Уже больше года центральной проблемой всего человечества является пандемия COVID-19. Братья и сестры ложи провели анализ ситуации, рассмотрели влияние эпидемий и пандемий на развитие человечества в разные исторические периоды, проанализировали социально-экономические и демографические последствия нынешней пандемии, детально изучили влияние пандемии на отдельную отрасль на примере культурно-досуговой индустрии как одной из наиболее пострадавших в силу своих особенностей. Свое исследование братья и сестры представили в форме доклада с дальнейшим деятельным обсуждением. Вашему вниманию представляем сводный доклад, посвященной этой злободневной теме.
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ БОРЬБЫ С ПАНДЕМИЯМИ
Начнем с определения. Слово «пандемия» происходит от греческого «пандемос», что означает «принадлежать всем людям». Пандемия — это вспышка глобального масштаба. О наступлении пандемии говорят, когда новая бактерия или вирус становятся способными к быстрому распространению и затрагивают очень много людей по всему миру.
Эпидемия специфична для города, региона или страны и возникает, когда число инфицированных превышает ожидаемое количество в пределах одной страны или ее части.
Наиболее известные пандемии и эпидемии в истории человечества
- Юстинианова чума: 540 — 541 г. н.э.
- Черная смерть (черный мор): 1346-1350
- Холера: 1899-1923 гг.
- Испанский грипп (H1N1): 1918-1920
- Грипп (H2N2): 1957-1958
- Гонконгский грипп: 1968-1969 гг.
- Птичий грипп (H1N1): 2009
В истории известны три колоссальные пандемии чумы. Если при эпидемиях натуральной оспы, холеры, сыпного тифа, испанского гриппа, гриппа H1N1, COVID-19 и многих других — погибало, за редкими исключениями, не больше 30 % заболевших, то заболевание чумой означало верную смерть. Заболевший неминуемо умирал через несколько дней, поэтому ужас эпидемий чумы затмевал ужас всех войн.
Первая — «Юстинианова чума», началась в Египте, опустошила почти все страны Средиземноморья и держалась около 60 лет. В разгар эпидемии в 541 году только в Константинополе ежедневно умирали тысячи человек. Всего погибло около 100 миллионов человек, Византия потеряла примерно половину населения.
Вторая пандемия — «Чёрная смерть» — зародилась в Азии и в 1346—1348 годах бушевала в Европе, где её жертвами стали 25 миллионов человек.
Историки выделяют следующие пики активности чумы:
- 1050—1200 годы — предшествующие эпидемии в Азии; эпидемии чумы отмечались в Индии, Средней Азии и Китае, но чума проникла также в Сирию и Египет
- 1346—1382 годы («Чёрная смерть»)
- 1545—1683 годы
- 1710—1830 годы.
Между этими периодами порой менялось по несколько поколений людей, не знавших чумы (чума в эти периоды сохранялась в многолетних природных очагах)
Третья пандемия — пандемия чумы, началась в 1855 году в Центральном и Юго-Восточном Китае, как только эпидемия достигла побережья, суда, быстро разнесли чуму по всем частям света.
Человечество на протяжении всей своей истории время от времени страдало от разрушительных вспышек холеры. Все пандемии холеры распространялись по миру из долины Ганга, где болезнь хорошо известна с античности. Хотя в Европе о холере писали ещё Гиппократ и Гален, до XIX века заболевание локализовалось на юге Азии. В 1817 году первая пандемия холеры охватила все без исключения страны Азии и докатилась до Астрахани. Общая численность жертв пандемии исчисляется шестизначными цифрами. Только аномально холодная зима 1823—1824 гг., сковавшая льдом реки даже в южных странах, не позволила болезни проникнуть в Европу.
Вторая пандемия вспыхнула на равнинах Ганга в 1829 году и продолжалась целых 20 лет. Во время этой пандемии болезнь впервые проникла в Европу, в США, в Японию.
Пик эпидемии в России пришёлся на вторую половину 1830 и первую половину 1831 года.
Третья пандемия пришлась на 1850-е гг. и совпала по времени с Крымской войной. Только в России число жертв превысило миллион человек. Эта эпидемия была самой смертоносной в XIX веке. Всего учёными выделяется семь пандемий холеры:
- Первая пандемия, 1816—1824 гг.
