаясь из мертвых.
Постоянная борьба в каждом человеке Божественной и животной воли является неотъемлемой частью борьбы между добром и злом во всем мире. Так же древние ассоциировали с этим борьбу между здоровьем и болезнью, удовольствием и болью, войной и миром, богатством и нищетой. Им казалось, что это такой же постоянный конфликт, как между светом и тьмой, зимой и летом. Древние прибегали к теории двух принципов, все время находящихся в состоянии борьбы. Когда один из них побеждал над другим, в мир приходили грех и зло, боль и горе. Однако в возрождении древние видели Принцип Добра, воюющего против Зла. И в конечном итоге Добро одержит победу, преодолев все трудности, и тогда мир будет спасен и восстановлен.
Солнце стало символом этого благотворного принципа, а затем на небесах продолжили искать аналогии, и было придумано множество невероятных историй, которые добавили к основному событию массу новых обстоятельств, многие из которых были придуманы случайно, благодаря поэтическому вдохновению, и толковались они в каждой стране согласно вкусам или привычкам своего народа.
Как Солнце стало символом благотворного и Доброго принципа, так и его спутник Луна также превратилась в эмблему. Солнце легко стало живительным и порождающим Принципом, символизирующим также разум и мысль, а Луна, его жена стала пассивным принципом, означающим Материю. И такие значения создавали тысячи путаниц, многие из которых в настоящее время невозможно распутать или найти следы их источника.
Наука, предлагаемая знатным египтянам, была не для каждого. Доктрины морали, политических законов, контроля общественного мнения и гражданских институтов были одинаковы для всех, но религиозное обучение было разным, в соответствии с возможностями, добродетелями и пожеланиями каждого из них. Тайны Мистерий не носили всеобщего характера, и как Масонство в наши дни, обладали сокрытым значением. Понятие о природе Божества не давалось всем без разбора, потому что оно было реально, и чтобы сохранить правду, требовалось необходимым не открывать ее всем.
Было бы хорошо, если бы эти мудрые предостережения были бы также взяты на вооружение современными масонами. Тогда масонство не потеряло бы свои самые ценные привилегии, как это было, когда его Храм оказался брошен открытым для всех без разбора, кто мог бы заплатить.
Раньше степень Мастера сохраняла некоторые остатки своего древнего величия. Масон мог под различными символами, которыми покрыта Истина, узнать ее реальный характер, объект и происхождение этого древнего памятника человеческой мудрости.
Однако истинный смысл все еще может быть обнаружен под символами. Они открывают, что драма третьей степени, как и все древние Мистерии, представляет собой ежегодный оборот Солнца, его символической смерти и воскресения во время зимнего солнцестояния. В различных формах и под различными масками, мы находим эту аллегорию повсюду. И во всем этом заключается учение, что смерть Осириса, Атиса, Хирама, или любого другого героя, представляющего собой Солнце, есть вечный конфликт между Принципами Добра и Зла, падения человека, его бессмертия и искупления. Эта история борьбы между светом и тьмой началась, когда грех вошел в наш мир. Свет, олицетворяет собой Добро, и Зло, являет собой Тьму. И конечным триумфом является победа света и Принципа Добра, как доказательство милосердия и справедливости Великого Архитектора Вселенной.
Аллегорию смерти и возрождения Бога Света, можно также еще объяснить символом великого принципа порождения через гниение (из алхимии), видимая смерть животного существа на самом деле служит неисчерпаемым источником новой жизни. Поэтому в праздник весеннего равноденствия всеми древними народами осуществлялись жертвоприношения. Считалось, что кровь жертвы оплодотворяет землю и вскармливает новую жизнь. И ко Вселенской радости, при первом появлении знака Тельца (Быка), и две с половиной тысячи лет спустя при появлении Овна (Барана) в день равноденствия, Солнце начинает возвращаться, пробуждая в зародышах, заложенных в земле жизнь, и давая обещание будущего изобилия. И память о Яйце, из которого согласно поверьям индусов, зародился мир, дошла даже до наших дней, в этот день весеннего равноденствия в качестве подарков до сих пор принято дарить раскрашенные яйца (Пасха).
