"Символизм зимнего солнцестояния в Масонстве и Христианстве". Зодческая работа подмастерья В.В.Н.Р. брата А:К: - Великий Восток Народов России

«Символизм зимнего солнцестояния в Масонстве и Христианстве». Зодческая работа подмастерья В.В.Н.Р. брата А:К:

Досточтимый Мастер, любезные Братья и Сестры, во всех ваших Степенях и Званиях, приветствую Вас! Сегодня мне представилась честь озвучить Вам свои размышления в своей зодческой работе.

Сегодняшний день, 24 декабря, соответствует кануну Рождества Христова в Католицизме, рождественскому сочельнику, который предшествует непосредственно рождественской ночи 25 декабря. В 45 году до н. э. Юлий Цезарь в своём юлианском календаре установил для Европы 25 декабря как дату зимнего солнцестояния. Этим двум событиям – зимнему солнцестоянию и Рождеству, их символическому значению в масонстве и христианстве посвящена моя зодческая работа.

Фактическая дата солнцестояния в 2022 году: 21 декабря 21:48:10. С момента установления Цезарем, за счёт разницы между календарным годом (365,25 суток) и тропическим годом (365,2421897 суток) произошёл сдвиг фактического астрономического солнцестояния примерно на три дня за каждые четыре столетия, достигнув в XVI веке даты 12 декабря. В 1582 году Папа Григорий XIII решил восстановить точное соответствие между сезонами и гражданским годом, но при этом он ссылался не на эпоху римского императора, а на Никейский собор 325 года, период становления основных христианских праздников. Таким образом, Папа аннулировал 10-дневную ошибку, накопленную за период с IV по XVI века, но не учёл 3 дня, набежавшие между I и IV веками нашей эры. Эта корректировка календаря сдвинула зимнее солнцестояние в северном полушарии примерно до 22 декабря. До сих пор в григорианском календаре солнцестояние колеблется на один или два дня.

Солнцестояния, возможно, были особыми моментами годового цикла, даже во времена неолита. Астрономические события, которые с древних времён управляли спариванием животных, посевом сельскохозяйственных культур и заготовкой зимних запасов до следующего урожая, показывают, как возникли различные культурные мифы и традиции. Зимнее солнцестояние имело важное значение момент во многих культурах на протяжении всей истории, поскольку оно знаменует возвращение более длинных дней и более коротких ночей, символизируя победу света над тьмой. Зимнее солнцестояние было чрезвычайно важно в жизни первобытной общины, поскольку люди не были уверены в том, что они хорошо подготовились к зиме в течение предыдущих девяти месяцев, и что они смогут пережить эту зиму. Голод был распространённым явлением в зимний период, с января по апрель, этот отрезок года известен как голодные месяцы. Поскольку зимнее солнцестояние является поворотным событием в присутствии Солнца на небе, оно дало повод для повсеместного возникновения концепции рождения или возрождения богов. В культуре многих народов на основе зимнего солнцестояния основаны циклические календари, празднуется возрождающийся год, символ «новых начинаний».

Карл Густав Юнг объяснял глубинные истоки мифа об умирающем и воскресающем боге в рамках теории психоанализа и делал акцент на сюжетах оскопления бога и его связи с матерью. Божество им интерпретировалось в связи с противоречивостью либидо, которое одновременно проявляет и безграничное желание жизни, и волю к смерти. Умирающий и воскресающий бог по мнению Юнга — «томящаяся тоскою по матери инфантильная личность, жертвующая, под видом Митры, желанием (libido), под видом же Христа идущая на смерть; оба действуют и добровольно, и недобровольно». В момент смерти жизнь — плодородие и либидо — исчезает, возвращаясь в мать, из лона которой она возвращается обновлённой. Бог умирает, принося себя в жертву для матери, и возвращается в её чрево, вступая таким образом с ней в священный брак: «наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя» (Откр. 19:7).

Невозможно говорить о зимнем солнцестоянии, не затрагивая и летнее. Эти две точки экстремума очерчивают собой вечный, природный цикл, прямым образом воздействующий на жизнь человека и формирующий глубокие символические смыслы. «Ключевой» связующей точкой масонского и христианского символизма солнцестояния можно назвать языческого двуликого бога Януса. Рене Генон указывает на него как на бога с двумя ликами, который представляет собой воплощение начала и конца, рассвета и заката, дуализма всего сущего. Чаще всего Янус держит два ключа; это ключи от врат двух солнцестояний, Janua Coeli и Janua Inferni, соотносящихся, соответственно, c зимним и летним солнцестоянием, то есть двумя крайними точками хода солнца в течение годового цикла, потому что Янус, как «Господин времен», есть Янитор, который отпирает и запирает врата годового цикла посредством ключей. С другой стороны, он был также богом инициации, посвящения в таинства: initiatio происходит от in-ire, «входить» (что равным образом связано с символикой «врат»), и, согласно Цицерону, имя Януса имеет тот же корень, что и глагол ire «идти»; этот корень, i, обнаруживается и в санскрите, притом с тем же значением, что и в латыни. И в последней в числе своих производных он дает слово yana, «путь», поразительно близкое по форме к самому имени Janus. «Я есть Путь», — сказал Христос. поскольку Янус рассматривался как божество инициации, оба его ключа, один золотой и другой серебряный, были ключами от «великих мистерий» и «малых мистерий»; если же воспользоваться другим равнозначным языком, то серебряный ключ был ключом от «Земного Рая», а золотой от «Рая Небесного». Эти же самые ключи были одним из атрибутов Верховного Понтифика.

