1) Вы являетесь посвященным уже очень давно, можете вы дать ваше личное определение Свободного масонства на основании вашего опыта?
Именно, я уже долгое время являюсь «аргонавтом», я был посвящен в члены 10 декабря 1974, так что я уже больше сорока лет плаваю, подобно моряку, в огромном океане масонства. В свете своего опыта я бы определил свободное масонство так: сложная ассоциация, которая одновременно является ассоциативным явлением, школой ценностей, областью свободы, путем к самосовершенствованию человека, литургическим общением, духовным маршрутом. Основные его черты это: не отдавать предпочтение восприятию, но методологии, взаимодействовать с временем и местом, где происходит действие, предлагать более высокую перспективу, чтобы его члены понимали сложность человека и жизни. Конечно же, все это, по моему мнению, должно быть свободным масонством; на деле же многие масоны объединяют в себе черты, являющиеся полной противоположностью изложенного мною.
2) Современное свободное масонство отметило 300 лет, какие за это время произошли перемены?
Изменилось многое. В 1717 году это была элитная ассоциация, в общих чертах, являвшаяся чем-то вроде британского клуба, а через несколько лет она стала приобретать более ярко выраженные черты, распространилась по всей Европе и за океан, приобретая те аспекты, которые отчасти характеризуют ее и сегодня. В следующем веке были определены различные скрытые направления, и также по причине влияния на орден различных церемоний свободное масонство сегодня уже не континент, но нечто типа архипелага, образованного многими большими и малыми островами, которые часто сцепляются друг с другом.
3) Как по-вашему, нуждается ли теперь свободное масонство в модернизации или же в приближении к традициям?
Оно нуждается и в том, и в другом. Сохранение традиций является главным, иначе свободное масонство рискует потерять себя и трансформироваться в расплывчатую ассоциацию без точных целей, в постоянном поиске своей собственной идентичности, чего невозможно достигнуть, апеллируя к славным подвигам прошлого. Модернизация или, скорее моделирование настоящего также необходима. Те, кто не живет в своем времени, и не имеют планов на будущее, являются ходячими мертвецами, ничем более.
4) Недавно я слышал о том, что множество молодых людей снова устремились в масонство, вам об этом известно? И с каким настроением молодой человек должен обратиться к этому опыту?
Это правда. Молодые люди постоянно ищут ценности, общность и пути, свободное масонство может дать им все это, так что множество людей, стремящихся найти смысл жизни, стучатся в двери Храма. Часто я разочарован холодом современного общества и нахожусь в поиске интеллектуальных, моральных ценности; они тоже щут нить Ариадны, чтобы пройти через лабиринт жизни. Было бы важно, чтобы свободное масонство отвечало этим желаниям, но к сожалению, часто оно не способно на это.
5) Исторически масоны и свободное масонство были протагонистами великих гражданских завоеваний и политического и социального прогресса, а сегодня, похоже, эта роль утрачена, особенно в Италии, где свободное масонство упоминается только в негативном и связанном с конспирологией ключе. Так ли это и почему?
Это правда. Прежде всего потому, что свободное масонство, особенно английского направления, переживает кризис; в этом отношении интересно прочитать опубликованную в 2005 году книгу Алена Бауера «Сумерки братьев. Конец франкмасонства?». Причину следует искать в неспособности адаптироваться ко времени, утрате ценностей и традиций, и некоторых серьезных ошибках прошлого. В Италии ситуация даже хуже по причине наличия глубокой анти-масонской силы, обусловленной самой историей нашей страны и предрассудками, которые теперь живут в коллективном воображении итальянцев. Сообщества называются масонскими, хотя они точно не знают, что такое свободное масонство.
6) Немного самокритики: в Италии теперь утрачен счет Послушаниям, которые умирают и рождаются как грибы; несмотря на то, что многие великие мастера и соверены говорят о том, что « собирают вместе то, что разрозненно», похоже, никто не хочет следовать словам фактов, похоже, что каждый хотел бы стать главой маленького самодельного сада, вместо того, чтобы пытаться выстроить нечто более конкретное и четкое, пожертвовав некоторыми правами. Что нужно армии из 100 генералов и горстки солдат?