Имя, которое мы читаем как Хирам, означает Царь, Khiram (Воскрешенный к жизни), в летописях упоминается как Khourass (белый), термин, характерный для древних посвященных, и особенно применимый к Солнцу.
Хирам убит. Так было и с Осирисом. Хирам, подобно Осирису, было просто извлечен из могилы, но в других легендах есть воскресение. Убийство на латыни occidere, occident, что также значит Запад, который образно убивает небесные тела, будто их проглатывает впадина, находящаяся за горизонтом. Также воскресение образно означает возрождение, от латинского слова resurgere– снова восставший. Солнце и звезды восходят снова, возвращаются к жизни, когда они появляются над восточным горизонтом.
Точка в круге, и этот круг, ограниченный двумя параллельными линиями, указывают на те же астрономические легенды. Круг – Солнце, и линии двух тропиков, за которые оно не может уйти. Но как каждая вещь в масонстве имеет двойной смысл, так и тут: круг с центральной точкой является, как это было во всем Восточном мире, символом мужского и женского начала, или творческой силы и материи – Бог и Вселенная. Пересечение двух равносторонних треугольников (гексаграмма), пришедшее из индийских мистерий, означало то же самое.
В легенде Осириса, гроб с его телом был брошен на берегу под тамариском. Другая версия гласит, что Исида нашла тело возле высокого вереска или ракитника.
Ветвь некоторого дерева или кустарника является необходимой во всех посвящениях: в египетских мистериях – это лотос, там, где фигурирует Атис – это ветвь миндаля, мирт у Венеры, у друидов – это белая омела, у ранних христиан – самшит, а в Мистериях, описанных Вергилием – это золотая ветвь, среди масон это колючая акация, которой была отмечена могила Хирама. Все это служит заменой вереска или тамариска в легенде об Осирисе. Древние считали акацию нетленной. Она особенно почиталась древними арабами. Они сделали это дерево своим идолом Al-Uzza, который был уничтожен Магометом. У сабинианцев ветвь акации служила наградой за доблесть и называлась ими houzza или Hoscheah, который распознает всякий Рыцарь Розы +.
В олицетворении астрономической аллегории нисхождения и восхождения Солнца, заключен сам символ борьбы Принципов Добра и Зла, Божественного и естественного Закона, духа и плоти. Индийцы, персы, египтяне, финикийцы, фригийцы, греки, самофракийцы, кельты, готы, все представляли Солнце Богом, Величественной Природой, стоящим над человечеством и недоступным для понимания людьми.
Но масонский миф представляет Хирама ни как бога или воина. Хирам является выходцем из народных масс. Он был сыном человека, который даже не принадлежал еврейской расе, а был финикийцем, а его мать происходила из колена Нафтали, которое не связано ни со священниками, ни с левитами. Хирам не был ни царем, ни сыном царя. Он не был ни воином, ни священником. Он являлся всего лишь простым человеком из народа, работником по металлу, золоту и серебру, железу и меди, и этого второго Тувалкаина, этого плебея, масонство делает спутником королей.
Когда Осирис и Вакх были убиты, они превратились в Богов. Но когда исчез Хирам, общество работников, лишившееся своего главного мастера и его света, приняли меры, чтобы найти его, и выбрали людей из своего числа, направленных на его поиски. Таким образом, масонство учит в рамках этого же древнего мифа, гораздо более благородным истинам: достоинству труда, равенству и братству, которые дает республиканская форма правления и администрации.
Хирам представляет собой не только Солнце и Доброе Начало, но и вечную, никогда не умирающую Изначальную Истину, все время сражающуюся за свою победу. Три убийцы (Хирама) это Властолюбие, Ложь и Невежество. Властолюбие коррумпированного священства, которое скрывает Истину от масс, что с помощью унизительных суеверий они могут подчинить массы своей полной воле; Ложь их заключается во множестве абсолютно необъяснимых фикций и басен, состоящих из жаргона и хаоса путаницы; воспользовавшись Невежеством, священство заставило поверить массы в ошибку и забыть Истину. Таков есть масонский миф!
“MagnumOpus’ A. Pike, из наставлений 28 степени Рыцарь Солнца Древнего и Принятого Шотландского Устава