- Вторая пандемия, 1829—1851 гг.
- Третья пандемия, 1852—1860 гг.
- Четвертая пандемия, 1863—1875 гг.
- Пятая пандемия, 1881—1896 гг.
- Шестая пандемия, 1899—1923 гг.
- Седьмая пандемия, 1961—1975 гг.
Официально считается, что с 1926 года холера не восстанавливалась в СССР. Однако вместе с появлением седьмой пандемии в мире, распространение вибриона Эль-Тор произошло и в СССР. В 1965 году крупная вспышка холеры была в Каракалпакской АССР. Последующие вспышки холеры были зарегистрированы в 1970 г. в Одесской области, в Крыму, Астраханской области РСФСР, в Аджарской АССР в составе Грузинской ССР. В 1971 году возбудитель холеры Эль-Тор был обнаружен в водохранилище под Новосибирском.
Пандемия испанского гриппа с 1918 по 1920 год унесла 100 миллионов жизней, и справедливо считается самой страшной в истории.
В 1957-1958гг случилась пандемия, которая получила название «Азиатский грипп», вызванная вирусом H2N2. Пандемия началась в феврале 1957 года на Дальнем Востоке и быстро распространилась по всему миру. Только в США во время этой пандемии скончалось более 70 000 человек.
В 1968-1969гг произошел средний по тяжести «Гонконгский грипп», вызванный вирусом H3N2. Пандемия началась в Гонконге в начале 1968 года. Всего число погибших от этой пандемии составило 33 800 человек.
Первый подтвержденный случай заражения людей птичьим гриппом произошел в Гонконге в 1997 году, штамм H5N1 Эпидемия заболеваемости птичьим гриппом началась в 2003 году, до этого поражения этим вирусом гриппа не носили массового характера. По данным ВОЗ на 30 октября 2009 года в период с 2003 по 2009 годы от «птичьего» гриппа скончались 262 человека из 16 стран мира. За короткий период времени грипп A/H1N1 охватил огромное количество стран, и в июне 2009 года ВОЗ объявила о самом высоком – шестом – уровне опасности. К началу ноября в мире зарегистрировано 440 тысяч случаев заболевания гриппом A/H1N1, более 5,7 тыс. из которых привели к летальным исходам.
Пандемия гриппа 2009 года, также называемая свиным гриппом или «мексиканка», стала второй из двух пандемий, связанных с вирусом H1N1 (первой стала пандемия испанского гриппа). Новая пандемия началась в Мексике и Соединенных Штатах в марте 2009 года. Несмотря на то, что, по оценкам, 11–21% населения Земли заразилось этой болезнью, она стала менее смертельной, и унесла от 150 000 до 575 000 тысяч жизней.
ПАНДЕМИИ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА КАК ФАКТОР МОДЕРНИЗАЦИИ
На протяжении всей человеческой истории вирусы, болезни и эпидемии являлись неотъемлемым элементом жизни обществ, часто становясь решающим фактором социальных и политических изменений. Болезни — это чуть ли не первый элемент глобализации, связавший все страны и сообщества. Распространение микробов, вирусов и инфекций шло рука об руку с торговой экспансией, колониальными захватами, да и любыми иными контактами между различными обществами. Просто отметим, что до начала ХХ века в военных конфликтах потери вооруженных сил в первую очередь включали в себя смерти от болезней, а уже потом — боевые потери.
Позволим предположить, что анализ социально-политических эффектов нынешней пандемии страдает именно от отсутствия перспективы на основе изучения болезней в «долгом времени». Раз инфекционные болезни сотрясали человечество тысячелетиями, то и их эффекты имели во многом долгосрочный характер.
В рамках теории модернизации победа над вирусами является важным фактором развития, который свидетельствует о наличии необходимых изменений в некоторых важных сферах. Как минимум победа над вирусами — это:
а) свидетельство развития общественной гигиены и медицины как необходимое условие для развития городской среды и городских профессий;
б) свидетельство развития науки и образования (инженер, ученый, врач — главные профессии модернизации);
в) свидетельство рационализации и секуляризации управления (больница вместо церкви, врач вместо священника).
Во-первых, мы рассмотрим вирусы как причину модернизации. Это болезни как триггеры институциональных изменений и разница в патогенной нагрузке как причина для появления новых ценностей, новой организации общества и, соответственно, для новых институтов.
