По ту сторону двери храма. Зодческая работа брата В.В.Н.Р. - Великий Восток Народов России

По ту сторону двери храма. Зодческая работа брата В.В.Н.Р.

«Нужно бороться лишь с пятью вещами:
с болезнями тела, с невежеством ума,
со страстями тела, с соблазнами города
и раздорами семей»

— Пифагор

По ту сторону двери храма. ВЕК XVIII.

 

Любезные Братья, данная зодческая является моей первой в степени Ученика, и я хочу представить на ваш суд свою работу, в которой заключены мои размышления по итогу прочтения книги, написанной в конце XVIII века Братом Английской Ложи, как он сам и подписался Усердный таинств ваших предатель N.N., с характерным названием «Масон без маски».

Тревоги по поводу того, что почтенный джентльмен подробно описал ритуалы разных степеней посвящения, нет: они и так известны и находятся в открытом доступе разных библиотек. Сожаление вызывает, преднамеренное публикование ритуалов посвящения с нотками сарказма, при том, что им (при принятии) даны определённые клятвы. Но речь не об авторе…
Книга кратко отображает работу Лож, отношение Братьев друг к другу по ту сторону двери Храма в XVIII веке. И, насколько имеющиеся у меня знания, позволяют определить, оно разительно отличается от того, что происходит в нынешнее время.

Со слов автора, как он понимает масонство, то это, «прежде всего собрание избранных, коих соединяла дружба и любовь к роскоши, яствам и пирам без разбору». При этом, можно обратить свои взоры к более древним временам, когда Братья были не столь болтливы и более разумны – не выдавали себя. Доходило до того, что столь аскетичных Братьев считали профанами (я имею ввиду Братьев Соломоновых времён). И всё же масонство в Лондоне VXIII вв., в бОльшей степени, развивалось на принципах и постулатах Св. Иоанна, основываясь на создании братской любви и союза с призывом любить друг друга, показывая тем самым дух ободрения во всех делах.

Но, обо всём по порядку.
Посвящение того времени мало чем отличается от нынешнего за исключением таких нюансов, как при вручении перчаток, которые символизируют чистоту нравов, посвящённому вручалась вторая пара женских перчаток в дар возлюбленной; приветственный крик одобрения использовался из морской терминологии – гузе! Братья хором его возглашали, сопровождая троекратным тройным хлопком в ладоши. Прежде чем неофита посвятить в масоны он проходил трёхмесячный искус с целью определения готовности к посвящению. После ритуала посвящения Оратор водил Ученика по Храму, показывая и разъясняя значение всех символов, а именно: мозачиный пол, ступени Храма, столбы «I» и «B» (буквы которых имели определённые параметры), над самими Столбами делалась надпись «мудрость», «сила», «красота» (как мы с Вами пониманием, это связанно с Царём Соломоном, который при строительстве Храма придерживался и руководствовался красотой, силой и мудростью, дабы достигнуть своей цели). Далее Оратор разъяснял значение окон Храма (почему их три в определённых сторонах света), при чём на северной стороне окон никогда не было, ибо на севере не светит Солнце. Посвящённый получал разъяснения значений Солнца и Луны, светильников, пламенеющей звезды и т.д. Так же стоит отметить, что Храм устраивался в любом помещении и все необходимые знаки, символы чертились мелом на полу и стенах, и призыв к стиранию Храма имел прямое значение. Весьма интересна риторика использовалась в Ложах того времени, например Великий Мастер именовался трижды Достойным Мастером. Интересное, для меня примечание, даваемое посвящённому Досточтимым Мастером, является следующее выражение – и оно заключал в том, что «…только истинный масон может возводить взор свой на небо, когда освободится от страстей Профанов». Это примечание перекликается со словами Покаянного Канона Богу, где сказано: «…..не смею же взирать на небо, только молюсь, говоря: Дай мне, Господи, ум и плачусь дел моих горько…». Следовательно, можно провести параллели: как профан не должен смотреть на небо, так и неразумному грешнику запрещается возводить свой взгляд в небеса. Профан = неразумный и обратно, масон = умный (мудрый). И ещё один любопытный факт – по окончанию Работ Д.М. призывал поздравлять не Брата в посвящённую степень, а себя и друг друга с приобретением столь любезного Брата.

На этой ноте основные ритуальные работы, проводимые в Ложе завершались, и Братья переходили в столовую, где одним из обязательных атрибутов являлась форма стола, который имел продолговатый четырёхугольник с определённой рассадкой Братьев.
                                                                                                                                         

 …… «фреры никогда не собираются,
ежели добрый ужин не наградит их за их труды!»

В XVIII веке по случаю принятия нового Брата стол ломился от разнообразия и количества блюд. Агапа открывалась обязательным чтением Катехизиса т.к. 250 лет назад масонами почиталось за великий грех пренебрежением правилам Братства. Всё те же заряды, всё те же пушки, порох и т.д., Агапа ничем не отличалась от нынешней, но тут, дорогие мои Братья, самый тонкий момент – именно на Агапе того времени В.М., Д.М. и присутствующие учиняли вновь принятому Брату контрольный экзамен, который заключался в следующем: Братья Ученика проверяли насколько посвящённый внял всему, что только что с ним произошло, насколько Ученик готов удержать себя от профанского мира, или по крайней мере, от самого большого порока, который растлевает само свойство Человека. Как говорится, роскошь рождает невоздержание, – они его старались напоить, тем самым убеждаясь, насколько Ученик готов стать истинным масоном.
Во всех Ложах восемнадцатого века никогда не произносились своевольные и непристойные слова, и, если кто промолвится непристойно, брали с него пеню (штрафовали), требовали дать милостыню в кружку, установленного Ложей, размера. Эти деньги В.М. раздавал нищим. Так же в Ложах существовало лицо, которое выносило решения за всякого рода провинности, исполняемые в должности. За такие деяния так же налагался штраф на виновного с принесением публичных извинений перед Братьями, но если брат пришёл с повинной, то штраф не налагался, но провинившийся публичные извинения в Ложе принести обязан.

В завершении своей работы, хотел бы упомянуть о портрете Вольного каменщика, существовавшего в XVIII веке для желающих посвятить себя масонству.

Итак,
Уповай на Бога, Не надейся на себя, Делай своё дело, Не много требуй, Славы убегай, Много слушай, Мало говори, Тайное молчи, Меньшему прощай, БОльшему уступи, Равное сноси, Не будь празден, Никому не грози, Гордых презирай, Несчастие терпи, Учись умирать.
Конечно, в XXI веке сложно соответствовать данному портрету целиком на 100%, но каждый из Братьев, в силу своих возможностей, мог бы стремиться к удобным для себя тезисам. И не исключено, что благодаря этому мир станет немного лучше. Но как бы мы не старались привнести Свет в наш мир, облагородить своими трудами в Храме и вне его себя – для простого народа Каменщик будет навсегда великой загадкой, и никто её точно не узнает пока не станет сам масоном.

Я сказал.

Масон без маски