Согласно христианской символике, рождение Христа имеет место не просто в зимнее солнцестояние, но также и в полночь. Оно, следовательно, находится в двойном соотношении с «вратами богов». С другой стороны, согласно масонской символике, инициатическая работа совершается с полудня до полуночи, что не менее точно, если рассматривать эту работу как движение, совершаемое от «врат людей» к «вратам богов». В масонской инициации переход от квадрата к арке from square to arch олицетворяет переход «от Земли к Небу» (откуда понятие экзальтации, возвышения, exaltation для обозначения допуска к степени Royal Arch), т. е. из области «малых мистерий» в область «великих мистерий», с двойным, «священства» и «царства», аспектом для последних, т. к. полный соответствующий титул есть Святой и Королевской Арки. Holy (and) Royal Arch.

Рене Генон также указывает на связанную с ключами Януса общую для всех народов «Астрономическую символику», символику зодиакального цикла, двух зодиакальных врат, которые соответствуют входу и выходу «космической пещеры» и в некоторых традициях именуются «вратами людей» и «вратами богов», должны соотноситься с двумя солнцестояниями. Теперь следует уточнить, что первые соответствуют летнему солнцестоянию, то есть знаку Рака, а вторые — зимнему солнцестоянию, то есть знаку Козерога.  Этим символы мы можем часто видеть изображенной на порталах многих средневековых церквей. И здесь же он напоминает, что у Януса была и другая функция: он был богом корпораций ремесленников, или Collegia Fabrorum, которые отмечали в свою честь два праздника солнцестояния зимой и летом. В дальнейшем этот обычай всегда сохранялся в корпорациях строителей, (но с утверждением христианства эти два праздника солнцестояния отождествлялись с двумя праздниками Св. Иоанна, зимним и летним. Генон делает намек на ложу Св. Иоанна). В бытовом смысле двуликий Янус почитался как бог различных начинаний, дверей, входов и выходов и получил атрибуты сторожа. Генон считает, что языческий двуликий Янус в итоге стал летним и зимним Иоаннами, повторив судьбу других языческих богов, которые перевоплотились в виде христианских святых.

На некоторых изображениях, относящихся к масонству Королевской Арки Royal Arch «небесное» значение арки обозначается изображением на ней части зодиака; при этом одни из «врат солнцестояния» помещаются тогда в «замке свода». Эти врата, однако, могли меняться в зависимости от того, рассматривались ли они как «вход» или «выход».

На основе евангельского свидетельства о 6-месячной разнице в возрасте между Иоанном Крестителем и Христом церковный праздник рождества Иоанна оказался близок к летнему солнцестоянию, а Рождество Христово — к зимнему. Таким образом, под знаком Христа солнце начинает возрастать, а под знаком Иоанна — умаляться (согласно словам самого Иоанна «ему должно расти, а мне умаляться»). Созвучие Янус, Иоанн, или иудейский Яханан имеет еще и смысловой символизм. Слово ханан в древнееврейском языке означает одновременно «благосклонность» и «милосердие», а также «хвала» (и, по крайней мере, любопытно констатировать, что и во французском языке слова «милость», «благодать» («grace») и «милосердие», «пощада» («merci») имеют точно то же двойное значение); следовательно, имя Яханан может означать «милосердие Божие», а также «хвала Богу». Однако, легко понять, что первый из этих двух смыслов, видимо, соотносится конкретно с Иоанном Крестителем, а второй — с Иоанном Евангелистом; впрочем, можно сказать, что милосердие, по определению, есть нечто «нисходящее», а хвала — «восходящее», что указывает нам и на их соотношение с двумя половинами годового цикла

В либеральном масонстве, фигуры Иоаннов несколько утратили свою религиозную значимость, став фигурами символическими, но все равно связанными с вольными каменщиками.  Ложа Святых Иоаннов Иерусалимских или Ложа Святого Иоанна — согласно масонской легенде, первая Материнская Ложа, была учреждена в Иерусалиме и посвящена Святому Иоанну Крестителю, затем Святому Иоанну Евангелисту, а вскоре — им обоим. Таким образом, эта Мастерская носила название «Ложи Святых Иоаннов Иерусалимских». В этой связи два Иоанна отсылают нас к двум колоннам Яхин и Боаз, предворяющим вход в храм царя Соломона.

Интересно, что первое документальное упоминание Иоанна Крестителя в связи с братствами Каменщиков относится к 1427 году (собрание генеральной Ассамблеи Каменщиков в Йорке, приуроченное ко дню Иоанна Крестителя). Это всего пять лет после истечения традиционного стовосьмилетнего периода Молчания после процесса Жака де Моле. Конечно, это может быть и совпадением, но тогда это совпадение – одно из многих в цепи подобных ему. К примеру, практически в то же время, в 1430 году, в Кёльне регистрируется строительное братство святого Иоанна, которое по свидетельствам современников уже тогда принимало в свои ряды «спекулятивных» Братьев.