Во-вторых, это вирусы как следствие модернизации. Процесс модернизации, который включает в себя урбанизацию, индустриализацию, невероятный скачок в развитии транспортных коммуникаций, оказывается фактором глобальной связанности. В результате сообщества стали гораздо интенсивнее обмениваться вирусами. Как холера попала в Европу из Индии в XIX веке? Ровно так же, как и коронавирус из Уханя в Милан и Нью-Йорк в XXI веке.
В-третьих, это вирусы как препятствие модернизации. Высокая патогенная нагрузка оказывается важным фактором, препятствующим колонизации, импорту технологий и институтов, сохранению коллективистских ценностей.
В этом контексте вирусы можно рассматривать и как источник социального регресса.
Вирусы как причина модернизации
Едва ли не самая изученная эпидемия с точки зрения ее эффектов на модернизацию Запада — эпидемия бубонной чумы («Черная смерть») XIV века. Пришедшая в Европу в 1347 году с Востока, она унесла жизни примерно 30 % населения континента.
Эпидемия повлекла за собой важные последствия в Западной Европе в первую очередь в сфере экономики и общественных отношений. Демографический коллапс повлиял на рынок труда. Смерть работников создала дефицит рабочих рук, что послужило фактором роста стоимости рабочей силы в Европе. Ответом на рост цены трудовых ресурсов стали закрепление автономии работников в Западной Европе, появление новых стимулов к механизации и креативности.
В Восточной Европе, наоборот, «Черная смерть» привела к ухудшению положения работников, вызвав новую волну закрепощения крестьян — так называемое второе введение крепостного права. Экономисты считают эпидемию «Черной чумы» отправной точкой дивергенции между Востоком и Западом Европы и отправной точкой институциональных отличий на Западе. Иными словами, именно эпидемия бубонной чумы стала в Европе тем триггером, который запустил процесс модернизации.
Среди иных последствий — подрыв авторитета католической церкви. Молитвы священников и религиозные обряды не защитили европейцев от болезни, одновременно возрос интерес к практической фармакологии, экспериментам, медицине и науке в целом.
Вирусы как следствие модернизации
Неотъемлемыми составными процессами являются индустриализация и урбанизация. В городах начали строиться фабрики и заводы, туда стали массово прибывать бывшие крестьяне, обеспечивая резкий приток переселенцев из сельской местности и, соответственно, взрывной рост численности городского населения. Это ведет к повышению скученности проживания в городах. На первых порах, когда развитие городской инфраструктуры не успевает за ростом населения, это приводит к появлению трущоб, антисанитарии и повышению риска заражения. Рост численности населения влечет за собой изменение биоразнообразия, смешение ареалов проживания многих видов, обмен видами между странами и континентами, что провоцирует появление новых болезней.
Кроме того, индустриализация ведет к настоящим прорывам в транспортном сообщении. Появление железных дорог, пароходов, постройка мостов, каналов резко повысило связанность мира и сократило расстояния. Однако совершенствование транспортного сообщения привело к ускорению обменом микробами, вирусами болезнями, что и произошло и с пандемией коронавируса COVID-19, который быстро распространился по всему миру во многом благодаря глобальному охвату коммерческой авиации.
Еще одним следствием модернизации стало резкое увеличение численности населения планеты, особенно с XIX века. Демографический взрыв привел не только к росту плотности населения, но и к проникновению человека во все уголки земного шара —хотя бы ради поиска и эксплуатации природных ресурсов.
Последовавшее изменение биоразнообразия привело к смещению ареалов проживания многих видов, в результате чего стали пересекаться те виды, которые в природе в обычное время не пересеклись бы.
Глобализация предполагает ускорение обмена людьми, товарами, информацией, деньгами и, к сожалению, вирусами и болезнями. Рост связанности мира облегчает зарождение и распространение новых пандемий: изменение биоразнообразия планеты, рост плотности населения и постоянное совершенствование транспортных коммуникаций.
Вирусы как препятствие модернизации
Одним из ключевых процессов модернизации является урбанизация. Размер европейских городов в доиндустриальную эпоху был довольно скромным по сравнению со многими азиатскими городами. Одной из причин такого отставания был низкий уровень развития общественной гигиены, вследствие чего смертность в городах опережала рождаемость.
