"Символизм зимнего солнцестояния в Масонстве и Христианстве". Зодческая работа подмастерья В.В.Н.Р. брата А:К: - Великий Восток Народов России

«Символизм зимнего солнцестояния в Масонстве и Христианстве». Зодческая работа подмастерья В.В.Н.Р. брата А:К:

Досточтимый Мастер, любезные Братья и Сестры, во всех ваших Степенях и Званиях, приветствую Вас! Сегодня мне представилась честь озвучить Вам свои размышления в своей зодческой работе.

Сегодняшний день, 24 декабря, соответствует кануну Рождества Христова в Католицизме, рождественскому сочельнику, который предшествует непосредственно рождественской ночи 25 декабря. В 45 году до н. э. Юлий Цезарь в своём юлианском календаре установил для Европы 25 декабря как дату зимнего солнцестояния. Этим двум событиям – зимнему солнцестоянию и Рождеству, их символическому значению в масонстве и христианстве посвящена моя зодческая работа.

Фактическая дата солнцестояния в 2022 году: 21 декабря 21:48:10. С момента установления Цезарем, за счёт разницы между календарным годом (365,25 суток) и тропическим годом (365,2421897 суток) произошёл сдвиг фактического астрономического солнцестояния примерно на три дня за каждые четыре столетия, достигнув в XVI веке даты 12 декабря. В 1582 году Папа Григорий XIII решил восстановить точное соответствие между сезонами и гражданским годом, но при этом он ссылался не на эпоху римского императора, а на Никейский собор 325 года, период становления основных христианских праздников. Таким образом, Папа аннулировал 10-дневную ошибку, накопленную за период с IV по XVI века, но не учёл 3 дня, набежавшие между I и IV веками нашей эры. Эта корректировка календаря сдвинула зимнее солнцестояние в северном полушарии примерно до 22 декабря. До сих пор в григорианском календаре солнцестояние колеблется на один или два дня.

Солнцестояния, возможно, были особыми моментами годового цикла, даже во времена неолита. Астрономические события, которые с древних времён управляли спариванием животных, посевом сельскохозяйственных культур и заготовкой зимних запасов до следующего урожая, показывают, как возникли различные культурные мифы и традиции. Зимнее солнцестояние имело важное значение момент во многих культурах на протяжении всей истории, поскольку оно знаменует возвращение более длинных дней и более коротких ночей, символизируя победу света над тьмой. Зимнее солнцестояние было чрезвычайно важно в жизни первобытной общины, поскольку люди не были уверены в том, что они хорошо подготовились к зиме в течение предыдущих девяти месяцев, и что они смогут пережить эту зиму. Голод был распространённым явлением в зимний период, с января по апрель, этот отрезок года известен как голодные месяцы. Поскольку зимнее солнцестояние является поворотным событием в присутствии Солнца на небе, оно дало повод для повсеместного возникновения концепции рождения или возрождения богов. В культуре многих народов на основе зимнего солнцестояния основаны циклические календари, празднуется возрождающийся год, символ «новых начинаний».

Карл Густав Юнг объяснял глубинные истоки мифа об умирающем и воскресающем боге в рамках теории психоанализа и делал акцент на сюжетах оскопления бога и его связи с матерью. Божество им интерпретировалось в связи с противоречивостью либидо, которое одновременно проявляет и безграничное желание жизни, и волю к смерти. Умирающий и воскресающий бог по мнению Юнга — «томящаяся тоскою по матери инфантильная личность, жертвующая, под видом Митры, желанием (libido), под видом же Христа идущая на смерть; оба действуют и добровольно, и недобровольно». В момент смерти жизнь — плодородие и либидо — исчезает, возвращаясь в мать, из лона которой она возвращается обновлённой. Бог умирает, принося себя в жертву для матери, и возвращается в её чрево, вступая таким образом с ней в священный брак: «наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя» (Откр. 19:7).

Невозможно говорить о зимнем солнцестоянии, не затрагивая и летнее. Эти две точки экстремума очерчивают собой вечный, природный цикл, прямым образом воздействующий на жизнь человека и формирующий глубокие символические смыслы. «Ключевой» связующей точкой масонского и христианского символизма солнцестояния можно назвать языческого двуликого бога Януса. Рене Генон указывает на него как на бога с двумя ликами, который представляет собой воплощение начала и конца, рассвета и заката, дуализма всего сущего. Чаще всего Янус держит два ключа; это ключи от врат двух солнцестояний, Janua Coeli и Janua Inferni, соотносящихся, соответственно, c зимним и летним солнцестоянием, то есть двумя крайними точками хода солнца в течение годового цикла, потому что Янус, как «Господин времен», есть Янитор, который отпирает и запирает врата годового цикла посредством ключей. С другой стороны, он был также богом инициации, посвящения в таинства: initiatio происходит от in-ire, «входить» (что равным образом связано с символикой «врат»), и, согласно Цицерону, имя Януса имеет тот же корень, что и глагол ire «идти»; этот корень, i, обнаруживается и в санскрите, притом с тем же значением, что и в латыни. И в последней в числе своих производных он дает слово yana, «путь», поразительно близкое по форме к самому имени Janus. «Я есть Путь», — сказал Христос. поскольку Янус рассматривался как божество инициации, оба его ключа, один золотой и другой серебряный, были ключами от «великих мистерий» и «малых мистерий»; если же воспользоваться другим равнозначным языком, то серебряный ключ был ключом от «Земного Рая», а золотой от «Рая Небесного». Эти же самые ключи были одним из атрибутов Верховного Понтифика.