Что касается XVI и XVII веков, сведений об Иоанновских традициях сохранилось достаточно мало. Однако нужно отметить хорошо освещенную в архивах попытку разгона ежегодной ассамблеи Вольных Каменщиков в Йорке в 1561 году, которая закончилась, к слову, инициацией офицеров, командовавших попыткой разгона и взятием Братства под официальную защиту Елизаветой Первой после доклада вышеупомянутых офицеров. Ассамблея, о которой идет речь, была упомянута как ежегодная и проводилась в день Иоанна Богослова (то есть 27 декабря), что говорит о том, что и зимний Иоаннов праздник в масонстве уже тогда отмечался наравне с летним.

Традиция сохранилась до возникновения спекулятивного масонства, и 1717 году Великая Ложа Лондона, давшая начало современному Братству Вольных Каменщиков, была создана именно на ассамблее в день Иоанна Крестителя. В последующие годы ассамблеи также проводились в этот день, вплоть до 1725 года, когда торжественное собрание было перенесено на день Иоанна Евангелиста. Однако английское масонство все больше попадало под влияние протестантизма и упоминания католических святых и ассамблеи по случаю их праздников воспринимались Братьями все хуже и хуже. Последней ассамблеей Великой Ложи Лондона, приуроченной к дню Иоанна Богослова, было собрание 27 декабря 1728 года.

Ещё одной причиной выбора Иоанна Крестителя в качестве знаковой для масонства фигуры можно считать непосредственно его личность. Он был образцом благочестия, человеком, не терпящим притворства и лицемерия, преисполненный духом и всецело посвятивший свою жизнь тому, что считал наиболее важным – распространению слова истины и спасения. Ему были чужды порочные земные помыслы, он был сочувственным и милосердным, непримиримым борцом со злом в душах людей. Разумеется, такая личность отлично подходит на роль покровителя, образца для подражания и почитания Вольными Каменщиками.

Зимнее солнцестояние, знаменующее начало возвращения более длинных дней и конец самой темной части года, часто ассоциируется с идеями обновления, возрождения и надежды на будущее. Эти темы могут иметь значение для масонов, поскольку они размышляют о своих личных и духовных путешествиях и стремятся жить в соответствии с ценностями и принципами братства.

Зимнее солнцестояние также является временем размышлений и размышлений, так как оно знаменует собой конец одного года и начало другого. Это может быть время для масонов задуматься о своем собственном прогрессе и достижениях за последний год, а также поставить цели и принять решения на год вперед. Это также, может быть, время подтвердить свою приверженность принципам и ценностям братства и искать новые возможности для личного роста и самосовершенствования.

Помимо личного и духовного значения, зимнее солнцестояние может также иметь символическое значение в контексте масонства. Циклы времен года со связанными с ними изменениями и трансформациями можно рассматривать как метафоры жизненного пути, роста и развития человека. Зимнее солнцестояние, как самый темный и самый короткий день в году, можно рассматривать как символ самых темных и самых трудных времен, с которыми мы сталкиваемся в жизни, но это также напоминание о том, что эти времена временны и что впереди нас ждут более светлые и лучшие дни.

В заключение, хотя зимнее солнцестояние прямо не упоминается и не отмечается в масонстве, вполне возможно, что отдельные масоны могут найти личное и символическое значение в это время года. Темы обновления, возрождения и надежды на будущее, а также возможность для размышлений и созерцания могут быть ценны для масонов, поскольку они стремятся жить в соответствии с ценностями и принципами братства и продолжать духовные странствия.

Новости

Заседание Великой Ложи «Пифагор» Великого Востока Народов России 22.06.6024 в 12-00
17.06.2024
15.06.2024 Валенсия Испания. Состоялась ежегодная Ассамблея Великой Символической Ложи Испании.
17.06.2024
Подписан договор о дружбе и взаимном признании с Великим Сербским Масонским Послушанием «Либеральная Великая Ложа Сербии».
20.05.2024
Подписан договор о дружбе и взаимном признании с Великим Мексиканским Масонским Послушанием «Великий Восток Мексики».
20.05.2024
17-18 мая 2024 Конференция «Масонство и искусственный интеллект, в меняющимся мире». Генеральная Международная Ассамблея CLIPSAS Албания-2024
20.05.2024
19.05.24 Торжественная церемония закрытия Генеральной Международной Ассамблеи CLIPSAS Албания-2024
19.05.2024
Заседание Великой женской Ложи «Большая медведица » 11 мая 6024 года, в 12-00
30.04.2024
16 марта 6024 заседание Великой Ложи «Северная Звезда» Великого Востока Народов России.
13.03.2024
Заседание Великой Ложи «Пифагор» В.В.Н.Р. 17 февраля 6024 года, в 12-00
15.02.2024
23 декабря 6023 года заседание Великой Ложи «Большая Медведица» В.В.Н.Р.
19.12.2023