В то же время постоянные эпидемии как результат скученности и антисанитарии имели свое преимущество: выжившие получали иммунитет и уже были более устойчивы к известным болезням. Неудивительно, что в до современную эпоху часто осады городов снимались из-за мора среди осаждавших, не имевших иммунитета от «городских» болезней.
В ситуации, когда рост населения начал опережать развитие общественной гигиены и здравоохранения, высокая смертность от эпидемий оказывалась препятствием для развития городов: новые пролетарии стали восприниматься в социально-биологических терминах. Иными словами, обитатели рабочих кварталов рассматривались и как социальная угроза (революционная беднота), и как биологическая опасность (источник инфекций). Без решения проблемы общественной гигиены не могло быть дальнейшего развития европейских городов, превращения их в индустриальные центры.
Скученность, бедность и антисанитария — благодатная почва практически для любых вирусов. Урбанизация означает постоянный приток мигрантов в городскую экономику, но она же их «поселяет» в трущобы, с заведомо более низкими стандартами гигиены, менее доступной медицинской помощью. Европейские города смогли решить эту проблему только благодаря созданию системы общественной гигиены, внедрению новых гигиенических стандартов.
Модернизация прочно ассоциируется с рационализацией. Это понятие можно отнести и к рационализации сознания, и к рационализации управления. В рациональной картине мира эпидемия требует научного ответа, основанного на доводах разума. Символы современности — это врачи, медицина, новые лекарства, новые научные теории, система общественного здравоохранения, создание санитарных служб. Это они предложили вакцинацию, канализацию, теорию микробов, антибиотики, систему госпиталей. Однако сплошь и рядом в истории мы видим, как эпидемии пробуждают волну иррациональности, часто прямо направленную на «рациональных» врачей, госпиталей, санитарные меры властей.
Сплошь и рядом пандемии чумы, тифа, холеры сопровождались «пандемиями ненависти», причем как со стороны толпы, так и со стороны властей. Эпидемия «Черной смерти», внезапная и смертельная, повлекла за собой убийства каталанцев в Сицилии, священников и нищих во многих городах, но особенно больше всего насилия было проявлено против евреев. Типичным обвинением было намеренное распространение болезни.
Исторический опыт говорит, что обвинения и протесты крайне похожи во все века: население выступает против карантинных мер, обвиняет особые группы меньшинств в намеренном распространении болезни, нападает на докторов и чиновников, громит госпитали и правительственные здания. Иррациональность этих действий довольно очевидна.
Итоговая оценка пандемий как фактора модернизации
Можно отметить, что не все вирусы одинаково полезны. Разные патогены внесли свой «вклад» в модернизацию. Чуме предписывается роль триггера институциональных сдвигов в Западной Европе; оспа помогла придумать вакцинацию; холера способствовала становлению современных санитарных служб; тропические болезни в целом подтолкнули развитие микробиологии.
С другой стороны, холера, туберкулез, тиф стали бичом растущих городов, препятствуя их развитию. Чума, холера, тиф вызывали вспышки насилия (например, холерные бунты) против врачей, властей и отдельных социальных групп, которым вменялась вина за зарождение и распространение этих болезней. Внезапные вспышки вирулентных эпидемий — чумы, холеры, оспы — с высокой смертностью часто способствовали всплескам религиозности. Это неудивительно: люди боятся заразиться смертельной болезнью, и их страхи выражаются в социальном поведении.
Таким образом, одна и та же болезнь могла быть и драйвером «созидательного разрушения», и источником социального регресса в обществе. Это вопрос перспективы: долгосрочные эффекты эпидемий могут проявляться сильно позже краткосрочных. Учитывая уровень развития цивилизации сегодня, можно осторожно предположить, что долгосрочные положительные эффекты эпидемии Коронавируса в целом превосходят краткосрочные негативные.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПАНДЕМИИ COVID-19
Сегодня, 22 апреля 2021 года, данные статистики коронавируса в мире выглядит обнадеживающе. Инфекция распространяется в странах не так активно, как раньше. Число заболевших коронавирусом в мире ежедневно увеличивается — 148 970 072 человек заболели на 22 апреля 2021 года (+716 166 случаев за последние сутки). При этом этом количество новых случаев заражений постепенно сокращается. На сегодня выздоровело 118 948 613 (+253 117) заразившихся, умерло 3 172 587 человека (+ 13 108 за сутки).