Согласно христианской символике, рождение Христа имеет место не просто в зимнее солнцестояние, но также и в полночь. Оно, следовательно, находится в двойном соотношении с «вратами богов». С другой стороны, согласно масонской символике, инициатическая работа совершается с полудня до полуночи, что не менее точно, если рассматривать эту работу как движение, совершаемое от «врат людей» к «вратам богов». В масонской инициации переход от квадрата к арке from square to arch олицетворяет переход «от Земли к Небу» (откуда понятие экзальтации, возвышения, exaltation для обозначения допуска к степени Royal Arch), т. е. из области «малых мистерий» в область «великих мистерий», с двойным, «священства» и «царства», аспектом для последних, т. к. полный соответствующий титул есть Святой и Королевской Арки. Holy (and) Royal Arch.

Рене Генон также указывает на связанную с ключами Януса общую для всех народов «Астрономическую символику», символику зодиакального цикла, двух зодиакальных врат, которые соответствуют входу и выходу «космической пещеры» и в некоторых традициях именуются «вратами людей» и «вратами богов», должны соотноситься с двумя солнцестояниями. Теперь следует уточнить, что первые соответствуют летнему солнцестоянию, то есть знаку Рака, а вторые — зимнему солнцестоянию, то есть знаку Козерога.  Этим символы мы можем часто видеть изображенной на порталах многих средневековых церквей. И здесь же он напоминает, что у Януса была и другая функция: он был богом корпораций ремесленников, или Collegia Fabrorum, которые отмечали в свою честь два праздника солнцестояния зимой и летом. В дальнейшем этот обычай всегда сохранялся в корпорациях строителей, (но с утверждением христианства эти два праздника солнцестояния отождествлялись с двумя праздниками Св. Иоанна, зимним и летним. Генон делает намек на ложу Св. Иоанна). В бытовом смысле двуликий Янус почитался как бог различных начинаний, дверей, входов и выходов и получил атрибуты сторожа. Генон считает, что языческий двуликий Янус в итоге стал летним и зимним Иоаннами, повторив судьбу других языческих богов, которые перевоплотились в виде христианских святых.

На некоторых изображениях, относящихся к масонству Королевской Арки Royal Arch «небесное» значение арки обозначается изображением на ней части зодиака; при этом одни из «врат солнцестояния» помещаются тогда в «замке свода». Эти врата, однако, могли меняться в зависимости от того, рассматривались ли они как «вход» или «выход».

На основе евангельского свидетельства о 6-месячной разнице в возрасте между Иоанном Крестителем и Христом церковный праздник рождества Иоанна оказался близок к летнему солнцестоянию, а Рождество Христово — к зимнему. Таким образом, под знаком Христа солнце начинает возрастать, а под знаком Иоанна — умаляться (согласно словам самого Иоанна «ему должно расти, а мне умаляться»). Созвучие Янус, Иоанн, или иудейский Яханан имеет еще и смысловой символизм. Слово ханан в древнееврейском языке означает одновременно «благосклонность» и «милосердие», а также «хвала» (и, по крайней мере, любопытно констатировать, что и во французском языке слова «милость», «благодать» («grace») и «милосердие», «пощада» («merci») имеют точно то же двойное значение); следовательно, имя Яханан может означать «милосердие Божие», а также «хвала Богу». Однако, легко понять, что первый из этих двух смыслов, видимо, соотносится конкретно с Иоанном Крестителем, а второй — с Иоанном Евангелистом; впрочем, можно сказать, что милосердие, по определению, есть нечто «нисходящее», а хвала — «восходящее», что указывает нам и на их соотношение с двумя половинами годового цикла

В либеральном масонстве, фигуры Иоаннов несколько утратили свою религиозную значимость, став фигурами символическими, но все равно связанными с вольными каменщиками.  Ложа Святых Иоаннов Иерусалимских или Ложа Святого Иоанна — согласно масонской легенде, первая Материнская Ложа, была учреждена в Иерусалиме и посвящена Святому Иоанну Крестителю, затем Святому Иоанну Евангелисту, а вскоре — им обоим. Таким образом, эта Мастерская носила название «Ложи Святых Иоаннов Иерусалимских». В этой связи два Иоанна отсылают нас к двум колоннам Яхин и Боаз, предворяющим вход в храм царя Соломона.