Я согласен: армия генералов и полковников проигрывает каждую войну, и фактически свободное масонство в Италии не теряет шанса, чтобы устроить своего рода забастовку. С другой стороны, феномен умножения хлебов и рыб типичен для полуострова. Просто подумайте, сколько партий или политических партий родились и работали со времен Второй Мировой войны до наших дней; я насчитал больше пятидесяти. Разделение, различие — это антропологическая итальянская характеристика, здесь ничего не сделаешь, полуостров – это страна сотен городов и множества колоколен. Наш личный интерес к коллективному заложен в нашей ДНК, как и драматически пустой и риторической само-референциальности.
Это не означает, что возможно собрать вместе разрозненные части; просто надо этого по-настоящему захотеть и засучить рукава. Думаю, многие хотели бы отбросить мелочи, которые нас разделяют, и отдать предпочтение множеству, объединяющему нас… важно начать, дать пример… а мы попробуем это сделать.
7) Вы были великим мастером великой ложи Италии прежних свободных епископов, связывавшей присутствие женщин (что очевидно может быть часть свободного масонства) с AASR(Древний принятый шотландский обряд), имевшим рыцарское происхождение и, следовательно, связанным с солнечной энергией? Нет ли здесь некоторого конфликта энергий?
Свободное масонство родилось в исторический момент, когда женщина была существом второго сорта, или просто другим. Она всегда нуждалась в мужской защите; в странах с демократическим устроением они не имели политических прав и также для них был особый уголовный кодекс (стоит подумать о праве на уважение). Теперь уже все не так и, поэтому, их нельзя снова дискриминировать. Если вы хотите найти причины для дискриминации в традиции, вы можете поставить перед собой ряд задач. И позвольте мне сказать прямо и в общем:
1. Есть только один обряд рыцарского происхождения, шведский, который был оформлен в 1770 году, когда был посвящен Густав III. Последняя степень обряда рыцаря командора красного креста присваивается совереном и признается государством. Другие обряды считаются имеющими рыцарское происхождение, согласно концепции Эндрю Майкла Рамсая, однако они не являются таковыми, поскольку невозможно прямо проследить происхождение от ордена; существует лишь присуждение имен и титулов.
2. Древний принятый шотландский обычай даже не предполагает рыцарского происхождения. Также нет никакого совпадения в том, что он родился по 25 линии в качестве правил усовершенствования ордена, соединив вместе хирамскую, розенкрейцеровскую, иллюминистическую, нео-темпларистскую мифологию с гностицизмом, кабалой и алхимией.
3. Различие между солнечной и лунной инициацией было изобретено, благодаря творческому духу французов. Когда в восемнадцатом веке возникли первые приемные ложи, они понравились многим знатным людям, среди которых была принцесса Ламбаль, и в Париже зародилась теория двух инициаций, заимствованная у алхимии (сухое, влажное). По прошествии века Освальд Вирт понял, что это различие не существует или же он определил, что совершенный новичок должен знать и пройти два пути, или же он не достигнет статуса андрогина.
4. Даже согласившись с существованием солнечных и прочих лунных категорий, сложно сказать, что первая включает все свойства древнего и принятого шотландского обряда.
5. Если предположить, что для женщины есть особый путь инициации, тогда следует вернуться к ее иной природе: влажной, коварной, пассивной, рецептивной, слабой. По этому пункту следует оправдать английских братьев 1717 года. Как указывает историк Фульвио Конти, они не отрицают достоинства женщины и не лишают ее социальной функции. Они просто говорят, что мужчина активный, солнечный, сильный, должен действовать в клубе, в ложе; при этом слабая и пассивная женщина должна действовать в гостиной их дома, ведя «беседу».
6. Если бы мы приняли вышеизложенное, было бы необходимо отбросить три века истории… тут не только следует понимать исламский фундаментализм, хотя толкование бурки, в конечном счете, идет от иной природы женщины и от лунной женской слабости.
8) В результате возобновления великого мастера великой ложи Италии вы вышли из послушания, создав новое; не желая вдаваться в подробности заслуг легитимности результата, полученного настоящим великим мастером, большинство послушаний по шотландскому обряду состоит в побеге братьев из Пьяцца дель Жезу… вам не кажется ненормальным, что у Великой ложи Италии так много ножниц?