Сегодня же одной из главных проблем является устойчивость некоторых бактерий к антибиотикам, а также участившиеся случаи передачи вирусов от животных к человеку, как было в случае с тяжелым острым респираторным синдромом (SARS), Ближневосточным респираторным синдромом (MERS), эболой и 2019-nCoV.
В начале пандемия оказывала локальное влияние на фондовые биржи Китая, где с 21 января 2020 года начали снижаться объёмы торгов Но уже 27 января, на фоне роста числа заболевших, падение затронуло европейские биржи. Дальнейшее развитие событий привело к глобальному обвалу фондового рынка, который начался 20 февраля 2020 года.
Непосредственно пандемия привела к закрытию предприятий в странах с высоким процентом заболевших, резкому возрастанию спроса на продукты повседневного спроса, спекуляциям на рынке определённых товаров: противовирусных препаратов, санитарных масок, дезинфицирующих средств.
Увеличение объёма продажи туалетной бумаги за март 2020 года по сравнению с мартом 2019 года:
Италия — 140 %,
Испания — 82 %
Великобритания — 80 %
США — 60 %
Германия — 35 %
Франция — 30 %
Сегмент общественного питания оказался одним из наиболее пострадавших из-за ограничений, связанных с пандемией (так, в 2020 году в центральных торговых коридорах Москвы закрылось 208 заведений общепита, что на 35 % превышает аналогичный показатель за 2019 год).
При этом, пандемия привела к значительному росту спроса на услуги доставки еды из-за нежелания (в некоторых странах и регионах — запрета) многих граждан выходить из дома. Из-за остановки предприятий в Китае, а затем и во всём мире спрос на нефть и нефтепродукты значительно упал что, в свою очередь, привело к обрушению цен на нефть. Были отменены многие рекламно-информационные мероприятия, такие как авиасалон Фарнборо.
Продолжительный карантин изменил приоритеты потребления: упал спрос на ряд товаров, такие как автомобили и одежда, но при этом вырос спрос на товары для дома, как на облегчающие домашний быт, например, хлебопечки и биде, так и на домашний спорт (велотренажёры), и на домашние развлечения (онлайн-игры, настольные игры). Также вырос спрос на товары для домашнего офиса, так как многие виды работ стали удалёнными, и соответственно переживают пик популярности приложения для видеоконференций. Крупные производители автомобилей, такие как Volkswagen, BMW, Daimler и многие другие были вынуждены значительно сократить производство или даже полностью остановить его.
Пандемия коронавируса практически погубила круизный туризм: из-за ограничений компании-судовладельцы были вынуждены поставить лайнеры на прикол, а то и вовсе сдать их на металлолом. Пандемия затронула системы образования во всём мире, что привело к массовому закрытию школ и университетов. Параллельно с этим начался массовый переход к обучению школьников и студентов через интернет.
Были отменены или отложены множество соревнований, в том числе крупные международные, такие как:
- чемпионат Европы по футболу 2020 (перенесён с 2020 на 2021 год);
- летние Олимпийские игры 2020 в Токио (перенесены с 2020 на 2021 год);
- матчи плей-офф Лиги чемпионов УЕФА (отложены);
- матчи плей-офф Лиги Европы УЕФА (отложены);
- национальные чемпионаты европейских стран практически по всем видам спорта отложены или отменены, включая чемпионаты Англии, Германии, Испании, Италии, Франции, России по футболу;
По всему миру в той или иной степени было ограничено посещение кинотеатров, кинофестивали были отменены или отложены, кинорелизы передвинуты на будущие даты, кинопроизводство приостановлено. Из-за пандемии театры, музеи, художественные галереи и другие культурные учреждения по всему миру оказались закрыты. Объёмы оказываемой им финансовой поддержки сильно зависят от страны, если в США было выделено 200 миллионов долларов в качестве помощи культурным институциям, то Германия выделила 50 миллиардов евро, а власти Испании заявили, что на время пандемии культура должна стоять на последнем месте в списке приоритетов.
