Масонский календарь и масонские праздники. Зодческая работа ученика В.В.Н.Р., брата А .К. - Великий Восток Народов России

Масонский календарь и масонские праздники. Зодческая работа ученика В.В.Н.Р., брата А .К.

Масонский календарь и масонские праздники

Масонство формирует с связь с великими людьми и событиями древности с помощи преемственности образов и символов, тем самым подчеркивая свою высокую миссию перед человечеством и вытекающую из неё не менее серьезную ответственность. Этой цели служат, например, утверждения о том, что масонские работы совершаются с сотворения Земли, а первым масоном был Адам. Разумеется, это всего лишь легенды, которые помогают создать нужное восприятие. Или, например, легенда о Хираме Абифе, представленная в масонстве в виде драматичного ритуала, которая берет свое начало из Ветхого Завета. Другим примером символа, подкрепляющего характер масонства, как нравственно-ценностной системы, проходящей сквозь века, при этом сохранившей в себе самое чистое стремление к совершенствованию мира и высшим духовным целям, является масонское летоисчисление. Этому элементу масонства, а также двум главным масонским праздникам и будет посвящено мое сегодняшнее исследование.

Привычное для западной традиции летоисчисление в качестве точки отсчета взяло год рождения Иисуса Христа. В средневековой христианской Европе с 525 года по инициативе Папы Иоанна I получило распространение обозначение A.D. – Anno Domini, что можно перевести как «Год Господень» или, привычное для русского языка обозначение «от Рождества Христова». Затем прибавилось англоязычное B.C. Before Christ – «до Рождества Христова», для обозначения событий, предшествовавших новой эре. Сегодня распространены обозначения до Н.Э. и после Н.Э, лишенные религиозной окраски лингвистически, но отсылающие к рождению Иисуса из Назарета.

До использования этой точки отсчета, летоисчисление проводилось от собственно сотворения мира по библейским источникам. По-латински такой стиль называется Anno Mundi, сокращенно A.M., что дословно переводится как «Год Мира». На практике же это можно перевести как, например, «300-ый год после сотворения мира». Существовало более 200 различных календарных стилей A.M. с погрешностями в расчетах. Anno Mundi, определенный как 3760 год до Н.Э., используется, например в ДПШУ. Стоит отметить, что точка отсчета в разных масонских ритуалах отличается. Данная работа посвящена летоисчислению в символических или либеральных ложах. Стоит, однако, обзорно упомянуть о других ритуалах.

Самая ранняя дата используется в символических ложах – 4000 лет до н.э. и обозначается как «Год света истинного, Anno Lucis». Считается, что отсчет ведется от того момента как Бог, согласно Библии, сказал: «Да будет свет», и свет воссиял. ДПШУ, как было упомянуто выше использует дату 3760 г. до н.э. В Йоркском уставе и ордене Тамплиеров за точку отсчета берут 1118 г. Н.Э. – год, когда первые рыцари приняли обет бедности, целомудрия и послушания, дав начало Ордену Храма. Собственно, обозначается дата как «Год Ордена», Anno Ordinis, A.O. Масоны Королевской Арки ведут отсчет новой эры от 530 года до н.э., который соответствует году постройки Второго храма в Иерусалиме, на месте первого храма царя Соломона. Обозначается он как Anno Inventionis – «Год открытия». А Орден Царственных и Избранных Мастеров отсчитывает календарь от года завершения строительства Первого храма в 1000 г. до н.э., именуя его как Anno Depositions – «Год Залога» (A:.Dep:)

В символических ложах получило распространение обозначение A.L. Anno Lucis, Год Света или Год Света Истинного, который также, как Anno Mundi, отсчитывается от сотворения мира. Датировка года Света Истинного основана на расчётах Джеймса Ашшера, англиканского прелата, работавшего в первой половине XVII века. Он разработал шкалу, по которой в соответствии с Книгой Бытия он определил год создания Земли как 4004 год до н. э. При расчетах даты он опирался не только на библейскую хронологию, но и на апокалиптический взгляд, согласно которому мессия придет на Землю через 4000 лет после сотворения мира. Тогда почему у него получился 4004 год, а не 4000? Этим он хотел исправить, по его мнению, ошибку в расчетах предшественников. Закрепленная Папой Иоанном I точка вызывала споры и Ашшер настаивал на том, что Иисус родился в 4 г до н. э. — последнем году правления царя Ирода. Надо сказать, что современная наука разделяет позицию Ашшера и признает его правоту, однако точку отсчета никто менять не торопится.

