Проблема ухудшения демографии является одним из наиболее ощутимых и опасных вызовов для развитых западных стран, наряду с сокращением ресурсов, загрязнением окружающей среды и обеспечением устойчивого мирового порядка. Эмансипация, глобализация, урбанизация и технологический прогресс делают воспитание детей малопривлекательным и невыгодным для отдельного индивидуума занятием, в то время как для государства и макроэкономики такая тенденция напротив создает серьезные угрозы. Суммарный коэффициент рождаемости уходит ниже порога простого воспроизводства населения, продолжительность жизни растет, население стареет, пенсионное бремя становится все более тяжким, ввиду чего государства идут на такие меры как субсидирование, например материнский, или как правильнее сказать родительский капитал, а также поощряет иммиграцию, что в свою очередь вынуждает ослаблять традиционные культурные устои, менять привычный уклад жизни, создавая все новые и новые проблемы. Слабая демография способствует созданию дефицита как низко, так и высококвалифицированных кадров, и, в то время как аналитики прогнозируют начало активной фазы борьбы за чистую воду лишь к 2050 г., борьба за «свежую кровь» уже стала реальностью.
В этой связи хотелось бы поговорить о том, как себя в такой обстановке чувствует масонство, в какой мере оно испытывает на себе влияние этих тенденций, какого его будущее и как меняется роль молодежи в масонстве. Ввиду того, что хоть сколь ни будь надежные статистические данные о демографии масонства отсутствуют, я рассмотрю вопросы через глобальные тренды, дедуктивно перекладывая их на масонство, а также поделюсь своими личными наблюдениями и переживаниями, т.к. принадлежу непосредственно к группе, которая является объектом данного исследования, то бишь молодежи.
Начнем с того, что молодежью в России считаются люди с 14 до 30, а с 2020 года до 35 лет. Ландмарка ограничивает минимальный возраст вступления 21 годом для профана и 18 годами для луфтона. В столь юные лета мало кто за редким исключением всерьез задумывается над теми вопросами, которым посвящают свои работы вольные каменщики. Братство – это не лицей и не духовная семинария, где молодых и неразумных наставляют на путь истинный. На мой взгляд, такой, казалось бы низкий порог – это всего лишь дань идеям либерализма, а не призыв к раннему приему, ведь постулант в любом случае должен пройти проверку на духовную зрелость во время опроса под повязкой и других испытаний. Вступление в масонство предполагает определенную личностную самостоятельность. Если мы говорим об искреннем и бескорыстном поиске Храма и Братства, то оно лежит на вершине пирамиды потребностей, а из психологии и социологии мы знаем, что высокоуровневые потребности возникают только после закрытия всех предшествующих. Поэтому логично, что в храме больше ждут людей, чей духовный сосуд уже частично наполнен, скорее всего мутной, профанной, водой, но при этом людей, стремящихся его очистить и наполнить до самых краев. И от того, достойные молодые кандидаты представляют большую ценность для Братства, особенно в сегодняшних реалиях. Таким образом, портрет желаемого молодого кандидата – это самодостаточный, либо уже определенным образом устроенный в жизни, либо с понятными жизненными перспективами человек, влекомый духовным поиском и стремлением к самосовершенствованию, готовый к посильному труду. Прежде чем ответить на вопрос, где искать таких кандидатов и нужно ли вообще это делать, давайте попробуем сформировать приблизительную демографическую картину масонства.