Влияние пандемии на учреждения культуры
Пандемия коронавируса, несомненно повлияла на все отрасли жизни и деятельности человека, одни она просто уничтожила или почти уничтожила, другие укрепила и дала развитие. Многие потеряли всё, кто-то же умудрился построить бизнес или начать новое дело.
Рассмотрим влияние пандемии на отдельно взятую отрасль культура, точнее на театральный мир. Проблемы начались в Европе и выражались не только в том, что было бесчисленное количество жертв и врачи не знали как лечить людей и так далее, но и в том, что те люди, которые были живы и здоровы в одночасье потеряли работу, так как кругом всё закрылось, в том числе музеи и театры. К сожалению, в Европе и в том числе в Италии, где итак часто платят через год после спетых спектаклей, ничего не открылось до сих пор. Многие маленькие театры Европы, Италии, Германии, где их больше всего в мире, не откроются увы никогда. До сих пор многие артисты, живущие и работающие в Лондоне или в Париже, не могут выходить на сцену, поскольку все спектакли отменены на неизвестный срок. Система работы театров во всём мире кардинально отличается от системы в России. Российские театры работают по системе репертуарного театра, того, который создал Станиславский, то есть в каждом театре есть своя труппа и определённый список спектаклей, которые дополняются со временем или напротив уходят из репертуара, но с равной периодичностью играются одной труппой, которая тоже незначительно меняется с годами, и которая получает стабильный оклад и дополнительную оплату за каждый сыгранный спектакль, которая часто бывает в разы больше оклада. И театры в России помимо спонсорских средств, обеспечиваются государством.
Во всём мире система абсолютно иная, называется она система stagione. Её смысл заключается в том, у театров там либо вовсе нет труппы, либо есть (в основном в театрах Германии и Австрии) очень маленькое количество своих штатных солистов, которые получают очень средний оклад минус огромные налоги и никаких доплат за сыгранные спектакли и при этом играют второстепенные маленькие роли, а на роли главные обязательно приглашаются звёзды или менее знаменитые но всё равно приглашенные солисты из разных стран, которые и получают большие гонорары. Чаще собирается состав приглашённых артистов, играется блок в несколько спектаклей и все разъезжаются кто куда. Вот этих приглашённых артистов называют фри-лансерами, то есть такие вот вольные художники. Чаще всего они не прикреплены ни к какому театру и работают от контракта до контракта через агенства, зарабатывая только то, что получают, подписывая контракт с тем или иным театром. Вот как раз-таки по таким артистам пандемия ударила больше всего. Если, допустим, на примере моего театра, в российских театрах, нам всё время пандемии платили оклад, и даже дважды выплатили премии за время простоя в размере приблизительного заработка за отменённые спектакли, то те артисты, которые являются фри-лансерами, остались просто без средств существования. Посыпалось всё, агенства, артисты, театры. Эти все организмы и без пандемии требуют огромных затрат и спонсорских вложений, а опера вообще никогда не окупается, за счёт огромных вложений в постановки и не таких больших денег на билеты, даже если в ней участвуют звёзды мировой величины, и можно себе представить, как всё рухнуло в этот период. Пример — Метрополитен опера в Нью-Йорке, первый театр мира, который существовал исключительно на спонсорские средства, просто закрылся, распустил при этом оркестр и хор, можно сказать уволив, поскольку руководство решило, что так, люди могут расчитывать хотя бы на пособие по безработице. До сих пор, спустя год, театр не работает, а это с давних времён был самый богатый театр мира. Также многие театры Италии закрыты, кто-то проводит онлайн концерты, но материальной составляющей в них никакой нет. Лондон, Париж, Берлин — бесконечные локдауны, многие артисты приезжают сейчас уже на редкие контракты и часто в процессе репетиций всё останавливается на неопределённый срок, потом возобновляется, потом снова локдаун. В нашей стране совсем недавно буквально на днях известный пианист Денис Мацуев объявил, что президент Владимир Путин дал распоряжение создать Фонд помощи тем артистам в нашей стране, которые являются фри-лансерами и остались в это время без работы, поскольку как известно театров мало, а артистов огромное количество и не все имеют своё место в театре и также по примеру многих коллег из заграницы остались без заработка. Известно, что в Германии оркестрам при филармониях и театрах платили оклады в размере примерно 5-6 тысяч евро ежемесячно в период абсолютного локдауна, но Германия это исключение т.к там театры имеют не только поддержку спонсоров, но прежде всего государства, а именно города, земли и самой страны, то есть такая трёхсторонняя помощь. В остальных странах мира нет никаких фондов, никакой гос.поддержки и даже те артисты, которые сумели за свои долгие звёздные карьеры заработать достаточно, чтобы позволить себе вынужденно не работать полгода, довольно сильно напряглись, не говоря уже о тысячах простых музыкантов, многие из которые являлись ведущими солистами допустим оркестров самых первых филармоний и театров мира, а теперь вынуждены работать в разных отраслях допустим торговли или общепита, чтобы суметь хоть как-то прокормиться, и неизвестно, вернутся ли они когда-либо в профессию или нет. Также потеряли и музеи и зоопарки и цирки и многие-многие другие отрасли культуры, которые несомненно требуют колоссальных вложений и затрат, а за время простоя, просто были вынуждены быть в максимально сжатом режиме существования.