Джеймс Ашшер, насколько известно, не был вольным каменщиком, однако его исследование привлекло внимание Джеймса Андерсона, который и предложил в своей конституции использовать Ашшеровскую точку отсчета. Его конституция подписана двумя датами: 5723 In the Year of Masonry (Год Масонский) и привычным 1723 Anno Domini. Через 2 года, в «Списке Лож» Джона Пайна впервые встречается аббревиатура A.L. на геральдике Великого Мастера, что, однако, не дает серьезных оснований связывать её с Anno Lucis (Света Истинного). На протяжении XVIII века сокращение A.L. встречается в различных документах, относящихся к масонству, и все чаще после образования ОВЛА в 1813 году, но по-прежнему без точной расшифровки. Встречаются, например сокращения Anno Lat., что может означать Anno Latomorum (1732). Слово Latomorum – камнерезы, например, можно найти на гравировке ножен Герцога Норфолка, где оно употребляется как Latomorum Archimagistri – Великий Магистр-камнерез, то есть Великий Мастер Вольный Каменщик. Таким образом A.L. в значении Anno Latomorum как раз и означало «Год Масонский». В 18 вв. встречались также обозначения Anno Lithotomorum(Литотоморум) (1735), Anno Laotomiae (Лаотомие), Anno Lapidariorum (Лапидариорум) (1752), которые также можно перевести как «Год Масонский». Таким образом, есть все основания полагать, что прежде, чем сокращение A.L. стало Годом Света Истинного, оно в различных вариантах обозначало Год Масонский.

Anno Lucis (не сокращение, а именно слова) впервые в первоисточнике можно встретить лишь в 1777 году на особой грамоте, выпущенной Ложей Альфреда в Англии. Эта грамота давала право офицерам ложи, ввиду обязанностей по несению воинской службы, посвящать и повышать в градусе масонов вне ложи. Датирована грамота 15-ым февраля 5777 Anno Lucis. Ещё раньше, в «Иллюстрациях масонства» Альфреда Престона, изданных в 1772 году, автор упоминает, что Масоны встречались в тавернах, на одной из которых он видел записку, датированную «Anno Lucis» 5765. Таким образом, трансформация масонского летоисчисления может быть представлена следующим образом: Латинский стиль Anno Mundi с отсчетом от сотворения мира, затем вычисление Ашшером точки в 4000 г. до н.э., которую Андерсон использовал как «Год Масонский», тоже с аббревиатурой A.M., далее аббревиатура A.L. но в значении Года Масонского, и уже затем A.L. как Anno Lucis – год Света Истинного.

В масонском календаре примечательны две даты, которые считаются масонскими праздниками – Рождество Иоанна Крестителя-Предтечи 24 июня и день памяти Иоанна Евангелиста-Богослова 27 декабря. Обе этих даты символически и календарно совпадают или близки ко дням летнего и зимнего солнцестояния. В этом году точные астрономические дни солнцестояния приходятся на 21 июня и 21 декабря. Дата 24 июня памятна еще и тем, что в этот день были осуществлены первые работы в Великой Ложе Лондона в 1717 году в таверне «Гусь и Вертел», которые считаются отправной точкой спекулятивного масонства. А дата 27 декабря, примечательна тем, что она близка к католическому Рождеству Христову 25 декабря. На основе евангельского свидетельства о 6-месячной разнице в возрасте между Иоанном Крестителем и Христом церковный праздник рождества Иоанна оказался близок к летнему солнцестоянию, а Рождество Христово — к зимнему. Таким образом, под знаком Христа солнце начинает возрастать, а под знаком Иоанна — умаляться (согласно словам самого Иоанна «ему должно расти, а мне умаляться»).

В средневековой Европе различные ремесленные объединения брали себе святых в покровители. Иоанн Креститель является одним из самых почитаемых у христиан святых и покровительствовал различным ремеслам, был покровителем Иоаннитов, Рыцарей святого Иоанна или Госпитальеров, которые затем стали орденом Мальтийских рыцарей. Тамплиеры, имеющие определенную связь с масонством, считали обоих Иоаннов своими покровителями.

В либеральном масонстве, фигуры Иоаннов несколько утратили свою религиозную значимость, став фигурами символическими, но все равно связанными с вольными каменщиками.  Ложа Святых Иоаннов Иерусалимских или Ложа Святого Иоанна — согласно масонской легенде, первая Материнская Ложа, была учреждена в Иерусалиме и посвящена Святому Иоанну Крестителю, затем Святому Иоанну Евангелисту, а вскоре — им обоим. Таким образом, эта Мастерская носила название «Ложи Святых Иоаннов Иерусалимских».