Историк масонства Сергей Павлович Карапчёв в книге «МАСОНСТВО И МАСОНЫ РОССИИ
XVIII – XXI в.» приводит следующую информацию, актуальную для 19 в. в годы после подавления движения декабристов и запрета масонства в Российской Империи:
«В вольные каменщики вступали люди, состоявшиеся в личностном, социальном, профессиональном плане. Самый ранний возраст при инициации зафиксирован у Н.Н. Баженова (1857–1923) и М.А. Волошина — 27 лет, самый пожилой — у А.С. Трачевского — 61 год, средний возраст — 42 года. До 30 лет в масонство вступили 4 человека, от 30 до 40 лет — 15, от 41 до 50 — 19 и свыше 50 — 6 человек.» В конце книги, говоря о современном масонстве на примере ВЛР, утверждает следующее: «принимают в ложу с 21 года. Возраст братьев составляет 30-55 лет. Есть примеры складывания масонских династий, когда в ложи принимаются сыновья вольных каменщиков.» В одном из интервью, Великий Мастер ВЛР дополняет картину следующей информацией: По возрасту российское масонство — достаточно молодое. Средний возраст российского масона — это 34-35 лет. Например, в Англии средний возраст масонов — это порядка 64-65 лет.
Давайте также взглянем на конкретных видных представителей масонства и на их примере дополним картину.
- Иван Перфильевич Елагин, первопроходец русского масонства, инициирован в 25 лет, 2 дочерей.
- Владимир Игнатьевич Лукин, сподвижник Елагина, в 35 лет, без детей.
- Сергей Григорьевич Волконский, декабрист, инициирован в 24 года, единственный сын Михаил, информации о причастности к масонству нет.
- Михаил Александрович Фонвизин племянник писателя Дениса Фонвизина, в 29 лет, 2 сыновей умерших в 21 год.
- Михаил Илларионович Кутузов, в 34 года, 5 дочерей, сын умер во младенчестве.
- Александр Христофорович Бенкендорф – в 32 года, 3 дочери.
- Карл Павлович Брюллов – живописец, без детей.
- Александр Александрович Бестужев, декабрист, без детей.
- Франц Йозеф Гайдн посвящен в 52 года, без детей.
- Вольтер, в 84, год смерти, без детей.
- Джордж Вашингтон, в 20 вступил, в 21 стал возвеличен в степень мастера, двое приемных детей от первого брака супруги.
- Бенджамин Франклин – посвящен в 25, дочь, двое сыновей, один дожил до 4, другой до 82 лет, лет.
Какие из этого могут быть сделаны выводы? Действительно, средний возраст инициации приходится на 30 лет, возраст достаточной духовной зрелости. Более ранние инициации в возрасте 21-25 лет наблюдаются только у «выдающихся среди выдающихся», либо сопряжены с определенными обстоятельствами. Хорошо заметен и эффект низкой рождаемости в связи с высоким уровнем образования, еще в эпоху когда одна женщина в среднем рожала 8 детей, в то время как сегодня всего по 1,5. А масоны, безусловно, были хорошо образованными людьми. Среди них гении от мира искусств и вовсе не оставили потомства. Поэтому, династическое масонство представлено лишь немногими примерами и не может гарантировать его стабильное будущее.
Что же тогда необходимо предпринимать, чтобы цепи братства оставались сильными, проходя сквозь смены поколений? Нужно чтобы масонские идеи и ценности оставались актуальными и доступными для понимания современной молодежи. Ландмарка не позволяет проводить кардинального пересмотра ритуалов и иных положений, да в этом и нет необходимости. Как и в любой другой просветительской, агитационной или пропагандистской деятельности, необходимо правильно выстраивать коммуникацию, которая должна учитывать социодемографический портрет целевой аудитории и его психологический портрет. Первый этап работы проведен, мы понимаем что в силу объективных причин это в среднем 30 лет. Если же требуется более молодая кровь, то целевой диапазон от 25 до 30 лет. Теперь же давайте взглянем на психологический портрет современной молодежи и попробуем отыскать точки соприкосновения.