В связи с этим, хотелось бы сделать вывод о том, что социально-экономические потери конкретно в области искусства и культуры колоссальные, и конечно, ни одна культурная страна мира не была готова к пандемии, что, как мне кажется, нужно принять как горький опыт, и обязательно, когда ситуация в мире восстановится, когда спонсоры смогут вновь возобновить поддержку театров, продумать на будущее фонды помощи, какие-то определённые ветви финансовых отраслей государства, которые будут направлены именно на помощь артистам в подобных ситуациях, то есть какой-то запас на такие случаи должен быть.
И конечно, на примере сферы, наибольшим образом пострадавшей от пандемии, возникает необходимость в подобной помощи и в других отраслях, с похожими принципами функционирования.
Очень хочется верить и надеяться, что в скором времени ситуация наладится и театры заработают с новой силой и культурная жизнь не только нашей страны, которая, как показала пандемия, оказалась не в самом худшем положении и хоть и с ограничениями, но ведёт культурную жизнь, но в особенности во всём мире наладится, и люди вновь смогут приезжать на спектакли театра Ла Скала или Ковент Гарден или Метрополитен опера и хотя бы ненадолго отвлечься от последствий пандемии, окунувшись в прекрасный мир искусства.
ИТОГИ
Человечеству еще предстоит дать полную и всеобъемлещюю оценку влияния COVID-19 на нашу жизнь. Несмотря на появление вакцины, темпы вакцинации оставляют желать лучшего из-за низких производственных мощностей и проблем с логистикой. Ситуация осложняется и острыми политическими баталиями, замедляющими распространение вакцины. Люди продолжают погибать, вновь и вновь вводятся локдауны, появляются новые штаммы и открываются новые последствия перенесенной болезни. Говорить о победе над ковидом пока что не приходится, несмотря на отдельные успехи отдельных государств. Разные подходы к борьбе с пандемией демонстрируют культурные, экономические и политические особенности разных стран, подготовленность системы здравоохранения, доверие к властям, способность властей жестко и решительно взять ситуацию под контроль проводя крайние, непопулярные меры. На фоне остальных стран наиболее эффективно повел себя Китай. Будучи источником распространения вируса, КНР смогла в кратчайшие сроки обуздать вирус и спасти экономику. При этом, китайские производственные мощности получили сверхприбыли за счет поставки дефицитных средств защиты и борьбы с вирусом по всей планете.
Создается серьезная угроза «настоящего» краха мировой экономики, взамен «мнимого» пожара в марте 2020 года, который удалось потушить «вертолетными деньгами» из федрезерва США. Когда меры стимулирования экономики исчерпают свой потенциал может произойти резкий откат, рост инфляции, повальная продажа акций и сформировавшийся пузырь на фондовом рынке США лопнет, потянув за собой весь остальной мир.
До сих пор остается открытым вопрос об истинных источниках пандемии, о намеренном распространении вируса, об истинных выгодоприобретателях. Одно мы можем сказать наверняка – пандемия тем или иным образом коснулась каждого жителя планеты и оказала огромнейшее влияние на человечество, что позволяет её рассматривать как мощнейший катализатор изменений, который может использоваться как инструмент геополитики. А это значит, что в будущем мы наверняка столкнемся с очередной пандемией и должны извлечь уроки из сегодняшних реалий ради нашего будущего.