Интересно, что первое документальное упоминание Иоанна Крестителя в связи с братствами Каменщиков относится к 1427 году (собрание генеральной Ассамблеи Каменщиков в Йорке, приуроченное ко дню Иоанна Крестителя). Это всего пять лет после истечения традиционного стовосьмилетнего периода Молчания после процесса Жака де Моле. Конечно, это может быть и совпадением, но тогда это совпадение – одно из многих в цепи подобных ему. К примеру, практически в то же время, в 1430 году, в Кёльне регистрируется строительное братство святого Иоанна, которое по свидетельствам современников уже тогда принимало в свои ряды «спекулятивных» Братьев.

Что касается XVI и XVII веков, сведений об Иоанновских традициях сохранилось достаточно мало. Однако нужно отметить хорошо освещенную в архивах попытку разгона ежегодной ассамблеи Вольных Каменщиков в Йорке в 1561 году, которая закончилась, к слову, инициацией офицеров, командовавших попыткой разгона и взятием Братства под официальную защиту Елизаветой Первой после доклада вышеупомянутых офицеров. Ассамблея, о которой идет речь, была упомянута как ежегодная и проводилась в день Иоанна Богослова (то есть 27 декабря), что говорит о том, что и зимний Иоаннов праздник в масонстве уже тогда отмечался наравне с летним.

Традиция сохранилась до возникновения спекулятивного масонства, и 1717 году Великая Ложа Лондона, давшая начало современному Братству Вольных Каменщиков, была создана именно на ассамблее в день Иоанна Крестителя. В последующие годы ассамблеи также проводились в этот день, вплоть до 1725 года, когда торжественное собрание было перенесено на день Иоанна Евангелиста. Однако английское масонство все больше попадало под влияние протестантизма и упоминания католических святых и ассамблеи по случаю их праздников воспринимались Братьями все хуже и хуже. Последней ассамблеей Великой Ложи Лондона, приуроченной к дню Иоанна Богослова, было собрание 27 декабря 1728 года.

Ещё одной причиной выбора Иоанна Крестителя в качестве знаковой для масонства фигуры можно считать непосредственно его личность. Он был образцом благочестия, человеком, не терпящим притворства и лицемерия, преисполненный духом и всецело посвятивший свою жизнь тому, что считал наиболее важным – распространению слова истины и спасения. Ему были чужды порочные земные помыслы, он был сочувственным и милосердным, непримиримым борцом со злом в душах людей. Разумеется, такая личность отлично подходит на роль покровителя, образца для подражания и почитания Вольными Каменщиками.

Обратим внимание на то, что две даты равноудалены друг от друга – они чередуются каждые 6 месяцев, разбивая годовой цикл на два равных отрезка. Если мы возьмем календарь как бесконечную последовательность чисел дат, не разбивая её на года, то можно сказать, что Иоанна Крестителя мы почитаем за полгода до Иоанна Богослова, и таким же правдивым будет утверждение, что мы почитаем Крестителя после Богослова и наоборот. Так создается бесконечный цикл, которому соответствует масонский символ круга с двумя касательными, параллельными друг другу. Собственно круг — это изображение годового цикла, а точки касательных – это экстремумы, дни солнцестояния, Иоанновы дни.

Если мы обратимся к Рене Генону и его концепции примордиальной традиции, воплощением которой можно считать и богато наполненную символами систему масонского ритуала, то мы увидим связь двух Иоаннов с двуликим Янусом и сможем гораздо глубже понять символизм двух памятных масонских дат. Этот древнеримский бог с двумя ликами представляет собой воплощение начала и конца, рассвета и заката, дуализма всего сущего. Он также считается богом посвящения в мистерии или богом инициации, то есть перехода на следующую ступень знания, что практикуется в Масонстве. В бытовом смысле двуликий Янус почитался как бог различных начинаний, дверей, входов и выходов и получил атрибуты сторожа. Генон считает, что языческий двуликий Янус в итоге стал летним и зимним Иоаннами, повторив судьбу других языческих богов, которые перевоплотились в виде христианских святых. В этой связи два Иоанна отсылают нас к двум колоннам Яхин и Боаз, предваряющим вход в храм царя Соломона.

Два Иоанна, два солнцестояния, две равноудаленных точки, две колонны, два начала, дуализм. В довольно широком смысле два масонских праздника символизируют начало и конец всего, что есть в нашем мире, его конечность. В то же самое время, эти две равноудаленные точки, как восход и закат на круге времени создают бесконечный обновляемый цикл, обновление природы, переход, рождение и смерть как промежутки в общем бесконечном замысле Великого Архитектора Вселенной. А летоисчисление от сотворения мира, от первых проблесков Света Истинного, света разума и духа, которым предшествовала тьма и пустота мира, неосознанность людского сознания, подчеркивает универсальный характер масонства. Таким образом, Вольные Каменщики берут на себя обязательство распространять Свет Истины на все человечество, выступая в качестве проводников от самого Великого Архитектора Вселенной.