Все ответы на это уже в прошлом. Шотландское свободное масонство времен падения Пьяцца дель Жезу приобрело дурное влияние после войны, как пишет Витторио Рауль Палерми. Великая ложа Италии родилась практически с Терзани, который предпринял быстрые действия после смерти Ди Джунта, и это характеризовало его полномочия авторитаризма и само-референтности, под конец общий подъем заставил его уйти в отставку. И с тех пор послушанию пришлось плохо, за исключением Джованни Гинацци, который великолепно его восстановил при помощи централизованного правительства. После его смерти эра закончилась, общество нужно было обновлять, однако этого не произошло, и совмещение должностей великого мастера и великого командора соверена вместе с запутанным и противоречивым приказом привело к повторяющимся кризисам.
Стабильность масонской организации зависит от трех факторов: ясных и не противоречивых уставов с правилами, которые нужно применять, а не интерпретировать; замены должностей и функций; разделения трех полномочий; первенство коллегиальных органов, четкое разделение между орденом и обрядами или обрядом.
Также следует добавить, что длительные потрясения часто происходят по причине шотландского обряда. Многие отошли из-за Саверио Фера… Когда Фера в 1909 году отделилcя от Великого востока, у него не было Bolle. Единственный патент шотландского обряда исходил от Августа Де Грасс-Тилли, поэтому Фера заявил о легитимности его Верховного совета в связи с его прямым происхождением, и о международном признании. По намеченному им пути пошли многие.
9) Если говорить о положении масонства в Италии, CAMEA была первым итальянским послушником (и, возможно, единственным), являвшимся гражданской стороной в процессе мафии, хотя, несмотря на это, не было «братьев», попытавшихся дискредитировать послушание в национальном и международном масштабе, в данном случае с Clipsas(Центр связи и информации масонских послушников, подписавших Страсбургское соглашение) масонству был причинен немалый вред. Кто получает выгоду от этого деструктивного и дефектного поведения? Определенно, это не свободное масонство.
От такого поведения свободное масонство только проигрывает. Факт тот, что, особенно в Италии, молятся о благе, а получается плохо. CLIPSASродилась из страсбургского призыва запретить любой догматизм и продвигать идею возвращения изначального духа свободного масонства: универсальность, королевское братство, устранение препятствий любого рода. Так что в реальности существуют общества, которые, несмотря на их приверженность принципам Страсбурга, имеют концепции территориальной эксклюзивности и автократические чаяния. На практике они хотят быть слабым подражанием великой единой ложе Англии.
10) И в заключение, что бы вы пожелали будущему свободного масонства и как вы работаете над этим?
Мы надеемся, что свободное масонство снова будет пространством свободы, путем к человеческому самосовершенствованию, сообществом посвященных, духовным маршрутом. Если оно достигнет этих целей, оно вернется к тому, что его голос будет услышан и станет важным компонентом человеческого контекста, в противном случае оно будет все больше деградировать, являя вид бледного меланхолического призрака прошлого и структурируя себя как вместилище людей, имеющих иллюзии того, что они что-то собой представляют.
Как мы хотим добиться этого? Можно сказать вкратце:
— понимать и защищать гуманистические ценности, такие как свобода, равенство, братство, толерантность, уважение других людей, солидарность.
— Развитие динамики умения слушать и вести диалог, согласно афоризму Гвидо Калогеро: Понимайте другого так, как вы хотели бы, чтобы понимали вас. "
— Стремитесь к правде, применяя методологическое сомнение.
— Углубить путь инициации на основании масонского метода, состоящего из следующего: экзегеза иконологического символа, динамического и нарративного, при обучении молчанию и слову, переходя от данной толерантности к толерантности оценки другого самим собой.
— Продвижение культуры и искусства
— Продвижение внутренней и внешней солидарности.
— Продвижение защиты ценностей свободного масонства.
— Защита свободного масонства и борьба с невежеством и предрассудками.
— Продвижение единства, сотрудничества и солидарности среди всех масонских сообществ.