Глядя на кумиров современной молодежи, чьи псевдонимы в случае их упоминания в отдельных случаях могут вызвать приступы тошноты, может сложиться впечатление, что битва за умы окончательно проиграна. Посыл, который они транслируют, и который так охотно впитывает молодежь — это жизнь ради собственного удовольствия, погоня за деньгами и вниманием любым способом, жизнь напоказ и агрессивная демонстрация собственного богатства, в том числе и фейкового. Это культ золотого тельца в самом грязном его проявлении, естественно подрывает морально-нравственные устои. Подливает масла в огонь академическая повестка, нападающая на традиционную семью и продвигающая постмодернизм, который ставит под сомнение наличие каких-либо четко установленных смыслов. И если для ученых постмодернистский взгляд ещё каким то образом может быть полезен, например для выхода за рамки привычных парадигм и создания уникальной концепции, то преобладающий среди масс он сводится к нигилизму – деструктивному и дегенеративному взгляду на мир. «Ничто не истинно, и все дозволено» — вот девиз современной молодежи.
В то же самое время для человека на биологическом уровне свойственно искать смысл в жизни и в отдельных её проявлениях. Так, например, депрессия, с когнитивной точки зрения, зачастую является следствием утраты смысла, жизненных ориентиров и ценностной базы. Масштабные исследования утверждают, что уровень депрессии среди населения развитых стран значительно вырос за последние годы и продолжает расти и в этом нет ничего удивительного. Религиозная парадигма утратила свое доминирующее влияние, поверить в Бога сейчас гораздо сложнее из-за прорывов в науке, правая идеология дискредитирована Третьим Рейхом, левая идеология провалилась в СССР и извратилась неомарксистами, а соцсети просто распирает от лидеров мнений, которые без конца хвастаются своим богатством и красивой жизнью. Создался идеологический вакуум, в котором молодые люди обречены на депрессию и неустроенность, либо за неимением альтернативы вынуждены подаваться в крысиные бега, таким образом лишь откладывая масштабный кризис своей личности на более поздние годы.
Только молодежь в этом не виновата. Весь западный иудео-христианский мир захлестнула волна нигилизма. Уже несколько десятков лет мы пилим даже не сук на котором сидим, а целиком весь ствол, от которого раскинулись цветущие ветви современной цивилизации. Симптомы декаданса, думаю, всем и так хорошо заметны, и перечислять их не имеет особого смысла. Обратить внимание стоит на наших соседей, на стремительно растущую мощь Китая, который активно работает с умами своих граждан, не давая им разложиться, укрепляя единство. И нет никаких сомнений в том, что Поднебесная воспользуется открывающимся окном возможностей чтобы поквитаться за годы колониальных унижений и занять лидерство в глобальной политике.
Лично для меня масонство и стало тем лучом света во тьме постмодернистского хаоса и лжи, который так необходим молодым. Влекомый стремлением к духовному развитию, поиску универсальных истин и смыслов, к пониманию мира как чего-то более масштабного, чем я, мое окружение и мои повседневные потребности, я обнаружил в масонстве источник мудрости, который не противоречит моим внутренним установкам и не ограничивает меня в моих изысканиях, а напротив направляет и поощряет. Масонство как синкретическая система, пронизанная ниточками сильнейших вековых идей и важнейших экзистенциальных вопросов, что особенно важно, подкрепленная авторитетом самых выдающихся исторических личностей, чьи поступки и мотивация говорят за себя выглядит очень привлекательно для всех, кто ищет подлинных смыслов и не ждет готовых ответов. И потому, на мой взгляд, сейчас, оно, возможно актуально как никогда.
Таинственность масонства и существующие предубеждения конечно не играют на руку тому, чтобы масонство стало спасательным кругом для блуждающих, но ищущих света молодых людей. Из своего опыта могу сказать, что когда я впервые получил намеки на связь с масонством, то отреагировал с большим скепсисом и насмешками как раз по этой причине, представляя его как секту. Однако, если бы я имел большее представление о духовной и идеологической силе масонства, и особенно его либеральности, я бы точно не смеялся. Я считаю что именно стремление масонов к постижению универсальных смыслов, обретению духовной основы при поощрении свободы сознания и с опорой на вековую мудрость и величайших личностей в компании таких же единомышленников – это то, чем можно зацепить молодых людей, которые будут крепко держать инструменты и энергично продолжать возводить храм.