Интересно, что первое документальное упоминание Иоанна Крестителя в связи с братствами Каменщиков относится к 1427 году (собрание генеральной Ассамблеи Каменщиков в Йорке, приуроченное ко дню Иоанна Крестителя). Это всего пять лет после истечения традиционного стовосьмилетнего периода Молчания после процесса Жака де Моле. Конечно, это может быть и совпадением, но тогда это совпадение – одно из многих в цепи подобных ему. К примеру, практически в то же время, в 1430 году, в Кёльне регистрируется строительное братство святого Иоанна, которое по свидетельствам современников уже тогда принимало в свои ряды «спекулятивных» Братьев.

Что касается XVI и XVII веков, сведений об Иоанновских традициях сохранилось достаточно мало. Однако нужно отметить хорошо освещенную в архивах попытку разгона ежегодной ассамблеи Вольных Каменщиков в Йорке в 1561 году, которая закончилась, к слову, инициацией офицеров, командовавших попыткой разгона и взятием Братства под официальную защиту Елизаветой Первой после доклада вышеупомянутых офицеров. Ассамблея, о которой идет речь, была упомянута как ежегодная и проводилась в день Иоанна Богослова (то есть 27 декабря), что говорит о том, что и зимний Иоаннов праздник в масонстве уже тогда отмечался наравне с летним.

Традиция сохранилась до возникновения спекулятивного масонства, и 1717 году Великая Ложа Лондона, давшая начало современному Братству Вольных Каменщиков, была создана именно на ассамблее в день Иоанна Крестителя. В последующие годы ассамблеи также проводились в этот день, вплоть до 1725 года, когда торжественное собрание было перенесено на день Иоанна Евангелиста. Однако английское масонство все больше попадало под влияние протестантизма и упоминания католических святых и ассамблеи по случаю их праздников воспринимались Братьями все хуже и хуже. Последней ассамблеей Великой Ложи Лондона, приуроченной к дню Иоанна Богослова, было собрание 27 декабря 1728 года.

Ещё одной причиной выбора Иоанна Крестителя в качестве знаковой для масонства фигуры можно считать непосредственно его личность. Он был образцом благочестия, человеком, не терпящим притворства и лицемерия, преисполненный духом и всецело посвятивший свою жизнь тому, что считал наиболее важным – распространению слова истины и спасения. Ему были чужды порочные земные помыслы, он был сочувственным и милосердным, непримиримым борцом со злом в душах людей. Разумеется, такая личность отлично подходит на роль покровителя, образца для подражания и почитания Вольными Каменщиками.

Зимнее солнцестояние, знаменующее начало возвращения более длинных дней и конец самой темной части года, часто ассоциируется с идеями обновления, возрождения и надежды на будущее. Эти темы могут иметь значение для масонов, поскольку они размышляют о своих личных и духовных путешествиях и стремятся жить в соответствии с ценностями и принципами братства.

Зимнее солнцестояние также является временем размышлений и размышлений, так как оно знаменует собой конец одного года и начало другого. Это может быть время для масонов задуматься о своем собственном прогрессе и достижениях за последний год, а также поставить цели и принять решения на год вперед. Это также, может быть, время подтвердить свою приверженность принципам и ценностям братства и искать новые возможности для личного роста и самосовершенствования.

Помимо личного и духовного значения, зимнее солнцестояние может также иметь символическое значение в контексте масонства. Циклы времен года со связанными с ними изменениями и трансформациями можно рассматривать как метафоры жизненного пути, роста и развития человека. Зимнее солнцестояние, как самый темный и самый короткий день в году, можно рассматривать как символ самых темных и самых трудных времен, с которыми мы сталкиваемся в жизни, но это также напоминание о том, что эти времена временны и что впереди нас ждут более светлые и лучшие дни.

В заключение, хотя зимнее солнцестояние прямо не упоминается и не отмечается в масонстве, вполне возможно, что отдельные масоны могут найти личное и символическое значение в это время года. Темы обновления, возрождения и надежды на будущее, а также возможность для размышлений и созерцания могут быть ценны для масонов, поскольку они стремятся жить в соответствии с ценностями и принципами братства и продолжать духовные странствия.

Новости

16 марта 6024 заседание Великой Ложи «Северная Звезда» Великого Востока Народов России.
13.03.2024
Заседание Великой Ложи «Пифагор» В.В.Н.Р. 17 февраля 6024 года, в 12-00
15.02.2024
23 декабря 6023 года заседание Великой Ложи «Большая Медведица» В.В.Н.Р.
19.12.2023
11 ноября 6023 г. — заседание Великой Ложи «Северная Звезда» Великого Востока Народов России.
08.11.2023
Взаимное признание Gran Logia Simbólica Española (Великая Символическая Ложа Испании)
26.05.2023
Взаимное признание Grand Universal Lodge of Bulgaria
26.05.2023
Взаимное признание Gran Logia del Norte de Colombia (Великая Ложа Северной Колумбии)
26.05.2023
Взаимное признание Grand Orient de Canaan (Великий Восток Ханаана, Ливан)
26.05.2023
17-21 мая 2023 Стамбул. 61-ая Международная Ассамблея либеральных масонских послушаний CLIPSAS
26.05.2023
27 мая 6023 года заседание Великой Ложи «Северная Звезда»
24.05.2023